Глуховцовы из села Талы
«История одного рода, полученная из архивных источников»
Представители рода Глуховцовых до обращения в программу «Российские династии» не знали историю своего рода. Здесь им помогли найти уникальную информацию, о которой уже не сохранилось сведений в семье. Обычная история: каждое следующее поколение помнило о жизни своих предков лишь самые яркие эпизоды: кое – какие подробности о войнах, пожарах, переселении, а имена предков стирались и навсегда уходили из памяти.
Но, к счастью, сохранились многочисленные архивы, и ныне живущие потомки имеют возможность с помощью специалистов прикоснуться к прошлому своего рода, узнать имена прабабушек и прадедушек и почувствовать сопричастность к своему роду.
Некоторые люди, следуя «зову предков», пытаются решить эту проблему самостоятельно. Так же пыталась сделать и Юлия Ивановна из рода Глуховцовых. Она направила запросы в ряд организаций и ей после длительного перерыва (она уже и ждать перестала) ответили, что метрические книги (где церковь фиксировала рождения, браки и смерти своих прихожан) по запрашиваемому селу не сохранились, так что ничего узнать нельзя.
После этого её младший брат Александр Иванович Глуховцов и обратился в программу «Российские династии» Института по связям с общественностью. Здесь произошел примерно такой разговор:
- Мы посылали запросы в архивы, но нам ответили, что документы не сохранились…
- Не сохранились одни документы, так сохранились другие. Архив смотрит элементарные источники, а мы ведем поиск по более широкому кругу. Гарантию результата дать не можем, но мы попробуем.
Поскольку Воронежский архив (а предки Глуховцовых жили в Воронежской губернии) сообщил, что метрические книги не сохранились, историки для начала запросили информацию из ревизских сказок.
Что это такое, легко понять тем, кто читал «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Дело в том, что время от времени в России проводились переписи податного населения. И уж если какой-нибудь крестьянин (то есть душа) попадал в эту перепись, помещик или община платили за него в казну подать, даже если крестьянин этот умер на следующий день после переписи. А до следующей ревизской сказки приходилось ждать лет 10-15. И все это время надо было казне отдавать деньги. А если душ много, если они мрут как у Плюшкина? Вот почему все помещики с удовольствием продавали Чичикову своих мертвых душ, избавляя себя от лишних расходов.
И вот эти ревизские сказки в некоторых архивах сохранились. Всего таких переписей было десять. Первая – в 1722 году, когда на Руси проживало всего лишь 14 млн. человек, и последняя – в 1858, когда было уже 74 млн. Тогда они и прекратились, потому как крепостное право отменили.
(После этого первая Всероссийская перепись состоялась только в 1898 году. Правда, Николай II приказал перепись провести, а после подведения итогов все первичные материалы уничтожить. Чтобы этой конфиденциальной информацией кто-нибудь не воспользовался. Однако не все архивы этот приказ выполнили. Поэтому мы сегодня можем воспользоваться этими документами.
Была еще Первая сельскохозяйственная перепись в августе 1917 года. Тоже ценный для генеалогических поисков источник.)
Итак, перед историками «Российских династий» встала задача найти родителей некоего Дмитрия Петровича Глуховцова (последнего из известных современным Глуховцовым предка), который в 1874 родился в селе Талы ныне Кантемировского района Воронежской области.
Пошел запрос в Воронежский государственный архив. Через три недели пришел ответ и приложение на 14 листах. Выяснено, что село Талы ранее относилось к Богучарскому уезду и по этому селу сохранились три переписи (сказки): за 1850, 1835 и 1816 годы, то есть имеется список всех жителей этого села за эти годы. В них мы находим государственных крестьян Глуховцовых!
Сначала мы встречаем Василия Федоровича. Он упоминается в ревизской сказке 1850 года, как глава семьи, скончавшийся за 7 лет до ревизии. Он был женат на Марфе и оставил трех сыновей: Семена, 48 лет (на момент ревизии), Алексея, 40 лет и Григория, 36 лет и дочь Анну, 15 лет. Родился он в1771 году, а умер в 1843. Все сыновья были уже женаты и имели детей. И здесь выясняется, что Григорий был женат на Марии и в 1841 году у них родился сын Петр. Поскольку других Глуховцовых в селе Талы не было, этот Петр и есть тот самый, которого мы ищем!!!
О селе Талы по ходу узнаем, что оно было основано войсковыми казаками в 1747- ом году. Через два года село испытало сильнейшее бедствие. Налетевшая саранча уничтожила урожай. Село в это время насчитывало около 70 дворов (286 человек). На этом бедствия не закончились: в 1762 году князь Кантемир отнял у них большую часть сенокоса, а потом поблизости обосновались помещики. Пользуясь безграмотностью населения, они предъявили какие-то подложные документы и заняли лучшие пахотные земли. Поэтому Талы к началу XIX века оказались совсем разоренными. По этой причине таловцы с жителями соседних слобод и хуторов в 1821 году писали царю письмо, в котором просили разрешения переселиться в Астраханскую губернию на свободные земли, так как «они дошли до крайней бедности». И в 1823 году 61 семья таловских крестьян выселилась в Астраханскую губернию.
Название села пошло от кустарникового растения тальника, росшему по берегам речки Богучарки, где находится село Талы. Из этого села вышел член ВЦИК СССР, делегат Всероссийского съезда Советов 1922 года Захар Иванович Клодов (1881-1927). Уроженцем села был командующий 6-ой армией Юго-Западного фронта генерал- лейтенант А.М. Городнянский (1896-19420).
Итак, предков мы нашли и об их малой родине узнали подробности, теперь хотелось бы узнать какие-нибудь подробности об их дальнейшей жизни.
Из семейных преданий известно, что Глуховцевы при Советской власти разделили участь многих «крепких» крестьян и были сосланы в Акмолинскую область.
Здесь историкам приходит на помощь еще один хороший источник: похозяйственные описи. Они хранятся в местных архивах.
Посылаем запрос в Акмолинскую область Казахстана и узнаём, что «в просмотренных Похозяйственных книгах Ново-Кубанского сельского Совета депутатов трудящихся с. Ново-Кубанка Шортандинского района Акмолинской области за 1948-1950 годы имеются сведения о проживании семьи Глуховцова Ивана Дмитриевича: 1908 года рождения, украинца, заведующего МТС, работающего по найму с 1931 года, главы семьи, а в её составе:
- Глуховцова Надежда Игнатьевна, 1909 г.р., жена;
- Глуховцов Дмитрий Петрович, 1874 г.р., отец; (того самого, от которого начался поиск!)
- Глуховцова Екатерина Ивановна, 1941 г.р., дочь;
- Глуховцов Владимир Иванович, 1944 г.р. сын;
- Глуховцов Александр Иванович, 1947 г.р., сын.
Состав и размер хозяйства: корова –2, свиньи –7».
Заодно стало известно, что похозяйственные книги за 1930-1940 года не сохранились, и вообще все документы, касающиеся раскулачивания, уничтожены в 1956 году.
Хотелось бы узнать и что-нибудь конкретное о семье Глуховцовых. Поехали в районный архив поселка Шортанды, где узнали о размере заработной платы, продвижениям по работе и ещё раз убедились, что раскулачивали далеко не бездельников. Были сосланы самые трудолюбивые. Они и в ссылке продолжали много трудится, что было видно по их зарплате, которая оказалась выше, чем у местных жителей.
Теперь надо бы еще получить более полную информацию о раннем периоде рода Глуховцовых. Такие сведения по Воронежской области можно узнать только в Российском государственном архиве древних актов, который находится в Москве. Здесь хранятся первые три ревизские сказки по всей России. Прочитать их не так просто: витиеватый росчерк, выцветшие чернила, непривычные написания букв.
Из них выяснилось, что в те старые времена не было ни Богучарского уезда, ни Кантемировского, а была огромная Острогожская провинция, которая занимала половину современной Воронежской области. И оказалось, что Глуховцовы в селе Талы проживали, по крайне мере, со времен первых ревизских сказок, то есть с начала XVIII века, и по происхождению были малороссийскими казаками.
Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
Отправьте нам свои контактные данные. Мы с вами свяжемся, проконсультируем и обязательно предложим интересное и подходящее под запрос решение по направлению услуги