Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Из истории Кунгурского района: село Насадка

19.02.2011

История села Насадка (Кунгурский район) начинается с 1623 года с деревни Мальцова. Так считает известный пермский краевед Е.Н. Шумилов. Позднее название населенного пункта, где первыми жителями были Мальцовы, изменилось. С 1715 года деревня уже была известна как село Насадское.

Новое имя возникло не случайно. Своим вторым названием населённый пункт обязан речке Насадка, притоку Сылвы. Известно, что в 1623-1624 годах здесь для Строгановых делали «суды соляные», которые назывались «насады».

Долгие годы Насадка входила в состав частных вотчин известных прикамских землевладельцев: Строгановых, Шаховских, Бутеро-Родали. Первый деревянный храм появился здесь в конце XVII века, из-за этого и произошло изменение статуса населённого пункта. В 1820 году на средства помещицы баронессы Веры Александровны Шаховской была построена каменная Входо-Иерусалимская церковь. Её торжественное освящение состоялось 25 октября 1822 года. С того времени храм стал средоточием духовной жизни села. При нём работало церковное приходское попечительство, деятельность которого была направлена на выдачу благотворительных ссуд прихожанам и украшение храма. В 1891 году в деревне Мостовой была открыта церковноприходская школа, где преподавали священнослужители Входо-Иерусалимской церкви.

Край был известен как сельскохозяйственный. Поэтому, кроме традиционных крестных ходов, совершаемых на реку Сылву для освящения воды 6 января, в день Преполовения, 20 июля и 1 августа, здесь было принято освящать и поля. После окончания весенних посевов устраивали специальные молебны со святыми иконами.

В начале ХХ века жители села Насадка считались людьми зажиточными. Многие строили для себя новые дома. В этом, как и в других делах, по давней традиции им помогали соседи. В благодарность за такие «помочи» хозяева устраивали обильные угощения. Достаток позволял и некоторое щегольство. Излишняя роскошь в одежде и обуви отмечалась не только у женщин, но и у мужчин, проживающих в Насадке.

Но зато и с ближними они делились щедро. Особенно ярко это проявилось в годы Первой мировой войны. Уже 17 августа 1914 года при Входо-Иерусалимском храме был открыт попечительский совет о семьях лиц, находящихся в рядах действующей армии. Его возглавлял местный священник с царской фамилией – Павел Романов. Прихожане не только собирали денежные средства для помощи землякам. Для нужд армии они сушили сухари, шили белье и теплые вещи. За что в 1915 году были удостоены благодарности императрицы Александры Фёдоровны.

СПРАВКА

Основные пути сообщения в средневековье проходили по рекам. Поэтому наибольшее разнообразие средств сообщения относится к речным судам. Источники XVI в. упоминают огромное их количество, в том числе и насады. «Суда эти, - описывал современник, - очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более как на 4 фута и поднимают 200 тонн, на них нет никаких железных частей, но все сделано из дерева, при попутном ветре они могут плыть под парусами».

Рубрики: История
Источник: http://iskra-kungur.ru/index.php?newsid=2131
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны