Так кто же строил Тадж Магал? Индийские шедевры узбекских строителей

Так кто же строил Тадж Магал?

О, падишах, тебя уж нет больше.
Империя исчезла как сон, трон разбит в прах
Но твой мавзолей остается на месте.
Здесь, на пыльной земле, он хранит
Твою любовь, нежно завернутую в саван памяти.
Твоя любовь вписана в холодный камень
Прекрасным цветком из рубина. Она вечна.
Как вечны твои слова: "Никогда не забуду.
Тебя, моя любовь, никогда!"

Рабиндранат Тагор "Элегия Тадж Магал".

До сих пор нам было известно семь чудес света, которые были обозначены древнегреческими философами. Среди них были египетские пирамиды, александрийский маяк, висячие сады Семирамиды и другие. В течении более чем двух тысяч лет сохранялась эта иерархия чудес человеческого творения.

В этом году по решению ЮНЕСКО Тадж Магал также объявлен чудом света. Узбекскому народу это решение должно особую радость и гордость, т.а. возводилось это чудо волей, трудом и талантом его предков.

О его необыкновенной красоте написано так много, что все самые восторженные оценки, были повторением того, что уже пройдено.

Почти триста пятьдесять лет стоит этот мавзолей, не потеряв своей первоизданной красоты. Время благоговейно сохранило его, стихийные бедствия пощадили его, а воины во время войн становились стражами всего комплекса, стремясь не допустить ему ущерба.

Он расположен в 2 км от Агры, Столицы государства Бабура и его потомков, или "государства великих моголов", как оно названо в мировой литературе. Моголами называли жителей владений наследных Чагатая, третьего сына Чингисхана, расположенных к западу от Иссык Куля вплоть до каспийского моря. Их основу составляли тюркские племена- барласы, найманы, джалаиры, арлаты, аргуны, минги, мангиты, нукусы, карлуки и многие другие, которые впоследствии стали этнической основой узбекского народа.

Их называли моголами, а не монголами, подчеркивая историческую этническую разницу между ними. Их язык был чагатайским , близким к современному узбекскому. На нем говорили караханиды, являвшихся федерацией племен, в который входили тухси, чигили, карлуки и другие. Чагатайский язык был официальным языком их общения, он и стал затем общим для всех узбекских племен.

Тадж Магал представляет собой комплекс сооружений, в центре которого усыпальница пятого императора(падышаха) из династии потомков великого Бабура- Шах Джахан(1628-1657 гг.) и его жены Мумтадж Магал.

Он распахнулся на площади 100 гектаров и все сооружения связаны между собой единой логической системой и правильных математических и геометрических увязок. Венециансие архитекторы, посещавшие Тадж Магал в XVIII веке писали, что сам Архимед Сиракузийский не мог бы найти более правильного решения планировки комплекса.

Высота главного мавзолея составляет 75 метров. Он весь построен из белого мрамора и украшен изнутри мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Длина его цоколя составляет 90 метров, а высота 2 метра и все выложено белым мрамором.

Внутренние стены мавзолея и сами саркофаги инкрустированы драгоценными камнями. Инкрустация представляет цветы и суры из Корана. Приводятся 644 айята Корана из 24 сур. Сюда ушло 74 камня сапфира, 144 . рубина, 625 алмаза, 50 связок жемчуга и 97 топаза.

Искусственное ирригационные сооружения наполняют его водоемы кристально чистой родниковой водой, доставляемых из родников. В течении всех этих сотен лет день и ночь 85 фонтанов работали не останавливаясь ни на минуту . Все правители, в том числе и английские колонизаторы, тщательно заботились о водной ауре этого неповторимого сооружения.

Здесь царит вечная весна. Все цветет круглый год. Не успевает отцвести одни растения, как начинают цвести другие. Вся внутренняя площадь обсажена красивейшими декоративными деревьями, доставленные со всех уголков Индии. Если стоять у главных ворот и смотреть на усыпальницу, то в полнолуние луна восходит прямо над ее куполом и зависает над ним в течении нескольких минут. В эти мгновения все вокруг затихает и наступает торжественная тишина. Все приобретает неземной серебристо-лунный оттенок.

В коридорах, залах, минаретах, мечетях Тадж Магал царит дух неведомого для нас, другого мира. Это- Любовь! Счастливая и трагическая, неутолимая и непреодолимая, которая жила только в восточных сказках и легендах.

Сам Шах Джахан в своей элегии "Элегия Тадж Магал" писал:

В этом прекрасном мавзолее покоиться Тадж Магал,
Она спит во власти Аллаха вечным сном. Не будите ее
Она ушла туда по воле Аллаха.

Здесь воздух чист и прохладен
Подобно небесным садам он6 пропитан ароматом ладана
Нимфы рая чистят его каждое утро ресницами своих глаз
Оттого он так нежен и священен.

Мавзолей Тадж Магал имеет свою историю. Трагическую, но прекрасную.

Бабур

В 1526 году в Индию вторгается Бабур, бывший правитель Ферганы, потомок Тимура, ставший в 1511 году правителем Афганистана, куда он ушел после неудачного сражения с Шейбаниханом в 1511 году. Бабура влекла Индия с ее сказочной историей, сказочной природой, богатствами и перспективами расширения государства. 21 апреля 1526 года на равнине Панипат состоялась его решающая битва с правителем Дели султаном Ибрагимом. Советники Бабура, которому в тот год исполнилось едва 43 года советовали отступить и не ввязываться в битву. Силы были неравны. У султана было 100 тысяч воинов и 100 боевых слонов, которые наводили ужас на противника. У Бабура было всего 12 тысяч воинов. Но у него была артиллерия, 100 пушек, который подарил ему союзник иранский шах Исмаил. Артиллерия сыграла решающею роль и Бабур одержал победу.

Спустя полгода Бабур штурмом взял Дели и стал властелином Индии, первым императором династии. Оксфордская история Индии пишет о нем: "Он был самым блистательным азиатским государем своей эпохи и достоин самого высокого места среди государей всех времен и народов". Молва народная подтверждает эту оценку. Во время моего посещения гробницы Нурджахан в Лахоре мой гид говорил мне: "Сэр, до прихода Бабура Индия была живым трупом. Он вдохнул жизнь в мою страну и народ".
Эти слова соответствуют действительности. За три года правления(1527-1530гг.) он перевернул всю страну.

По его приказанию были вырыты колодцы, проложены каналы и арыки, сооружены резервуары для воды на случай засухи. На реках были установлены чигири(водяные колеса) для полива земли. Он использовал здесь все методы земельно-водных работ которые были широко использованы в Маверанахре с эпохи хорезмской цивилизации(III век до нашей эры) и о которых в Индии понятия не имели. Здесь главная надежда была на летние муссонные дожди.

При нем было начато сооружение садов Индии. Когда он пришел в Агру (200 км от Дели) его поразила необыкновенная жара и страшный ветер, которые иссушали землю. Не было садов и проточной воды, которые могли бы смягчить эту испепеляющую человеческую энергию и волю жару.

Бабур совершил революцию во всей средневековой строительной архитектуре. Живописный сад и обильное водоснабжение должны были стать основой новой схемы дворцовых комплексов и мечетей. Всякое сооружение должно было быть окружено садом с проточной водой. На возвышении сооружались каменные резервуары , которые никогда не ржавели и сохраняли свежесть воды, откуда вода поступала по каналам самотеком а сад, дворец, туалетные ванны и баню, которая являлась неотъемлемой частью принадлежностью дворцового комплекса.

Первый опыт сооружения такого комплекса в Агре дал прекрасные результаты, климат здесь полностью изменился, прекратились пыльные бури, температура круглый год была умеренной и Агра превратилась в прекрасный рукотворный оазис. В дальнейшем Агра стала постоянной резиденцией делийских властителей.

Сады планировались как чар-баг, т.к. имели правильную четырехугольную форму. Дворцы должны были по цвету, убранству и внешнему виду соответствовать цвету аллей из цветов и деревьев. По замыслу Бабура вся Индия должна была стать единым комплексов дворцов и садов.

Но ему было отпущено мало времени. В 530 году он умирает в возрасте 47 лет.

Его наследники продолжили строительство новой Индии, сооружая на ее территории красивейшие и добротные архитектурные здания и сады, которые стали мировыми историческими ценностями и находятся под покровительством ЮНЕСКО.

Один только внук Акбар(Джалалетдин), правивший с 1556 по 1605 годы т.е. 50 лет , построил свыше 500 зданий , каждый из которых представляет из себя уникальный ансамбль.

Он перенес столицу в Пенджаб, где было обилие воды(пять рек) . Новой столицей стал Лахор. Практически весь город стал его творением. Здесь были построены многоэтажные дома, на крышах которых устанавливались огромные каменные резервуары для воды, которые специальные команды водоносов наполняли ночью питьевой водой. Днем вода нагревалась до 45 градусов по Цельсию и жители имели постоянно горячею воду для бань. Весь город до сих пор выглядит сказочной миниатюрной игрушкой.

Индия стала той благодатной почвой , где культурные традиции тимуридов нашли свое новое продолжение.
Но пробил час династии Бабура . в Индии появились английские колонизатор, которые начали теснить империю. В 1709 году английская Ост-Индская компания приступила к энергичным действиям по завоеванию Индии. В этом году они завоевали Бомбей и Медрес. Резиденцией компании стала Калькутта и , как пишут китайские хроники, "Мандат Неба, отпущенный моголам в Индии был исчерпан".

В 1759 году погибает последний император династии, имевший сколько-нибудь реальную власть, Аламгир II .

14 сентября 1803 года английские войска под командованием Лэйка вступают в Дели. 17 октября была захвачена Агра. На 150 лет Индия превращается а английскую колонию.

Англия разграбила Индию, разрушила всю созидательную деятельность Бабура и его династии, забросила ирригационные сооружения, пришедшие в негодность, оставив после себя выжженную землю, опустошенные сады, нищету и голод.

Шах Джахан(1628-1657 гг.)

Период правления Бабура и его династии считается "золотой эпохой" в истории Индии. Оксфордская история Индии называет время правления пятого императора Шаха Джахана " высшей точкой" , "кульминационной" этой эпохи.

Он родился 15 января 1592 года, когда императором был еще дед Акбар. Его отец , Джахангир(1605-1627гг.) наследовал трон в 1605 году . Шах Джахану в тот год исполнилось 13 лет . при рождении ему дали имя Шахоб-эт-дин, Сокол религии, а при объявлении его наследником он получил титул Шах Джахан, т.е. правитель мира.

Он взошел на трон в 1628 году. Его правление проходило спокойно, без крупных войн и без иностранных интервентов. Индийские историки отмечают, что он был "великим строителем" , построившим большое количество дворцов, общественных зданий, мечетей, храмов. К его периоду относиться начало использование в Индии в строительных работах белого мрамора, огромные залежи которого были обнаружены в Раджастане. Он стал главным строительным материалом его творений.

Тадж Магал стал венцом этого блистательного периода строительного искусства в Индии. В нем воплотились лучшие традиции темуридской строительной культуры, тонкий вкус Бабура, изящество архитектурного искусства Маверанахра, которые нашли столь гениальное выражении Гур Эмир, Шерзод, Шахи Зинда. Плюс божественное вдохновение, рожденное любовью падишаха к жене Мумтадж Магал.
Тадж Магал говориться Оксфордской истории Индии стал "логистической кульминацией могольских традиций".

Франсуа Бернье, французский врач Шах Джахана, страдавшего аденомой простаты, написал книгу о своем пребывании при делийском дворе которое длилось почти десять лет(1659-1669 гг.) под названием "История последних политических переворотов в государстве великих моголов". Она была издана в Париже в 1670 году и выдержала до 1833 года 29 изданий на всех европейских языках(на русском опубликовано в 1935 году) . До сих пор она считается лучшим и наиболее достоверным источником по истории Индии периода правления императоров династии Бабура.

Сведения , приведенные в книге , представляет для нас большой интерес и до сих пор не потеряли своей актуальности . он отмечает.

1. Во дворе "великих моголов" господствовал культ личности Темура. К нему относились с благоволением и неизменно в пятничных намазах упоминали его имя. Его имя неизменно значилось как 2великий Тимур". Со своей стороны должен заметить, что индийской науке эта традиция до сих пор сохранилась . как и в Турции и в Иране.
2. Маверанахр называли Узбекистаном и это название с тех пор, т.е. со времени первой публикации книги в 1670 году стало официальным названием этой территории, которая впоследствии была разделена между Хивинским ханством(конграты), Бухарским эмиратом(мангиты) и Кокандским ханством(минги). И название Узбекистан появляется в мировой литературы именно с этого времени. В книге можно встретить такие заявление : "Даро оказался у самых ворот Узбекистана" или же "Аурангзаб мог получить помощь только из Узбекистана". В некоторых местах Ф. Бернье называет территорию Маверанахра Узбекией
3. Жителей Маверанахра он называет узбеками.

Между Узбекистаном и государством Бабура всегда существовали тесные связи- экономические, политические культурные.

Ф. Бернье пишет, что первыми поздравлять Аурангзаб с восшествием на престол в 1658 году прибыли послы Узбекистана. В книге говориться: Когда война закончилась, узбекские лидеры решили послать Аурангзабу послов. Он сражался в их стране, когда еще был наследным принцем; его послал Шах Джахан для командования вспомогательным отрядом, который у него попросил самаркандский хан против балхского хана".

Весь дворцовый дипломатический протокол напоминал прием Тимуром иностранных послов с "салямом" , "сарпа" и подношением подарков, так ярко и красочно описанных в книге послов короля Кастиллии, Клавихо. Послы привезли Аурангзабу караван фруктов- груши, яблоки, виноград, дыни. Ф Бернье замечает: "Эти сорта плодов, которые в Дели едят круглый год, поставляет главным образом Узбекистан". Из Узбекистана везли также сухие фрукты, миндаль фисташки, лесные орехи, сливы, абрикосы- все чем до сих пор богат Узбекистан.

У всех императоров династии Бабура были хронические болезни желудочно-кишечные и урологические. Они никак не могли привыкнуть к индийской кухне, индийским фруктам и предпочитали привозить многие продукты, фрукты и овощи из Узбекистана. Привозили их, пишет Ф Бернье, завернутыми в чистый хлопок, а дыни в свинцовых ящиках, где они могли храниться до апреля.

Ф Бернье также пишет: "индийские императоры получали ежегодно из Узбекистана 25 тысяч лошадей, " они поступали на службу в армию. Делийские императоры гордились своей кавалерией.

Когда Бабур уходил из Маверенахра , его не покидало чувство , что он является частицей этой страны и никогда это чувство его не покидало. Оно передавалось и его потомкам , которые считали своей истинной родиной Узбекистан. У них изщменился лишь чязык, но сохранились традиции, культура, вкусы, страсти.

Тадж Магал

По традиции делийского двора
>наследником престола мог быть только потомок с кровью "чагатайских моголов", т.е. узбеков, выходцев из Узбекистана .

В Лахоре проживала семья старшей жены Джахангира Нур-Магал, которую впоследствии стали называть Нурджахан. У ее брата Асафхана была дочь Мумтадж, славившаяся своей красотой и умом. Она писала талантливые стихи на фарси(любовные конечно), хорошо играла в шахматы. У ней был превосходный голос и пела она под собственный аккомпанемент на ситаре. Все эти качества могли стать украшением императрицы двора в Дели.

Семья Нурджахан и Асафхана происходила из Самарканда, поэтому дочь Асафхана звали Мумтадж Магал.

Она родилась 15 апреля 1592 года и была лишь на год младще Шаха Джахана. Их никох, т.е. помолвка, состоялась 5 апреля 1607 года, когда ей было 15 лет, официальная свадьба проведена через пять лет . 10 мая 1612 года . Он был еще наследным принцем. Он взошел на трон 14 февраля 1628 года и стал пятым императором династии Бабура, а его жена стала называться Мумтадж Магал Бегим, т.е. царица Мумтадж Магал.

Хотя у Шаха Джахана были и другие жены и дети от них, но видно они не принимались в расчет, т.к. нигде в официальных документах о них нет сведений.

Она была счастлива в любви и браке, она страстно любила своего мужа и жила только им. Но жизнь ее была коротка. 17 июня 1631 года она умирает в возрасте 39 лет. Ее любовь была взаимной . она стала для него смыслом жизни, объектом неутолимой и непреодолимой любви.

Тадж биби , как звали ее придворные родила ему 14 детей, из которых выжили лишь восемь: четверо сыновей и четверо дочерей. Самым старшим из них был Аурангзеб. Он родился 1613 году.

Придворные рассказывают , В январе 1631 года , когда , как обычно вечером падишах и царица играли в шахматы , неожиданно раздался пронзительный крик ребенка . Этот крик раздался несколько раз, но все поиски ребенка , случайно зашедшего в покои царицы , не дали результата.

Тогда они поняли, что крик шел из утробы Бегим Сахибы, официальный титул Мумтадж, она была беременна . Это считалось грозным предзнаменованием , предупреждающим о трагедии.
Она впала в безпамятьство. Встревоженный Шах Джахан созвал самых знаменитых врачей, святых . отшельников, знахарей, мусульманских священников, шейхов для разъяснения этого чрезвычайного события и возможного лечения.
Он сделал щедрое подношения и пожертвования бедным, больным , калекам живущим у мечетей и индийских храмов. Каждый старался по своему , кто лекарствами , кто молитвами, кто стихами, посвященными ей.

Но все было напрасно. Болезнь усиливалась, боли становились мучительнее. В какой-то момент она пришла в себя и прошептала ему: "Когда наступает час смерти, искусство врачей- бесполезно".

Боли усиливались. Страдания бегим росли с каждым часом. Она все более уходила из жизни. Перед самой кончиной она вновь пришла в себя и прочитала ему на фарси собственные стихи.

Час прошения наступил,
Я ухожу к Аллаху навеки
Я была зачарована красотой возлюбленного
И плачу кровью, что никогда не увижу его больше.

Он хотел успокоить еее, говоря что со всего мира едут самые искусные врачи, которые обязательно ее вылечат. Но успокаивать пришлось его ей. Она объясняла ему, что каждая женщина знает, когда ребенок плачет в утробе матери, это божий знак: ребенок выживет, а мать умрет с рождением ребенка. Это божий закон, говорила она ему, и нельзя роптать против воли Аллаха.
Смиритесь , Шах Джахан, и не ропщите. Не гневите Его своим горем.
Она продолжала. У меня есть просьба, которую Вы должны исполнить . Падишах не выдержал, разрыдался, упал на колени перед ней в присутствии потрясенных придворных . Она вытерла ему шалью слезы, пытаясь утешить его. Об рыдали обнявшись. Придворный поэт писал: 2описать их горе у человека не хватит сил".

Шах Джахан обещал исполнить все , что она пожелает.

Она просила его больше не жениться и не заводить больше детей , чтобы у ее сыновей не было соперников в претензиях на трон.

Во .вторых говорила она, прошлой ночью во сне я видела красивый дворец, подобно которому, наверное нет ничего во всем мире. Постройте в память обо мне такой дворец и похороните в нем мои останки. Он должен быть уникальным(гариб) , исключительно красивым и совершенным(камал-латиф).

Но как мне узнать, каким он должен быть, - спросил он.
Вам принесут его проект- сказала она ему. В это момент раздался пронзительный детский крик. Родилась последняя дочь Дахра-ара бегим и в то же миг Мумтадж Магал не стало. Аллах Акбар- прошептала она последние слова, Аллах Акбар . ответил Шах Джахан.

Дворец наполнился рыданиями. В углу зала придворный имам-котиб мавлана Латиф читал Коран, рыдающий Царь Вселенной стоял на коленях перед бездыханным телом, душа которого была уже на полпути к райским воротам.

Ее похоронили в одном из садов на окраине Агры и в течении шести месяцев ее тело находилось там.

Это время Шах Джахан, божья тень на земле изучал проекты дворца, который он обещал построить для Мумтадж Магал. Но все представленные варианты были им отвергнуты.

Однажды ночью к нему во дворец проник незаметно для стражи дервиш и дал ему несколько листов самаркандской бумаги, с чертежами и планами. "Саиб баба, сказал он, вот дворец, о котором вам говорила Сахиб биби перед смертью". Шах Джахан рассматривал их, дервиш исчез также незаметно, как и появился. Проект ему понравился и он дал приказ немедленно начать подготовительные работы.

Тем временем тело Мумтадж Магал перевозили с места на место. Неизвестно по каким причинам. 11 декабря 1631г. его перевезли в Агру. Спустя год перенесли в другой сад на окраине Агры. Все это время император неотступно находился при ней. Смерть делает утрату невосполнимой, а горе . безутешным. Даже для императоров и властителей, которые властны над жизнью, но бессильны перед смертью.

Шах Джахан искал подходящее место для строительства храма. На берегу Джамны он нашел красивое место в излучине реки и решил строить храм там. Он купил у местного заминдара 100 гектаров земли и приказал полностью расчистить место.

Подготовительные работы начались еще в январе 1632г. Из Раджастана везли цельные куски белого мрамора, ставшего основой строительного материала. День и ночь в штольнях Макрана шли работы по выработке подходящих, по цвету и качеству, кусков мрамора.

С Цейлона везли ляпис-лазурь, с гор . золото в слитках, из Йемена . корнелин, фирузу с Тибета, коралл с побережья Индийского океана, аджубу (камень-чудо) . из Сурата, хризолит с берегов Нила, оникс . из Южной Индии, красный камень отовсюду.

Весь проект, планировка, конструкции сооружений все было основано на тщательных математических расчетах. Десятки математиков должны были обосновывать каждый шаг строительных работ.

Английские ученые, исследования Тадж Магал в 1815 году пришли к выводу о безупречности математических расчетов при строительстве сооружений м высокого качества работ. Они высказали мнение, что дворец будет стоять вечно, т.к. построен " в полном соответствии с природными и общественными требованиями".

Шах Джахан приезжал на место захоронения супруги каждую пятницу, чтобы помолиться за упокой ее души. Он говорил служителям мечети, что устал от власти и жизни и только мечтает уйти от всех волнений и тревог и заняться писанием стихов, посвященных Мумтадж Магал. Он написал элегию Тадж Магал , которая высоко ценилась иранскими поэтами за свой совершенный стиль фарси.

К апрелю 1939 году все подготовительные работы были закончены и 29 апреля того же года Шах Джахан заложил первый камень в фундамент главного здания мавзолея.

Строительство Тадж Магал продолжалось 16 лет. Ежегодно работало до 40 тысяч рабочих. Но постоянных строителей . усто, было всего 25, которые осуществляли самые ответственные работы.

Работая в 1998-1999 гг. в архивах Азиатского общества в Калькутте, созданного еще 1772 году генерал-губернатором Бенгалии Гастингсом, я обнаружил любопытный документ, который сейчас назвали бы штатным расписанием строительства Тадж Магал. На первом месте в документе стоит имя главного проектировщика комплекса(калашсаз)- Мухаммада Шарифа, приглашенного Шах Джаханом из Самарканда. Он получал самую большую зарплату . 1000 рупий в месяц. В течении 16 лет он осуществлял руководство по строительству Тадж Магал. За ним следуют еще два представителя Узбекистана- резчики по камню и инкрустации на камне: Ата Мухаммад и Шакар Мухаммад-(оба из Бухары, видимо, отец и сын). Все работы по камню, резьба, шлифовка, подгонка плит, формировка были исполнены Ата Мухаммадом, а все внутренние убранства, изящные инкрустации на камне, создание цветной гаммы, разрисовка на камне цветных орнаментов создано Шакар Мухаммадом. Слава Вам, наши талантливые предки, которые подарили миру такую небесную красоту!

Индийские историки, исследователи истории создания Тадж Магал , выражают удивление, почему Шах Джахан пригласил на столь тонкие дела представителей Узбекистана. Ведь в самой Индии были не менее искусные мастера.

Видно так было необходимо. Потомкам Бабура, видимо, хотелось сохранить свои национальные узы и Тадж Магал должен был стать демонстрацией сердечности и искренности этих уз, общность судеб, истории, традиций, духовной жизни. И не удивительно, что композиция главного мавзолея является практически копией Гур Эмира. Такова было воля Шах Джахана.

После строительства Тадж Магал Шах Джахан серьезно заболел. Однажды ему стало настолько плохо, что придворные разнесли слух о его смерти.

Оба старших сына . Даро и Аурангзаб, оба дети от Мумтоз Магал, рванулись к власти. Война за корону длилась пять лет. Вся несметная казна делийских императоров хранилась в Агре. Агра с Тадж Магалом были главными призами победителю в этой самой схватке двух родных братьев.

Даро был слаб, да и умом не удался. Шах Джахан стал на его сторону, рассчитывая , что в случае его победы, он будет продолжать царствовать, а Даро будет игрушкой в его руках. Он отдал ему всю казну и армию.

Это было ошибка, которую совершил Корол Лир в Англии, раздавший королевство своим дочерям и оставшись бездомным и нищим. Здесь, правда было несколько иначе, но просчет был явным. В войне Аурангзаб одержал победу. Даро был казнен, а отец-император оказался в его руках пленником, поддержавшим его врага. Его закрыли в его покоях, а все необходимое приносила ему прислуга.

В июне 1858 года Аурангзаб приказал выбить на монетах надпись Аурангзаб-Аламгир(Ауренгзаб . покоритель мира). Это был конец правления Шах Джахана.

Жизнь, медленно , но верно угасала в нем. Отстраненный от власти, он просил сына, нового властителя Индии, дать ему возможность видеть Тадж Магал. Аурангзаб исполнил его просьбу и велел соорудить на берегу Джамны, прямо против Тадж Магал крепость и в одном из помещений поместить отца с окнами, выходящими на мавзолей.

Слуг ему не полагалось. При нем неотступно вплоть д его кончины была его последняя дочь. Дахра-ара бегим, родившаяся одновременно со смертью своей матери Мумтадж Магал 17 июня 1631 года, свидетельница его императорской мощи и спутница его бессильной и унылой старости.

Шах Джахан скончался 22 января 1666 года, проведя семь лет своей жизни в заточении, с утра до вечера наблюдая за своим чудом Тадж Магал.

По повелению Аурангзаба его тело похоронено рядом с Мумтадж Магал. Теперь они стали навечно вместе. С течением времени из имени царицы убрали для удобства произношения "мум" и осталось "тадж", и мавзолей стал называться Тадж Магал. Может это название вернее, т.к. означает могольская королева, что практически звучит как "узбекская королева".
х х х

Элегия Шах Джахана кончается словами:

Здесь вечна жизнь и нет тени смерти,
Тадж бессмертен и не уйдет из жизни никогда.

Ф. Бернье писал в 1670 году, Тадж Магал "гробница, которая с большим основанием заслуживает быть причисленной к чудесам света, чем неуклюжие каменные громады в Египте". Эти слова оказались вещими . Тадж Магал причислен к чудесам света. Вот такая история этого храм жизнеутверждающей силы любви.

^Г.А. Хидоятов
Email - niagra@mail.ru

Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1190006640
Дата: 17.09.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ