Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Предъявить документы эпохи

05.12.2010

Третий год подряд еженедельная программа «Обратный отсчет», выходящая на канале ОНТ, удерживает верхние строчки в рейтингах национальных телепроектов...


9 часов утра, пятница. В своей мастерской, где мы договорились встретиться, Владимир Бокун появляется минута в минуту. Как я узнаю позже, накануне он уже успел побывать на съемочной площадке — там актеры реконструируют давние события для очередного выпуска «Обратного отсчета». Третий год подряд эта еженедельная программа, выходящая на канале ОНТ, удерживает верхние строчки в рейтингах национальных телепроектов. Благодаря этому обстоятельству мы когда–то и познакомились с Владимиром Викторовичем. Поводом для нашей предыдущей встречи, например, был нашумевший фильм «К–19. Время героев», созданный в мастерской Бокуна, автора и руководителя документального телесериала «Обратный отсчет». Но с тех пор — всего за год с небольшим — появилось еще несколько десятков причин для визита по знакомому адресу. Темы некоторых из последних серий «Обратного отсчета» оказались настолько неожиданными и объемными, что стандартных минут эфирного времени явно не хватило, чтобы ответить на все вопросы, которые захотелось задать их создателям.


И вот я снова переступаю порог мастерской Владимира Бокуна. И вспоминаю, как год назад он заводил разговор о том, что «Обратному отсчету» давно пора обзаводиться собственным киноархивом. Тем более что за годы сотрудничества с Фондом Стивена Спилберга, создавшего впечатляющий видеомузей Холокоста, а также с Лондонским архивом кинохроники и Красногорским архивом кинофотодокументов, где можно найти немало уникальных кадров в том числе о довоенной Беларуси, и у Бокуна накопился не один десяток часов малоизвестных видеоматериалов. Однако отправлять в архив свой «Обратный отсчет» он пока не собирается — напротив, в начале будущего года в эфир выйдет юбилейный, 100–й фильм популярного документального цикла.


— На чем держится зрительский интерес? — предугадывает Владимир Бокун незаданный вопрос. — Исторические программы и документальные фильмы обычно ведь заметных позиций в телевизионных рейтингах не занимают. Но это смотря как подать материал. Внутри фактов и дат у нас не история, а истории. Истории человеческих жизней. Потому что в конечном итоге все исторические события связаны с судьбой человека. Без этого история мертва.


Продолжение следует


— В своих фильмах вы нередко возвращаетесь к темам, которые уже звучали в предыдущих выпусках «Обратного отсчета», — ограничивает телевизионный формат или всплывают новые факты?


— И то и другое. Например, новый телесезон мы начинали с двух больших фильмов «Крушение империи»: «Последняя столица» и «Заговор генералов». Оба — о последних днях императора Николая II в Могилеве. В 1915 году, как вы помните, император взял на себя роль главнокомандующего отступающей русской армии и Ставка переместилась в Могилев. Ситуация на фронте стабилизировалась, в том числе благодаря этому шагу. Но последующая трагедия уже была предрешена — опять же не без того, что столица империи передвинулась в Могилев... На мой взгляд, у Андрея Лескина и Марины Белоокой, режиссера и сценариста «Крушения империи», получилась очень интересная работа. И Юрий Лесной в роли императора, по–моему, очень убедителен. Но не так давно в архивах обнаружилась новая информация, не все любопытные факты удалось включить и в первые два фильма... Определенно это требует продолжения. И оно будет.


Закон сохранения фактов


— Думаю, что и «Катынь. Белорусский список» — далеко не последний фильм, в котором «Обратный отсчет» исследует массовые расстрелы весной 1940–го...


— Наверняка, хотя наша программа не раз обращалась к этой теме. А тут еще это недавнее, такое мистическое происшествие с польским правительством... Многие слышали, знают по телевизионным репортажам, что Катынь — это трагедия польских офицеров. При этом мало кому действительно известно, что там произошло в 1940 году. Почему польские офицеры были репрессированы в таком огромном количестве? И какое отношение все это имеет к Беларуси? А самое прямое — когда накануне Второй мировой войны в Польше провели мобилизацию офицеров запаса, в польскую армию попало немало уроженцев Лиды, Новогрудка, Бреста, Гродно (как вы помните, польско–советская граница по Рижскому договору была тогда значительно восточнее). Когда начался процесс присоединения Западной Белоруссии к СССР, польское руководство приказало не оказывать сопротивления Красной Армии, и, хотя были отдельные стычки (например, в районе Щучина, Гродно), в целом эти офицеры против красноармейцев не сражались. Большинство из них сложили оружие и стали расходиться по домам, но по дороге их задержали сотрудники НКВД, ну а дальше, как известно, — спецлагеря... Как ни странно, сохранились документы, подтверждающие, что в марте 1940 года на заседании ЦК ВКП(б) было принято решение о расстреле этих офицеров, причем даже без суда и без предъявления им обвинений. Сохранилась и докладная Берии на имя Сталина (которая, собственно, и запустила этот процесс) о том, что на территории Советского Союза оказалось большое количество польских офицеров, представляющих потенциальную угрозу для советской власти. Предлагалось рассмотреть их дела в особом порядке с применением высшей меры наказания... В постановлении ЦК ВКП(б) отмечалось, что в лагерях для военнопленных находится 14.700 бывших польских офицеров, кроме этого — еще 11 тысяч в тюрьмах Западной Украины и Белоруссии. После войны так называемый украинский список был найден. Как полагают исследователи, должен быть и «белорусский список» с 3.870 фамилиями. Но где он находится, в каких архивах, пока неизвестно. Однако я не сомневаюсь, что только пока.


В любом случае эти жертвы достойны нашей памяти. Думаю, будет правильно установить на месте их возможного захоронения памятный знак или скульптурную композицию, ведь катынская трагедия оставила мрачный след не только в польской истории...


На личную тему


— А что вам ближе — продюсерская или все–таки режиссерская работа?


— Изначально я режиссер. О профессии продюсера никогда не мечтал, стал им в силу необходимости, поскольку сегодняшнее телевидение — это серийное производство, а поднять в одиночку такой проект, как «Обратный отсчет», например, невозможно... Но и сейчас есть темы, которые я просто не могу передать другому. Темы, которые стали для меня чем–то личным.


Свой фильм «Беженцы. Остаться в живых» я задумал еще в 2002 году, когда на сайт моего тогдашнего телепроекта «Судьба человека» пришло письмо из Франции. Его автор, Дидье Френкель, писал, что обнаружил свои корни в Речице и хотел бы приехать. В архиве программы было уже немало историй о потомках выходцев из Беларуси, причем со всех концов мира, но эта... Так совпало, что Дидье приехал сюда в тот самый день, когда в Холмичах открывался памятник расстрелянным еврейским семьям, совершенно не зная об этом событии. А среди этих жертв была и сестра его отца...


Спасаясь от погромов в 1905–м, семья Френкелей уехала в Палестину, откуда их выслали как потенциальных русских шпионов, потом в Египет, где они так и остались в статусе беженцев. Но там братья Френкели стали очень успешными мастерами–краснодеревщиками, делали мебель даже для короля Фаруха. Однако еще больше их интересовал кинематограф, фильмы Чарли Чаплина, и, в конце концов, Френкели решили создать... студию мультипликационного кино. Из ничего — ни техники, ни опыта у них не было. Но один из братьев был талантливым механиком, другой — не менее талантливым художником, и все получилось. Сейчас именно братья Френкели считаются основоположниками египетской анимации. А Дидье Френкель мечтает показать их фильмы во всех странах, по которым вынуждена была скитаться его семья. Эти работы уже побывали на многих международных кинофестивалях, в будущем году их ждут на фестивале в Суздале, надеюсь, что удастся показать мультфильмы братьев Френкелей и в Беларуси...


Частный сюжет


— Тем не менее за сухими историческими фактами не всегда легко разглядеть частный сюжет...


— Всегда! Хотя действительно бывают истории, где трудно найти неожиданный поворот. Взять хотя бы один из наших последних фильмов, «Белорусский рубеж» — о том, как создавалась белорусская граница в 1991 году. Факты общеизвестны. Когда распался Советский Союз, у нас не было ни своего пограничного округа, ни пограничных служб. Штаб Западного погранокруга находился в Киеве. А техническая база — в Дзержинске. И вот из Киева поступает приказ: всю пограничную технику из Дзержинска перебросить в Украину. А мы не можем возразить, поскольку официальных документов о создании Белорусского погранокруга нет. «И тогда, — рассказывает мне глава Госпогранкомитета Беларуси генерал–майор Игорь Рачковский, — мы обратились к известному журналисту Павлу Якубовичу, который мгновенно, буквально в течение дня, помог составить постановление об организации пограничной службы и провести его через Верховный Совет. Депутаты оперативно приняли соответствующее решение»... Собственно говоря, постановление о создании погранвойск было написано рукой Павла Якубовича. Вот вам и «сухие факты»...


* * *


В своих ближайших выпусках «Обратный отсчет» намерен углубиться в историю рода Радзивиллов, рассказать о белорусах — жертвах Освенцима (хотя до недавнего времени считалось, что белорусов там почти не было) и исследовать контрреволюционное движение на белорусских территориях в 20–х годах прошлого века. «Вообще–то это материал для игрового сериала», — оценивает потенциал последней темы Владимир Бокун, не скрывая, что намерения заняться игровым кино у него есть. Но позже — ведь «буквально вчера из Москвы вернулся наш известный историк Виталий Скалабан, обнаруживший в архивах неизвестные материалы, связанные с деятельностью Лаврентия Цанавы». Сдавать своих позиций «Обратный отсчет» явно не собирается. А белых пятен в нашей истории еще немало...


P.S. Возможно, в создании будущих фильмов Владимиру Бокуну могли бы помочь и наши читатели: если кто–то из ваших родственников был призван в 1939–м в Польскую армию (речь идет об офицерах запаса, проживавших в Западной Белоруссии), свяжитесь с ним по телефону (8–017) 280–29–67 или по электронной почте: Bokun52@gmail.com

Источник: http://www.sb.by/post/109179/