Фамильные черты

В музее Салтыкова-Щедрина открылась выставка принткопий фамильных портретов князей Куракиных «Глаза в глаза – из глубины веков». Из сорока выполненных с оригиналов копий в экспозицию вошла двадцать одна, но коллекцию куракинских портретов они не исчерпывают – их гораздо больше.

Выставка приурочена к 170-летию Тверского краеведческого музея, которое отмечается в нынешнем году, так что показ фрагмента большой коллекции музейных предметов, происходящей из усадьбы Куракиных Степановское-Волосово Зубцовского уезда, жемчужины собрания музея, – более чем подходит к этой, пусть и некруглой дате. До 1937 года вся коллекция находилась в фондах краеведческого музея, после образования в областном центре картинной галереи часть ее пришлось отдать коллегам, но многое осталось. В частности, из портретной галереи князей Куракиных, состоящей из более 300 полотен, 163 портрета остались в музее, другие были переданы в картинную галерею, находятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

– Полностью нашу коллекцию, к сожалению, мы показать сейчас не можем, – говорит Татьяна Черных, генеральный директор Тверского государственного объединенного музея, чьим филиалом является музей Салтыкова-Щедрина. – Более того, мы не можем выставить подлинники, потому что многие портреты нуждаются в сложной и дорогостоящей реставрации. Для того чтобы наши посетители смогли познакомиться с уникальной коллекцией музея, мы сделали высокотехнологичные копии портретов.

Всего на выставке 21 принткопия – это портреты представителей княжеского рода Куракиных с 13-го по 19-е колено, и это только члены семьи, которые наследовали фамилию по мужской линии, рассказывает хранитель фонда изобразительного искусства Тверского государственного объединенного музея, автор экспозиции Елена Мойкина: «На ее основе в дальнейшем планируется создание передвижных тематических выставок и культурно-образовательных программ, которые мы будем показывать в наших районных филиалах и муниципальных музеях».

Часть копий была сделана на средства гранта, полученного музеем от Государственной корпорации «Росатом», семь принтов изготовлены при финансовой поддержке областного комитета по делам культуры, право на выполнение цифровых копий шести картин любезно предоставила коллегам дирекция Тверской картинной галереи. В экспозицию вошли мужские, семейные, женские портреты семи поколений Куракиных от свояка Петра I Бориса Ивановича (1676–1727) до последней владелицы имения Степановское-Волосово Елизаветы Нарышкиной.

История рода ведет свое начало от правнука великого Литовского князя Гедимина, князя Патрикея Александровича князя Звенигородского, который, согнанный с удела на Волыни, выехал в 1397 году в Новгород и сделался родоначальником князей Патрикеевых, Хованских, Булгаковых и других. В 1408 году он приехал в Москву, где поступил на службу к великому Московскому князю Василию I Дмитриевичу и женился на его дочери княжне Анне Васильевне. Его праправнук, князь Андрей Петрович Булгаков, по прозванию Курака, положил началу роду князей Куракиных, которые входили впоследствии в число шестнадцати знатнейших фамилий России. Представители рода ведали приказами, служили в первых городовых и полковых воеводах, возглавляли посольства, играли ведущие роли в политической, общественной и дипломатической жизни России. 

Например, Борис Иванович Куракин был послом в Англии, Ганновере, Нидерландах, Франции; послом во Франции служил Александр Борисович (1697–1749), на дипломатическом поприще проявил себя другой Александр Борисович (1752–1818), давший начало роду Вревских, но не оставивший после себя официальных потомков; тайным советником и сенатором был генерал-майор Степан Борисович (1754–1805), владелец усадьбы Волосово, получившей по его имени второе название Степановское… Вообще список занятий Куракиных не ограничивался только государственной и военной службой. Не чужд искусства был очень занятой и влиятельный человек Алексей Борисович Куракин (1759–1829), после выполнения своих обязанностей члена Государственного совета бравший в руки кисть и встававший к мольберту. В экспозицию вошла копия написанного им портрета Юлии Федоровны Куракиной со своими детьми Борисом, Елизаветой, Федором и Александром из собрания картинной галереи – прекрасный образец семейного портрета в интерьере.

Куракиных писали разные художники, в том числе академик Александр Попов, выполнивший портрет Марии Алексеевны Куракиной (1818–1890), урожденной Гурьевой. Однако в основном на выставке можно увидеть работы неизвестных мастеров. Вероятность того, что это были крепостные живописцы, копировавшие изображения своих хозяев, созданные Сабатье или Мари Луиз Элизабет Виже-Лебрен (портреты Александра Борисовича и Анатолия Александровича Куракина в детстве), весьма велика. Дубликаты оригиналов делались с вполне определенными целями – нужно было растиражировать княжеские лица для подарков многочисленным родственникам. Для этого же мы, собственно, сейчас распечатываем фотографии, а во времена Куракиных приходилось прибегать к более трудоемким процессам. Рассматривая цифровые копии оригиналов, созданных фотохудожником Валерием Ниминущим и передающих и художественное решение, и колорит оригинала, можно не только проследить историю нескольких поколений семьи, но и разглядеть черты, переходящие от отца к сыну. Такой чертой, отличавшей Куракиных, был, судя по всему, нос, форма которого практически не менялась, что заметно прежде всего на мужских портретах фамильной галереи.

Источник: http://www.tverlife.ru/news/51620.html
Дата: 29.11.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ