Кто же истинный отец-основатель Новосибирска?

О целом ряде интереснейших фактов из прошлого нашего города вспоминать почему-то не принято, и они едва ли не преданы забвению. Так, например, в 1895 году жители поселка Кривощековского безуспешно просили переименовать его в Александровский - в честь императора, «открывшего дорогу» молодому городу. Или то, что годом образования будущего Новосибирска вполне можно считать не 1893-й, а 1877-й - именно к этому времени относятся первые документальные свидетельства о Кривощековском выселке. Впрочем, давайте обо всем по порядку…

После того, как в рамках нашей рубрики мы решили выяснить, кто из выдающихся новосибирцев достоин, чтобы в его честь была названа улица (читайте «Комсомолку» от 4 марта, «Чьими именами назвать новые улицы столицы Сибири?» и на нашем сайте - kp.ru/6771), в нашу редакцию обратился Константин Голодяев. Сибиряк собрал различные исследования о зарождении Новониколаевска, и в итоге выяснились очень интересные факты. Историкам они известны, а вот широкому кругу новосибирцев - вряд ли. Поэтому наше очередное путешествие во времени будет посвящено поискам ответов на вопрос: кто он, истинный отец города?

- Интерес к истории у меня был всегда, но я в основном занимался историей своей фамилии, рода и мест, связанных с ним, - скромно говорит наш собеседник. - Но потом я заинтересовался тем, как возник город, где я живу всю свою сознательную жизнь, где родились и выросли мои дети? Какая память останется им?

От погонщиков скота до воли императора

Оказывается, первые русские переселенцы осели на левом берегу Оби аж в 1697 году! Старшим у них был некий Федор Креницын. Нравы тогда царили суровые, и в одной из драк Федору порвали щеку, после чего он и получил прозвище Кривощек. Впоследствии так стали называть и само поселение. К концу XIX века оно уже стало волостным селом со своей церковью и управой. Частенько здесь появлялись погонщики скота.

- По Сибири издавна проходили многокилометровые перегоны скота. Изыскателям железной дороги еще до начала работ было известно, что одна из старых скотопрогонных дорог с переправой через Обь проходила как раз через Кривощеково, - рассказывает Константин Голодяев. - По сведениям кривощековского волостного правления, здесь ежегодно переправлялись на правый берег по 3 тысячи баранов и быков и до 500 лошадей.

Если через наши края гнали столько скота, это говорит о том, что, во-первых, в кривощековских краях могучая Обь была не так глубока, а во-вторых, это место еще и достаточно узкое. Это подтвердили и военные топографы, работавшие на берегах Оби в 1876 году. Не это ли отличное место для будущей переправы через Обь?

Шло время, и в 1887 году в Министерстве путей сообщения под руководством Константина Посьета был создан проект развития железной дороги в Сибири. В 1889 году на берегах Оби уже начинало обустраиваться Западно-Сибирское пароходство, а в 1890 году была издана знаменитая карта южной пограничной полосы Азиатской России, на которой уже был нанесен Транссиб, идущий через Убинку, Каргат, Чулым, Дупленскую, Камышинскую с переходом через Обь чуть ниже Усть-Ини. А 17 марта (29-го по новому стилю) 1891 года император Александр III издал Высочайший рескрипт на имя Своего сына Николая о начале строительства Транссибирской магистрали, в корне изменивший всю историю Сибири, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений...»

Не Михайловским единым… а двумя!

Принято считать, что именно Николай Гарин-Михайловский стал истинным отцом будущего города, указал и отстоял именно кривощековский вариант строительства железнодорожного моста через Обь, отклонив вариант с Томском. Эта версия стала основной еще в советские времена, однако оказалась далеко не единственной и отнюдь не верной.

- В начале июня 1891 года в наших краях начались дополнительные изыскания для будущего строительства железной дороги, - объясняет Константин Голодяев. - Начальником работ был назначен известный транспортный строитель Константин Яковлевич Михайловский. Были определены несколько изыскательских партий. Начальником шестой (Колыванской) партии был назначен инженер-изыскатель Николай Георгиевич Михайловский (впоследствии взял псевдоним Гарин). А определением местоположения железнодорожного моста через Обь занялась пятая (Обская) партия во главе с Викентием Ивановичем Роецким.

В итоге получилось так, что Гарин-Михайловский работал как раз в томской стороне, а нужное место «нащупал» именно Роецкий, но под формальным руководством Константина Яковлевича! Осенью того же года Константин Михайловский доложил о результатах изысканий и выборе кривощековского варианта как «единственно возможного». Гарин-Михайловский не стал спорить со своим начальником-однофамильцем и тоже поддержал этот выбор. Почему же официальная история долгие годы упоминала как основателя города только имя Николая Георгиевича? Неужели из-за путаницы в фамилиях и приписывания заслуг одного инженера другому?

- Думается, причины тому политические, - продолжает наш собеседник. - Гарин-Михайловский еще в те времена симпатизировал большевикам, помогал им материально, поэтому его кандидатура на роль отца города была идеологически верной… О том, что его заслуги в судьбе города, мягко говоря, преувеличены, историки начали говорить еще в период перестройки. Но и по сей день принято вспоминать только о Гарине-Михайловском, а о его однофамильце и Викентии Роецком мало кто знает…

Кого же вознести на постамент?

С историей Новониколаевска связан даже легендарный Сергей Юльевич Витте, тогда бывший министром путей сообщения и в 1892 году на высшем уровне отстоявший географию Западно-Сибирского участка будущей магистрали. И вот наконец 27 февраля 1893 года император Александр III высочайше соизволил утвердить решение Комитета министров и начать строительство моста у Кривощеково. С началом стройки в истории будущего Новониколаевска появились другие достойные люди. Например, Григорий Будагов, главный инженер постройки моста, всячески развивавший поселок - в 1893 - 1894 годах он организовал первую бесплатную школу с драмкружком и народную читальню. И Николай Тихомиров, руководивший не только строительством моста после перевода Будагова в Томск, но и постройкой храма Александра Невского, а также
создавший в городе первое пожарное общество. И Николай Меженинов, строивший станцию Обь. История помнит имена первого священника Василия Посельского, первого учителя Аполлона Трубина, первого врача Михаила Востокова… Как же воздать
всем по заслугам?

- Я предлагаю соорудить комбинированный монумент основателям города - по типу памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде или Екатерине II в Петербурге, - поделился с «Комсомолкой» своими мыслями Константин Голодяев. - Центральной фигурой вполне уместно поставить Александра III, де-юре давшего переходу у Кривощеково зеленый свет. Чуть ниже, в его окружении, - скульптуры всех тех, о ком мы упомянули в разговоре, и не только. Еще ниже - барельеф, желательно больших размеров - так удастся охватить практически всех. Правда, сохранились фотографии не всех людей, причастных к появлению нашего города, но можно создать обобщенный образ. Так в одном памятнике уместится вся история зарождения города.

Наш собеседник предлагает установить монумент в парке «Городское начало», рядом с секцией исторического моста через Обь. Только представьте себе, как было бы символично, если бы фигура Викентия Роецкого указывала рукой на мост! Историческая справедливость была бы восстановлена… А рядом - перенести и восстановить дом-контору инженера Григория Будагова, старейшее на данный момент в Новосибирске деревянное здание 1893 года постройки, стоящее в начале улицы Большевистской - бывшей улицы Будагова... Только чудом этот дом сохранился до наших дней, но его состояние оставляет желать лучшего.

Различные идеи памятника императору Александру III в Новосибирске витают в воздухе уже давно, но до сих пор так и продолжают оставаться идеями. Причина, как всегда, в финансах. Но ведь близится 120-летие Новосибирска - это ли не отличный повод увековечить память об основателях нашего города? Остается лишь надеяться, что эти призывы будут услышаны, ведь история столицы Сибири не менее важна, чем ее настоящее. И совсем не хотелось бы войти в эту историю Иванами, не помнящими родства.

Источник: http://kp.ru/daily/25658/821261/
Дата: 28.03.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ