Пещеры Канхери - экзотическая достопримечательность в джунглях Мумбаи
В экзотических джунглях национального парка Санджай Ганди на окраине Мумбаи находятся большие обнажения базальтов. Этот базальтовый массив содержит 109 высеченных в скале пещер Канхери – буддийских келий и святынь возрастом более 2000 лет.
Часто описание пещер Канхери начинается с утверждения, что здесь не стоит ожидать «других пещер Элефанты» или Тадж-Махала. Это правда – пещеры Элефанта и Тадж-Махал имеют совершенно разные качества. Пещеры Канхери, тем не менее, имеют свое собственное очарование и, безусловно, гораздо больше истории, встроенной в скалы, и гораздо большую роль, повлиявшую на искусство Азии.
Секрет загородных джунглей
Слово «Канхери» происходит от санскритского слова Кришнагири – где Кришна означает «черный». Это можно объяснить тем, что пещеры были вырезаны в большом обнажении темного базальта в лесу национального парка Санджай Ганди. Этот древний лес имеет долгую и богатую историю сохранения. Несмотря на то, что его с трех сторон окружает город Мумбаи окружает. в лесу обитает множество редких видов, включая даже леопардов, которые иногда нападают на бездомных посетителей парка. Дополнительным чудом этой местности является кустарник карви (Strobilanthes callosus (Nees)) – раз в 8 лет склоны Канхери покрываются яркими пурпурными цветами этого растения, полными экзотических бабочек. В сезон дождей на холмах Канхери образуется несколько красивых водопадов. Ближайшая опушка этого леса находится в 2 км от пещер. Путь к пещерам хоть и имеет протяженность 5 км, но он стоит того, чтобы пройти по нему и погрузиться в красоту леса, в ожидании познания исторической жемчужины. К пещерам Канхери ведет впечатляющая длинная лестница, вырезанная на базальтовом склоне. Самые высокие пещеры расположены на высоте до 460 м над уровнем моря, откуда открывается панорамный вид на лес и далекие кварталы квартир в Мумбаи. На самом деле, эти окраины Мумбаи тоже богаты трущобами.
Обитель буддийских торговцев
Уже в 4 веке до н. э. через древний лес пролегал путь между двумя оживленными портами – Сопарой и Калян. Несколько позже этот маршрут активно использовали первые буддисты, известные также как активные торговцы – на самом деле пещеры Канхери сигнализируют о приходе буддизма в эту область.
В I веке до н. э. ранние буддийские монахи – бхикшу – основали в Канхери крошечные высеченные в скале кельи, вырезанные в склоне холма, каждая с каменной занозой, служившей ложем. Сначала они собирались в более крупных кельях, а затем в зале собраний с массивными каменными столбами и ступой. Скорее всего, большинство из них не останавливались здесь постоянно, но это место уже служило гостиницей для путешественников. Кроме того, пещеры были простыми и незамысловатыми – как того требовала господствующая традиция хинаяны.
Дальше на холме была вырезана оригинальная система для хранения воды, состоящая из каналов и цистерн, собирающих дождевую воду в большие резервуары. По мере того, как сообщество монахов росло и все больше и больше людей жили здесь постоянно, резьба пещер становилась все более сложной. Времена изменились, и изображения Будды стали популярными, стены более ранних аскетических храмов, высеченных в скалах, были щедро украшены рельефами Будды и Бодхисаттв. Тем не менее, большинство пещер до сих пор остаются строгими и аскетичными. К III веку н. э. Канхери был важным и влиятельным буддийским поселением, находившимся под покровительством местных правителей, о чем свидетельствуют надписи на стенах пещер. Большие и сложные работы были выполнены в конце V - начале VI века, когда было создано большинство знаменитых произведений искусства Канхери. Ко временам империй Маурьев и Кушанов Канхери был университетским центром и крупнейшим пещерным комплексом Индии, высеченным в скале. В конце 10 века сюда приезжал тибетский и суматранский буддийский учитель Атиша, он останавливался в Кришнагири Вихаре и изучал буддийскую медитацию под руководством Рахулагупты.
Описание пещер
Большая часть из 109 пещер Канхери – это простые высеченные из базальта комнаты – вихары – кельи для монахов, в которых они жили, учились, медитировали. Однако несколько больших келий представляют собой чайтьи – залы для совместного поклонения. На крыше одного из чайтьев до сих пор сохранились стертые изделия из дерева. Самый крупный и самый известный памятник Канхери – большая чайтья, (пещера 3) – был сформирован в конце II - VI веков н. э. Это была последняя чайтья ветви Хинаяны. Он украшен двумя гигантскими фигурами стоящих Будд высотой до 7 м с каждой стороны входного крыльца. Считается, что именно с этих статуй Будды в VI веке началась традиция создания колоссальных статуй Будды – эта традиция распространилась по Азии и продолжается до сих пор. Главный зал этой пещеры имеет длину 28 м и ширину 13 м, его украшают 34 колонны со ступой высотой 5 м в дальнем конце. Колонны украшены слонами, преклоняющими колени и поклоняющимися Ступе. Чаитью украшают также митхуны – любовные пары, характерные для искусства кушанского периода. Когда-то в XVI - XVII веках монах-францисканец о. Антонио де Порто обратил некоторых монахов Канхери в христианство. В этот период Пещера 3 была преобразована в христианскую часовню, посвященную святому Михаилу. Никаких признаков этого преобразования сегодня не осталось.
Пещера 11 (Зал Дурбар или Зал собраний) содержит статую Будды, занимающую центральное место святыни. В пещере есть кельи для монахов. Пещера 34 содержит изображения Будды на потолке. Особенно известно изображение Авалокитешвары в Канхери – в пещере 41 этот Бодхисаттва изображен с 11 головами. Эта странная скульптура символически показывает, что 10 голов бодхисаттвы ведут к последней - голове Будды, что символизирует постепенное восхождение к просветлению. Веранда пещеры 67 украшена рельефом, изображающим Авалокитешвару в окружении двух женских фигур. Пещера 90 известна благодаря самой старой сохранившейся мандале, сформированной в начале 6 века н. э. Также считается, что постепенно развивающееся искусство древних пещер Канхери повлияло на форму великолепных пещер Элефанта поблизости.
Надписи
Пещеры содержат множество надписей – 51 разборчивую запись и 26 эпиграфов, многие письма еще ждут, чтобы кто-нибудь их расшифровал и нашел объяснение раскодированному тексту. Древние надписи шрифтом брахми могут быть современниками великого императора Ашоки и его попыток внедрить буддизм в Индии. На медных пластинах были найдены важные надписи – они свидетельствуют о том, что династия Трайкутас имела значительное влияние в этой части Индии по крайней мере до 533 года н. э. Ценная медная пластина находится в Британском музее – она содержит санскритскую надпись с генеалогией династии Шилахара. Всего известно 18 таких медных пластин из Канхери. Три надписи в пещере 90 были написаны на пехлеви. Их оставили персидские путешественники, посетившие Канхери дважды в 1009 году и один раз в 1021 году – это означает, что пещеры были хорошо известны и в 11 веке. Одна надпись имеет историческое значение, поскольку она рассказывает о браке правителя Сатаваханы Вашиштипутра Сатакарни с дочерью правителя Рудрадамана I. Этот брак не помог предотвратить экспансию западных кшатрапов и упадок Империи Сатавахана. Надпись в пещере 21, указывает, что пещеры Канхери называли «Кришна-саила», в пещере 98 - «Канха Шеле», в пещере 101 - «Кришнагири».
Эту и много других интересных рассказов, статей и новостей можно увидеть на страницах нашего проекта, например здесь.
Автор статьи Красиков Александр октябрь 2021г.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги