Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Принятие христианства на Новгородской земле

Принятие христианства на Новгородской земле шло долго и болезненно. Для укрепления веры в Великий Новгород приехал в 990 году митрополит Михаил – грек по происхождению, поставленный Византией для насаждения христианства в народе, который поклонялся множеству богов. Тогда и было начато строительство в Великом Новгороде первой церкви – храма Преображения.

Правда, возведение храма не повлияло на верования новгородцев, они продолжали следовать обычаям прадедов и оставались язычниками. В 992-м году крестить Новгород прибыл епископ Иоаким Корсунянин, ему в помощники было выделено войско, возглавил которое Добрыня – дядя князя Киевского Владимира.

Постоянные междоусобные войны князей на Руси привели к тому, что и Великий Новгород решил стать самостоятельным с независимой церковью. У Софийского собора собралось народное вече, но судьбу достойных кандидатов решал жребий. Его тянул либо ребенок, либо ослепший старик. Принято считать, что впервые народ избрал владыку в 1156 году, им стал святитель Аркадий. Летописи говорят, что во время его святительства в Новгороде не было ни грабежей, ни убийств. Он также успел внести свою лепту в создание церковного устава.

Епископ Новгородский Илия (Иоанн) первым из Новгородских архиереев сразу же был возведен в сан архиепископа. С тех пор этот сан утвердился за владыками Новгорода. Он строил храмы и монастыри. Любил поговорить с народом о жизни праведной. Его дело продолжил его брат Гавриил, который занял место архиепископа после его смерти.

С тех пор влияние владыки на судьбы новгородцев и на политическую жизнь в этих землях постоянно увеличивалось. Тем более, что нашествие монголо-татар показало слабость княжеской власти. Напомним, что все серьезные решения в Новгородской республике принимались на народном собрании - вече, но утверждал их (благословлял) владыка. Он мог отменить скорополительное решение, принятое в состоянии эмоционального подъема. Он был мировым судьей и дипломатом, контролирующим внешнюю политику республики. Все договорные процедуры с представителями других княжеств проходили на его территории. Он распоряжался и церковными деньгами.

Они шли на постройку общественных заведений и оборонительных сооружений, спасали в голодное время. С них платили контрибуции. Владыке подчинялся владычный полк – вполне боеспособное воинское подразделение. Под его контролем писались летописи, он контролировал содержание проповедей, несущих знания в народ.

Священство Великоновгородской епархии и дальше отличалось от остального духовенства на Руси. Это не было отдельное привилегированное сословие. Каждый мог стать священником, в то же время, любой священник мог по доброй воле уйти на светскую службу. Будучи священником, горожанин, как и все, участвовал в строительстве оборонительных заграждений и в других общественных работах.

После себя святые отцы оставили целый пантеон святых, чьи имена до сих пор чтит русская православная церковь. Именно здесь впервые стали по-особому относиться к юродивым. К ним причисляли и тех, кто по своему разумению лишался мирских благ и уходил в народ, чтобы привлечь внимание к несправедливостям и проблемам в обществе.

После падения республики, изменилось и положение новгородской церкви. Ею стал управлять митрополит московский. Но люди, вплоть до XVI века, пытались отстоять привычный образ жизни и роль в ней своей церкви. Это желание – не подчинятся «не своей» верховной власти породило странное явление «жидовствующую ересь», за которою было наказано и новгородское духовенство.

Иван III лишил епархию земли. А в 1570 году Иван Грозный, расправляясь с опричниками, устроил погром в новгородских храмах. Все они были разграблены, а монахи и священники убиты. Тогда пострадали сотни священнослужителей. Позже царь вернул Новгороду несколько старинных икон и колокола.

В 1589 году епархия получила статус митрополии.

В XVII веке Великий Новгород стал колыбелью из которой вышли Московские Патриархи: Никон, Питирим и Иоаким.

Стоит отметить, что и раскол в церкви пошел именно с этих земель. Инициатором раскола стал митрополит Никон, который стал вводить свой порядок богослужений, который отвечал бы полностью греческим канонам. Став патриархом всея Руси, он продолжил свою деятельность уже в масштабе всего государства. Переписывались церковные книги, в них вписывали новые обряды. От прихожан стали требовать трехперстного крестного знамения. Надписи в церквях Ису меняли на Иисус. Царь хотел видеть Русь наследницей Византии, и во всем поддерживал Никона.

Новгородская епархия объединила все приходы на русском севере, в Новгороде количество церквей втрое превысило число московских. Монахи Соловецкого монастыря поддержали тех, кто не хотел менять церковный устав. Монастырь стал прибежищем для священников и монахов, бегущих из Новгорода.

Царь не шел на уступки и послал в монастырь вооруженный отряд. Восемь лет монастырь был в осаде. В 1576 году его удалось захватить, воспользовавшись предательством одного из обитателей монастыря. Ворвавшиеся в монастырь каратели устроили жестокую расправу, после которой начался исход из обжитых мест староверов.

Они стали уходить в отдаленные места, унося с собой самое ценное - иконы и церковные книги. Этот исход возглавил протопоп Аввакум, но в 1681 году по указу властей его сожгли заживо. Тогда староверы сами стали уходить из жизни целыми деревнями, сжигая себя подобным образом. Только в наше время действия Никона поставили под сомнения и сняли проклятие с этих людей. Сегодня в Великом Новгороде есть старообрядческая община, ей отдали для богослужений церковь Иоанна Богослова на Витке. С чисто политической точки зрения Петр был прав, меняя устои церкви и делая из России сильное государство, которое в прошлом своем виде, вряд ли, бы выстояло во враждебном окружении. Среди новгородских священнослужителей союзниками царя стал митрополит Великоновгородский и Великолуцкий Иов.

Иов вошел в историю, как священник, заботящийся о здравии и благополучии сограждан. А также как человек, мобилизовавший на строительство укреплений во время шведского вторжения всех церковнослужителей и сам выступил в роли землекопа. Он построил на свои деньги три больницы, дом для престарелых и приюты для тронутых умом. Первым построил в России детский дом для сирот и сам занялся их воспитанием.

Во время правления Екатерины II Велоконовгородскую епархию постигла такая же участь, как все священство по всей стране. Закрылись древние монастыри, земля была конфискована, авторитет церкви был подорван, о самостоятельности не могло быть и речи.

За время существования епархии ею управляли достойные люди, дела которых остались на вечно в людской памяти. Так имя Луки Жидята осталось в истории, как имя инициатора возведения Софийского собора, а также создателя легендарного Остромирова Евангелия.

Владыка Моисей вошел в историю как миротворец, имевший дар - своей речью мирить даже врагов. Нифонт оставил потомкам понятия о морали Русского Средневековья. Прекрасные храмы оставили после своего владычества Василий Калика и Евфимий II. Полностью перевел Библию на родной язык архиепископ Геннадий. Макарий впервые составил русскую энциклопедию -- "Великие Четьи Минеи".

В XVII веке Великий Новгород стал колыбелью, из которой вышли Московские Патриархи: Никон, Питирим и Иоаким. Были там и более скромные личности, которые просто честно выполняли свой труд священника, но которые в трудную минуту готовы были отдавать жизни за христианскую идею, за веру и за своих прихожан. В епархии известны целые династии священников, фамилии Коринфских, Травницких, Овчинниковых, Мисайловских были известны вплоть до XX века.

В XVIII в. практика передачи священнических должностей только по наследству старшему сыну была узаконена Павлом I. Обычно она передавалась старшему сыну, что сегодня упрощает генеалогическое исследование семьи.

Правда, сложнее обстоят дела, если поиск родословной в архивах касается XVII и начала XVIII века. В это время ученики духовных учебных заведений часто получали новые, так называемые семинарские фамилии. Нередко даже родные братья могли выйти из семинарии с разными фамилиями.

Дети священников, которых в народе знали, как отец Иван, отец Василий и т.д., могли получить фамилии от названий церквей, где служили их отцы. К примеру, Троицкий, Ильинский, или по названию икон типа Достоевский (икона 'Достойно есть'), или по названию церковного праздника - Вознесенский, Воскресенский.

Большинство фамилий священников оканчивалось на -ский, в подражание малороссийским и белорусским фамилиям, которые носили тогда члены церковной администрации и преподаватели семинарий, направленных в Новгород из этих областей. Как правило, украинские и белорусские священники и в семинарии сохраняли свою наследственную фамилию.

В киевской области есть село Мисайловка, сведения о нем появляются в архивных документах 17 века. На его территории обнаружены 2 городища и 2 кургана времен Киевской Руси. Одним из известных священнических родов новгородской земли является род Мисайловские. Многие из Мисайловских пострадали за веру в период репрессий после революции 1917 года.

Тайна происхождения фамилии Мисайловских до конца не разгадана. Возможно, больше можно узнать из "Епархиальных ведомостей", хранящихся в Исторической библиотеке.

Известно, что Мисайловский Александр (1875-1920) священник, проживавший на новгородской земле, на территории Мытнинского сельсовета, был в 1920 году по Конституции 1918 года лишен избирательных прав, как живущий на нетрудовые доходы.

Мисайловский Александр Алексеевич (1874) священник Мытненской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, проживавший в Новгородском районе, в деревне Рушиново Мытненского сельсовета, был арестован в сентябре 1937 года. По приговору НКВД – особой тройки, созданной в целях проведения операции по репрессированию «антисоветских элементов», 27.10.1937 года расстрелян в Новгороде.

Мисайловский Константин Николаевич (1899), Ленинградская область, Волотовский р-н, д. Должино. Учитель Астриловской начальной средней школы расстрелян в ноябре 1937 года по статье 58-10-11 УК РСФСР в Г. Ленинграде.

Мисайловский Владимир Николаевич – герой Великой Отечественной войны. Награжден Орденом Красного Знамени.

Автор статьи - Пушкарь Максим Вячеславович июнь 2021г.

 

Все статьи

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны