Как жили и умирали гладиаторы?
Римскими гладиаторами были люди с отважными сердцами и несчастными судьбами. Каждый бой для воинов заканчивался одинаково — смертью или жизнью. Большинство из них имели минимальное количество оружия и доспехов, что заставляло тех всеми силами биться за себя.
Касты гладиаторов
Существовали различные классы гладиаторов, отличавшиеся оружием или способами боя. Гладиаторы делились на пары, предназначенные для демонстрации сражения. Самниты пользовались большими продолговатыми щитами, забралами, шлемами с перьями и короткими мечами. У фракийцев были небольшие круглые щиты и изогнутые, как косы, кинжалы. Их обычно противопоставляли мирмиллонам, которые были вооружены по галльскому образцу: шлемами, мечами и щитами. Были андабаты, которые, как полагают, сражались верхом и носили шлемы с закрытыми забралами, то есть бились с завязанными глазами. Выделяются также: димахеры («люди с двумя ножами») поздней империи, которые несли по короткому мечу в каждой руке; эсседарии («колесничники»), которые сражались на колесницах, подобно древним бриттам; гопломачи («бойцы в доспехах»), носившие полный комплект доспехов; и лакеарии («арканщики»), которые пытались заарканить своих противников. Все гладиаторы носили базовые набедренные повязки и широкие пояса.
Процессия игр
Гладиаторские спектакли почти всегда устраивались ведущими гражданами, часто для того, чтобы улучшить свою политическую карьеру, заискивая перед электоратом. О спектаклях объявляли за несколько дней до их проведения афишей, прикрепленных к стенам домов и общественных зданий. Их копии также продавались на улицах. В этих объявлениях были указаны имена главных пар участников, дата выступления, имя дарителя и различные виды поединков.
Зрелище начиналось с шествия гладиаторов по арене, а открывалось ложным боем (praelusio, prolusio) деревянными мечами и дротиками. Сигнал к настоящему бою давал звук трубы, а тех, кто проявлял страх, гнали на арену кнутами и раскаленными железами. Когда гладиатора ранили, зрители кричали «Хабет» («Он ранен»). Если он был во власти своего противника, он поднимал указательный палец, чтобы умолять о милосердии людей, которым (в более поздние времена Республики) дали решение относительно своей жизни или смерти. Раз зрители были за милосердие, они махали платками, если же они желали смерти побежденного гладиатора, они опускали большие пальцы вниз. Награда за победу состояла из пальмовых ветвей, а иногда и из денег. Если гладиатор пережил несколько боев, его могли уволить с дальнейшей службы, однако, он мог вернуться в бой после увольнения.
Иногда гладиаторы становились политическими единицами, потому что многие из наиболее «беспокойных» общественных деятелей хотели иметь в своем составе телохранителей. Это, конечно, приводило к случайным столкновениям с кровопролитием с обеих сторон.
Гладиаторов набирали из разных источников, но в основном это были рабы и преступники. Дисциплина была строгой, но удачливый гладиатор не только славился, но и, согласно сатирам Ювенала, пользовался благосклонностью светских женщин. Одной из особенностей императора Домициана было наличие необычных гладиаторов (карликов и женщин), а полусумасшедший Коммод лично появлялся на арене, естественно выигрывая свои поединки.
С приходом христианства гладиаторские бои стали впадать в немилость. Император Константин I фактически отменил гладиаторские игры в 325 г. н.э., но, по-видимому, без особого эффекта, поскольку они были снова отменены императором Гонорием (393–423) и, возможно, даже продолжались в течение столетия после этого.
Императоры и гладиаторы
Отношения между императорами и аренами были сложными. Императоры могли получить дурную славу за то, что проявляли слишком много энтузиазма по поводу зрелищ смерти. Клавдий, например, считался внимательно следившим за лицами гладиаторов, когда они умирали, отдавая предпочтение убийству ретиариев без шлемов. Особое презрение вызывали те императоры, которые предпочитали сражаться на аренах в качестве гладиаторов.
Как видно, гладиаторы были в самом низу римского общества. Так и оставалось, как бы их не чествовал народ. Выше большинства качеств римляне ценили «virtus», что означало, прежде всего, храброе и воинственное действие. В манере боев и, главное, в спокойных и мужественных принятиях смерти это могли показать только гладиаторы.
Автор статьи Ермолаева Людмила Евгеньевна май 2022 г.
В истории разных времен много интересных и загадочных событий. Историческое исследование зачастую помогает лучше разобраться в событиях.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги