В архивных документах, - судьбы человеческие

Что такое архив? В каждом доме есть определенное место, где хранятся различного вида личные документы, первые каракули и первые рисунки детей, письма близких и любимых людей. Особое место занимают заветные фронтовые треугольнички военных лет. Это наиболее

В архивных документах, - судьбы человеческие

09.08.07 10:30


Что такое архив? В каждом доме есть определенное место, где хранятся различного вида личные документы, первые каракули и первые рисунки детей, письма близких и любимых людей. Особое место занимают заветные фронтовые треугольнички военных лет. Это наиболее общее, простейшее понятие, но и этот пример показывает, что в архивах всегда хранятся очень важные, дорогие, нужные, порой остро необходимые документы как для истории и других различных направлений науки, так и для каждого человека в отдельности.

Воркутинское архивное управление — это хранилище исторической памяти, это неотъемлемая часть историко-культурного наследия нашего родного города, а также это информационные ресурсы о работе тружеников наших предприятий и организаций.

Архивное управление сегодня работает в двух направлениях: с документами постоянного хранения, имеющими историческую ценность, и с документами по личному составу ликвидированных предприятий.

На страницах газеты «Заполярье» мы уже рассказывали о деятельности архивного управления. В этот раз хочется рассказать жителям Воркуты о работе отдела хранения документов по личному составу ликвидированных предприятий.

В связи с распадом СССР, с изменением общественного строя, с появлением различных форм собственности произошел развал традиционных управленческих структур. Прекратили свою деятельность партийные и многие общественные организации, промышленные предприятия, предприятия службы быта, торговли и общественного питания, а также совхозы. В связи с этим было принято решение о создании при администрации города отдела хранения документов ликвидированных предприятий. 1 декабря 1995 г. отдел приступил к осуществлению своей деятельности. Надо отметить, что такой отдел был открыт одним из первых в нашей республике.

Акционирование, приватизация, банкротстве

Акционирование, приватизация, а затем и банкротство сказались на таких крупных промышленных предприятиях нашего города, как шахты «Южная», «Промышленная», «Юнь-Яга», «Юр-Шор», «Хальмер-Ю», комбинате ПШС и его подразделениях. Отсутствие необходимых площадей для хранения большого объема поступающих документов, малая численность небольшого отдела остро определила проблему переселения. В феврале 2003 г. состоялось переселение архива в новое здание. Если бы не дальновидность руководителей города и добросовестность работников архива, под угрозу гибели могли попасть сотни тысяч документов воркутинских предприятий, имеющих жизненно важное значение для их работников. Сотрудники архивного управления оказывают помощь бывшим работникам огромного числа ликвидированных предприятий в получении необходимых сведений. В адрес управления поступают тысячи запросов не только от жителей Воркуты и бывшего Советского Союза, но и с дальнего зарубежья: Германии, Израиля, Америки.

Нагрузка, ответственность, профессионализм

Пик запросов пришелся на 2004 год (более 11 тысяч!). В месяц в среднем поступало около тысячи запросов, но и сейчас поток заявлений практически не уменьшился. С документами по личному составу работает всего 11 человек. Эти люди выполняют колоссальную работу, несут огромную ответственность за результат своего труда, прекрасно понимая, что от их терпения и профессионализма зависит размер начисления пенсий по инвалидности и старости, а также различных видов пособий. Для того чтобы выписать одну только справку, порой приходится просматривать не один десяток, а иногда и свыше сотни книг приказов, ведомостей, лицевых счетов, расчетных листков по начислению заработной платы. А книги бывают разных размеров и объемов, многие из них имеют внушающие габариты и немалый вес, поэтому их приходится перевозить на тележках. Но прежде чем с ними работать, их необходимо снять с полок, и не всегда с нижних. Это еще одна сторона работы. Но бывает ситуация, когда, проделав такую работу, приходится давать отрицательный ответ, потому что документы некоторых предприятий сданы не в полном объеме или не сданы вообще. В таком случае помочь мы уже не можем. Можно еще понять, когда утрата документов происходит по причине пожара, но не простительно, когда на предприятиях не ведется работа по их сохранности, когда документы сброшены в подвальные помещения или вообще брошены на произвол судьбы. Некоторым руководителям, особенно частных коммерческих предприятий, легче выбросить документы, чем сдать их на хранение в архив. Таким отношением они совершают не просто халатную преступность, они ставят своих бывших работников в безвыходное положение. Со стороны нашего управления делается все возможное, чтобы ни один запрос не остался без ответа. С первых дней своей работы сотрудники вначале отдела, а на сегодняшний день управления, проводили и проводят постоянную и кропотливую работу по определению нахождения многих предприятий как в Воркуте и в городах республики, так и в других регионах страны. Это делается для того, чтобы человек, обратившийся к нам, получил наиболее полную информацию. В том случае, если мы получаем запрос, и он явно пришел не по адресу, но мы знаем, где могут помочь в решении данного вопроса, мы обязательно пересылаем этот запрос по назначению. Бывают такие ситуации, когда мы не располагаем точной информацией о местонахождении документов, но предполагаем, кто может помочь, мы советуем написать письмо по предполагаемому адресу; обязательно подскажем, как правильно оформить запрос, чтобы поскорее получить ответ.

Один в поле не воин

Архивное управление тесно связано и плодотворно работает с архивами ОАО «Воркутауголь», МВД, Северной железной дороги, а также с другими архивами предприятий города. Помимо этого ведем работу по обмену опытом с архивами нашей республики, делимся своими наработками и методами работы. Нашу политику в вопросе необходимости сохранности документов поддерживает руководство администрации города. Весомую методическую помощь в организации работы оказывают Архивное агентство Республики Коми и Республиканский архив документов личного состава. Неоднократно наши руководители и специалисты принимали участие в методических занятиях, семинарах и конференциях, которые помогают совершенствовать нашу работу. Это тем более важно, что количество фондов постоянно увеличивается, объем работы растет. На сегодняшний день у нас насчитывается свыше 280 фондов, которые включают в себя документы по личному составу пяти шахт, комбината ПШС и его подразделений, городского транспорта, общественного питания, торговли промышленными и частично продовольственными товарами, строительных организаций, совхозов, швейной фабрики, Воркутинской птицефабрики, ликероводочного завода, ряда частных и коммерческих предприятий. При входе в управление висит стенд с полным указанием предприятий, документы которых находятся у нас. Общее количество принятых единиц хранения составляет около 200 тысяч. Только за последний год приняты документы таких крупных предприятий, как управление «Тепловодоканал», предприятие пассажирского автотранспорта, воркутинский хладокомбинат, МП «Горняцкое» ПЖКУ, предприятия общественного питания: КП «Школьник», кафе «Юность», ПО «Северное». В настоящее время готовят к передаче документы завода ЖБИ объединения «Воркутауголь», шахты «Октябрьская», пивзавода. К сожалению, многие документы окончательно не переработаны, и этот дополнительный труд ложится на наши плечи. Работа по выдаче справок проводится с первых дней поступления документов в архивное управление, несмотря на то, обработаны они до конца или нет.

Совместными усилиями граждан

Работниками архивного управления постоянно ведется работа по сохранности и переработке поступивших документов. Не часто, но бывают случаи, когда привозятся документы, которые составляют просто груду брошенных, спрессованных бумаг, хранившихся в неприспособленных помещениях, перенесших затопление, а иногда и пожар. В то же время хочется сказать слова благодарности в адрес неравнодушных жителей нашего города, которые, иногда видя выброшенные документы, сообщают нам о месте их нахождения или сами приносят и привозят их к нам. Как показательный пример, можно привести случай, когда часть документов общественного питания просто была выброшена на свалку. Благодаря жительнице нашего города они были сохранены и многие люди на основании их получили и до сих пор получают необходимые документы. Хочется подчеркнуть: для того, чтобы бумажную массу превратить в документы, одного желания, энтузиазма и рук работников управления мало. Мы — бюджетная организация и располагаем очень скромными денежными средствами. Нам всегда нужны элементарные скоросшиватели, картон, бумага, клей и другие канцелярские товары.

Несмотря на все трудности, мы сознаем, что у нас очень благодарный труд, ведь мы каждый день помогаем инвалидам, сиротам и просто бывшим труженикам ликвидированных предприятий. Как и всякое доброе дело, наша работа не остается не замеченной. В адрес архивного управления, несмотря на немалую стоимость почтовых расходов и междугородних, не говоря уже о международных звонках, люди присылают письма и звонят, желая передать слова благодарности нашим работникам. А поскольку делают это люди далеко не богатые, это дорогого стоит.

Продолжающийся процесс ликвидации предприятий и организаций обостряет проблемы сохранности документов по личному составу. Большинство из них, особенно «нового типа», существуют недолго и закрываются, не имея правопреемников. Многие предприятия, сменив форму собственности, упразднили должности архивистов, и заниматься сохранностью документов, а затем готовить дела к передаче на хранение в архивное управление стало просто некому. Отдельные руководители, особенно вновь создаваемых, обычно даже не хотят задумываться о существовании данной проблемы, поэтому угроза утраты документов по личному составу растет.

Особо хочется остановиться на роли конкурсных управляющих. Понятно, что проблем у них много, и работу надо выполнить немалую. Понятно, что в первую очередь они должны выполнить обязательства перед бывшими работниками по выплате заработной платы. Но не понятно, почему некоторые конкурсные управляющие равнодушно, и это мягко сказано, относятся к сохранности документов вверенного им предприятия. Они считают, что если на момент завершения конкурсного производства они произвели окончательный бухгалтерский расчет, то их миссия выполнена, и дальнейшая судьба людей их не волнует. Некоторые конкурсные управляющие не только не желают общаться с руководством архивного управления лично, но и очень редко появляются на самом ликвидируемом предприятии. Но опять же хочу подчеркнуть, что речь идет не обо всех.

За архивной бумажкой -судьба человека

Прекрасно понимаем, что многим работа по сохранности и сдаче документов представляется как нудное и хлопотное дело. Поэтому в очередной раз обращаемся к руководителям предприятий и города с огромной просьбой: помните, что за каждой, вроде бы невзрачной на первый взгляд, бумажкой стоит конкретная человеческая судьба, и может, благодаря тому, что она сохранилась, он сможет поправить свое финансовое положение или решить какую-то иную проблему. На основании документов по личному составу выдаются не только справки для оформления пенсий и различного вида пособий, но и другие виды документов для решения судебно-правовых исков и вопросов. Иногда архивное управление является последней инстанцией, которое может подтвердить личность человека, у которого произошла полная утрата личных документов, но это в том случае, когда документы сданы и сданы в хорошем состоянии.

Мы уверены, что большинство жителей знают о таком значимом событии в жизни города, как выход двух томов «Книги памяти». В основу этих книг вошли также данные наших документов. Сухие и официальные акты помогли еще раз вспомнить труженикам наших предприятий своих товарищей, а кто не знал их лично, узнали имена людей, которые трудились на благо развития нашего города и трагически погибли.

Очень надеемся, что если вы и считали, что архив — это хранилище устаревшей макулатуры, данная статья изменит это представление; изменится также отношение к сохранности документов по личному составу.


Комментариев: 0
Автор: Г. Градова. Старший инспектор архивного управления
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=1280
Дата: 14.08.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ