Забытый некрополь

В течение 2008–2010 годов «ОМ» подробно рассказывала о поисковой работе на старинном кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, где покоится прах многих выдающихся людей России середины XIX – начала XX века. В том числе – инженеров путей сообщения, строивших и эксплуатировавших первые российские железные дороги, возводивших мосты, набережные, морские порты. В программе участвовали журналисты «ОМ», молодёжь и ветераны Октябрьской дороги, студенты Петербургского государственного университета путей сообщения.

Напомним, что, начиная свою деятельность, мы опирались на данные ПГУПСа, в которых значилось около 90 фамилий выпускников и преподавателей вуза, похороненных в некрополе Новодевичьего монастыря в разные годы. Своей целью мы ставили поиск сохранившихся надгробий, поскольку доподлинно известно, что кладбище, закрытое после 1917-го, подвергалось разграблению в последующее время – вплоть до 1960–70-х годов. Наша работа увенчалась успехом: мы нашли порядка 25 могил, состояние которых, мягко говоря, оставляло желать лучшего. За эти годы было организовано несколько субботников по уборке и приведению в порядок захоронений.

Но это был лишь первый этап работы.
В конце 2010-го инициативная группа обратилась в Центр национальной славы России и лично к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину, который является главой вышеназванной организации, с предложением рассмотреть проект по восстановлению захоронений и сохранению исторической памяти инженеров путей сообщения. Сегодня мы рады сообщить, что проект под названием «Гордость железных дорог» принят Центром национальной славы, на его реализацию выделены средства. А сам руководитель Центра выразил желание побывать в историческом некрополе. Такой визит запланирован на начало апреля.

Что же включает в себя данный проект? Во-первых, в ПГУПСе в рамках большой международной конференции в конце марта состоится круглый стол «Новодевичий некрополь. Забытые имена». Здесь будут подведены итоги проходящего сейчас конкурса студенческих работ, посвящённых этой же тематике.
На самом кладбище определены пять надгробий, которые в этом году планируется отреставрировать. Это захоронения известного мостостроителя
Н. Белелюбского, министра путей сообщения А. Гюббенета, изобретателя паровозов Н. Щукина, инженеров путей сообщения А. Дельвига и А. Еракова. Уже проведена оценочная экспертиза, к работам специалисты смогут приступить при плюсовых температурах воздуха.

Весной, уже по сложившейся традиции, будет организована работа по уборке могил.
Кроме того, готовится к печати иллюстрированное издание, посвящённое инженерам путей сообщения, которые нашли свой последний приют именно в этом некрополе. Мой коллега, журналист Алексей Островский, работая в Российском государственном историческом архиве, отыскал большое количество неизвестных ранее фактов. Выяснилось, например, что рядом с Николаем Белелюбским, фамилия которого знакома каждому выпускнику ПГУПСа, похоронен его брат Александр (надгробие не сохранилось). О нём мы услышали впервые. Оказывается, инженер путей сообщения А. Белелюбский был автором проекта строительства Веребьинского обхода, который в силу острой необходимости пропуска тяжёлых поездов по линии Петербург – Москва был сооружён в конце XIX века. А вот разбирался этот обход и строился прямой переход над Веребьинским оврагом уже при нашей жизни – в 2001 году. Таким образом, обход А. Белелюбского эксплуатировался более ста лет.

Интересна и такая деталь. Инженер А. Белелюбский составил «Справочник дорожного мастера», по которому обучалось несколько поколений путейцев. Сейчас этот объёмный труд, судя по всему, не в ходу. Но вот совсем недавно в Интернете промелькнуло предложение приобрести эту книгу… за 35 тысяч рублей. Значит, и для наших современников она представляет некую ценность.

На днях установлен факт захоронения ещё одного человека. Под простой фамилией Мельников оказался сокрыт не кто иной, как родной брат первого министра путей сообщения Павла Петровича Мельникова – Алексей, который также оставил свой след в истории развития железных дорог.

Более того, мы вплотную подошли к ответу на вопрос о том, почему именно в этом некрополе хоронили инженеров путей сообщения. Сейчас в нашей базе данных по захоронениям уже более 130 фамилий, и о каждом человеке можно сказать что-то конкретное. Найдены интересные документы, проливающие свет на некоторые обстоятельства появления не только некрополя, но и самого Новодевичьего монастыря. Впрочем, не будем опережать события. Обо всём этом мы планируем подробно рассказать в своей книге.
Пользуясь случаем, хотим поблагодарить всех тех людей, кто в течение последних лет проявлял неподдельный интерес к теме, звонил в редакцию, предлагал свою помощь. Всю информацию по ходу реализации проекта и датах проведения субботников вы по-прежнему сможете узнать по телефону 457-87-86 (ж.д. 58-786).
справка
Центр национальной славы России создан в 2002 году. Основными задачами его являются реализация программ, направленных на развитие национального самосознания граждан России, укрепление в исторической памяти современного поколения россиян славных страниц истории Отечества, патриотическое воспитание молодёжи, стремление внести посильный вклад в дело скорейшего достижения экономического процветания и политической стабильности страны.
Проект Центра национальной славы «Служение Отечеству: события и имена» направлен на возвращение из забвения имён выдающихся граждан России, внёсших значительный вклад в развитие нашей страны.

Источник: http://zdr-gazeta.ru/?newsid=63588
Дата: 20.03.2011
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ