День Реформации в лютеранской церкви

490 лет назад, 31 октября 1517 года, августинский монах Мартин Лютер (1483-1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св.Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствии со своими доходами. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную, как он полагал, уверенность в спасении. Вот некоторые из тезисов Лютера: «Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием»; «Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви», «Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива»; «Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов»; «Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от «индульгенций»; «Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции»; «Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией». Сторонники Лютера стали называться протестантами. В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». Лютер выдвинул ряд положений, которые стали общепринятыми для всех последующих поколений протестантов. Он со всей очевидностью показал то, что только Библия является неоспоримым и достаточным авторитетом христианской веры. Особое внимание Лютер обращал на то, что спасение можно получить только по вере, которая дается исключительно по милости Божией.Начатая в Германии церковная реформация привела к созданию новых церквей , которые после смерти Лютера стали называться евангелическо-лютеранскими, а их приверженцев стали именовать лютеранами. Богослужения стали совершаться на немецком языке. Важнейшей частью богослужений стала проповедь, основанная на библейских текстах. Были отменены молитвы Богородице и святым, молитвы за умерших, почитание икон. Священникам разрешено было жениться. Но в то же время не допускалось молиться в церкви своими словами. Иконы, хотя и не почитались, но не были удалены из церквей, были сохранены многие внешние атрибуты католической церкви. Лютер и его последователи не отвергли и крещения детей. Евангелическо-лютеранские церкви распространились не только в Германии, но также в Дании, Швеции и других скандинавских странах , где лютеранская церковь стала государственной
Источник: http://www.rian.ru/history/20071031/86002351.html
Дата: 01.11.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ