Спасатели старинных усадеб
Нина Костючкова пишет на сайте КОММЕРСАНТ-ОГОНЁК, что вокруг Москвы до революции было около тысячи помещичьих усадеб. Сейчас сохранилось 150. Выставка, посвящённая усадьбам уничтоженным и сохранённым, открылась в Новоиерусалимском музее (г. Истра).
Судьба этого музея сама по себе служит иллюстрацией к нашей истории. Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Монастырь жаловали Алексей Михайлович и Елизавета Петровна, а Пётр I и Екатерина II лишили его значительной части доходов. Постройка в 1870 году Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги вызвала наплыв паломников, а с установлением Советской власти монастырь был превращён в музей, точнее, в два музея – Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей.
В открывшейся выставке акцент сделан на героических усилиях людей, спасавших после революции старинные усадьбы. В 1922 году, когда большевистская власть и её многочисленные прихлебатели стремились уничтожить абсолютно всё «наследие царского режима», 19-летний историк Владимир Згура и 22-летний искусствовед Алексей Греч организовали Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ), объединившее около 150 человек. Члены Общества ездили по Центральной России, фотографировали заброшенные помещичьи дома, выпускали небольшие путеводители, собирали информацию о прежних владельцах.
Когда у советской власти дошли руки до сохранившихся усадеб, их перепрофилировали под дома отдыха, больницы или склады. Бὁльшую часть находившихся в них культурных ценностей продали на Запад, а любителей старины объявили шпионами. Владимир Згура в 1927 году 24 года утонул в Крыму. Алексей Греч в 1930-м был арестован и отправлен на Соловки, где по памяти написал исследование «Венок усадьбам»; оно чудом сохранилось, и в 1990-е было опубликовано, а самого Греча в 1938 году расстреляли. Таких, как он, людей, расплатившихся жизнью за интерес к истории родного края, были десятки; на выставке они названы поименно. Первый директор музея «Новый Иерусалим» Натан Александрович Шнеерсон, по сути, сформировавший его коллекцию, тоже был арестован и расстрелян 9 октября 1937 г. по обвинения в террористической деятельности.
Основу «Ленты времени», рассказывающей об этих людях, составил фонд Юрия Борисовича Шмарова (1898–1989) из Музея Пушкина – коллекционера, юриста и специалиста по дворянской генеалогии. В 1920-х годах Шмаров входил в ОИРУ. С 1924-го по 1930 год он работал в Московском уголовном розыске, затем занимал должность юрисконсульта в Наркомземе. 17 апреля 1933 года был арестован и 23 года провёл в ссылках. В 1956 году после реабилитации Шмаров вернулся в Москву, где у него чудом сохранились усадебные фотографии, сделанные в бытность в ОИРУ.
Куратор выставки, архитектор и искусствовед Ксения Новохатько, считает ностальгию по усадьбам, взлелеянную литературой от Пушкина до Набокова м кинематографом (братья Михалковы), архетипичной для нашего национального сознания. В более широком смысле архетипом можно считать черту, выраженную пословицей «имеем – не бережём, потерявши – плачем».
См.: https://www.kommersant.ru/doc/4511824
Фамильный герб на заказ по доступной цене.
Специалисты МИГИ - профессионалы в своем деле!
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги