Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Предъявить документы эпохи

05.12.2010

Третий год подряд еженедельная программа «Обратный отсчет», выходящая на канале ОНТ, удерживает верхние строчки в рейтингах национальных телепроектов...


9 часов утра, пятница. В своей мастерской, где мы договорились встретиться, Владимир Бокун появляется минута в минуту. Как я узнаю позже, накануне он уже успел побывать на съемочной площадке — там актеры реконструируют давние события для очередного выпуска «Обратного отсчета». Третий год подряд эта еженедельная программа, выходящая на канале ОНТ, удерживает верхние строчки в рейтингах национальных телепроектов. Благодаря этому обстоятельству мы когда–то и познакомились с Владимиром Викторовичем. Поводом для нашей предыдущей встречи, например, был нашумевший фильм «К–19. Время героев», созданный в мастерской Бокуна, автора и руководителя документального телесериала «Обратный отсчет». Но с тех пор — всего за год с небольшим — появилось еще несколько десятков причин для визита по знакомому адресу. Темы некоторых из последних серий «Обратного отсчета» оказались настолько неожиданными и объемными, что стандартных минут эфирного времени явно не хватило, чтобы ответить на все вопросы, которые захотелось задать их создателям.


И вот я снова переступаю порог мастерской Владимира Бокуна. И вспоминаю, как год назад он заводил разговор о том, что «Обратному отсчету» давно пора обзаводиться собственным киноархивом. Тем более что за годы сотрудничества с Фондом Стивена Спилберга, создавшего впечатляющий видеомузей Холокоста, а также с Лондонским архивом кинохроники и Красногорским архивом кинофотодокументов, где можно найти немало уникальных кадров в том числе о довоенной Беларуси, и у Бокуна накопился не один десяток часов малоизвестных видеоматериалов. Однако отправлять в архив свой «Обратный отсчет» он пока не собирается — напротив, в начале будущего года в эфир выйдет юбилейный, 100–й фильм популярного документального цикла.


— На чем держится зрительский интерес? — предугадывает Владимир Бокун незаданный вопрос. — Исторические программы и документальные фильмы обычно ведь заметных позиций в телевизионных рейтингах не занимают. Но это смотря как подать материал. Внутри фактов и дат у нас не история, а истории. Истории человеческих жизней. Потому что в конечном итоге все исторические события связаны с судьбой человека. Без этого история мертва.


Продолжение следует


— В своих фильмах вы нередко возвращаетесь к темам, которые уже звучали в предыдущих выпусках «Обратного отсчета», — ограничивает телевизионный формат или всплывают новые факты?


— И то и другое. Например, новый телесезон мы начинали с двух больших фильмов «Крушение империи»: «Последняя столица» и «Заговор генералов». Оба — о последних днях императора Николая II в Могилеве. В 1915 году, как вы помните, император взял на себя роль главнокомандующего отступающей русской армии и Ставка переместилась в Могилев. Ситуация на фронте стабилизировалась, в том числе благодаря этому шагу. Но последующая трагедия уже была предрешена — опять же не без того, что столица империи передвинулась в Могилев... На мой взгляд, у Андрея Лескина и Марины Белоокой, режиссера и сценариста «Крушения империи», получилась очень интересная работа. И Юрий Лесной в роли императора, по–моему, очень убедителен. Но не так давно в архивах обнаружилась новая информация, не все любопытные факты удалось включить и в первые два фильма... Определенно это требует продолжения. И оно будет.


Закон сохранения фактов


— Думаю, что и «Катынь. Белорусский список» — далеко не последний фильм, в котором «Обратный отсчет» исследует массовые расстрелы весной 1940–го...


— Наверняка, хотя наша программа не раз обращалась к этой теме. А тут еще это недавнее, такое мистическое происшествие с польским правительством... Многие слышали, знают по телевизионным репортажам, что Катынь — это трагедия польских офицеров. При этом мало кому действительно известно, что там произошло в 1940 году. Почему польские офицеры были репрессированы в таком огромном количестве? И какое отношение все это имеет к Беларуси? А самое прямое — когда накануне Второй мировой войны в Польше провели мобилизацию офицеров запаса, в польскую армию попало немало уроженцев Лиды, Новогрудка, Бреста, Гродно (как вы помните, польско–советская граница по Рижскому договору была тогда значительно восточнее). Когда начался процесс присоединения Западной Белоруссии к СССР, польское руководство приказало не оказывать сопротивления Красной Армии, и, хотя были отдельные стычки (например, в районе Щучина, Гродно), в целом эти офицеры против красноармейцев не сражались. Большинство из них сложили оружие и стали расходиться по домам, но по дороге их задержали сотрудники НКВД, ну а дальше, как известно, — спецлагеря... Как ни странно, сохранились документы, подтверждающие, что в марте 1940 года на заседании ЦК ВКП(б) было принято решение о расстреле этих офицеров, причем даже без суда и без предъявления им обвинений. Сохранилась и докладная Берии на имя Сталина (которая, собственно, и запустила этот процесс) о том, что на территории Советского Союза оказалось большое количество польских офицеров, представляющих потенциальную угрозу для советской власти. Предлагалось рассмотреть их дела в особом порядке с применением высшей меры наказания... В постановлении ЦК ВКП(б) отмечалось, что в лагерях для военнопленных находится 14.700 бывших польских офицеров, кроме этого — еще 11 тысяч в тюрьмах Западной Украины и Белоруссии. После войны так называемый украинский список был найден. Как полагают исследователи, должен быть и «белорусский список» с 3.870 фамилиями. Но где он находится, в каких архивах, пока неизвестно. Однако я не сомневаюсь, что только пока.


В любом случае эти жертвы достойны нашей памяти. Думаю, будет правильно установить на месте их возможного захоронения памятный знак или скульптурную композицию, ведь катынская трагедия оставила мрачный след не только в польской истории...


На личную тему


— А что вам ближе — продюсерская или все–таки режиссерская работа?


— Изначально я режиссер. О профессии продюсера никогда не мечтал, стал им в силу необходимости, поскольку сегодняшнее телевидение — это серийное производство, а поднять в одиночку такой проект, как «Обратный отсчет», например, невозможно... Но и сейчас есть темы, которые я просто не могу передать другому. Темы, которые стали для меня чем–то личным.


Свой фильм «Беженцы. Остаться в живых» я задумал еще в 2002 году, когда на сайт моего тогдашнего телепроекта «Судьба человека» пришло письмо из Франции. Его автор, Дидье Френкель, писал, что обнаружил свои корни в Речице и хотел бы приехать. В архиве программы было уже немало историй о потомках выходцев из Беларуси, причем со всех концов мира, но эта... Так совпало, что Дидье приехал сюда в тот самый день, когда в Холмичах открывался памятник расстрелянным еврейским семьям, совершенно не зная об этом событии. А среди этих жертв была и сестра его отца...


Спасаясь от погромов в 1905–м, семья Френкелей уехала в Палестину, откуда их выслали как потенциальных русских шпионов, потом в Египет, где они так и остались в статусе беженцев. Но там братья Френкели стали очень успешными мастерами–краснодеревщиками, делали мебель даже для короля Фаруха. Однако еще больше их интересовал кинематограф, фильмы Чарли Чаплина, и, в конце концов, Френкели решили создать... студию мультипликационного кино. Из ничего — ни техники, ни опыта у них не было. Но один из братьев был талантливым механиком, другой — не менее талантливым художником, и все получилось. Сейчас именно братья Френкели считаются основоположниками египетской анимации. А Дидье Френкель мечтает показать их фильмы во всех странах, по которым вынуждена была скитаться его семья. Эти работы уже побывали на многих международных кинофестивалях, в будущем году их ждут на фестивале в Суздале, надеюсь, что удастся показать мультфильмы братьев Френкелей и в Беларуси...


Частный сюжет


— Тем не менее за сухими историческими фактами не всегда легко разглядеть частный сюжет...


— Всегда! Хотя действительно бывают истории, где трудно найти неожиданный поворот. Взять хотя бы один из наших последних фильмов, «Белорусский рубеж» — о том, как создавалась белорусская граница в 1991 году. Факты общеизвестны. Когда распался Советский Союз, у нас не было ни своего пограничного округа, ни пограничных служб. Штаб Западного погранокруга находился в Киеве. А техническая база — в Дзержинске. И вот из Киева поступает приказ: всю пограничную технику из Дзержинска перебросить в Украину. А мы не можем возразить, поскольку официальных документов о создании Белорусского погранокруга нет. «И тогда, — рассказывает мне глава Госпогранкомитета Беларуси генерал–майор Игорь Рачковский, — мы обратились к известному журналисту Павлу Якубовичу, который мгновенно, буквально в течение дня, помог составить постановление об организации пограничной службы и провести его через Верховный Совет. Депутаты оперативно приняли соответствующее решение»... Собственно говоря, постановление о создании погранвойск было написано рукой Павла Якубовича. Вот вам и «сухие факты»...


* * *


В своих ближайших выпусках «Обратный отсчет» намерен углубиться в историю рода Радзивиллов, рассказать о белорусах — жертвах Освенцима (хотя до недавнего времени считалось, что белорусов там почти не было) и исследовать контрреволюционное движение на белорусских территориях в 20–х годах прошлого века. «Вообще–то это материал для игрового сериала», — оценивает потенциал последней темы Владимир Бокун, не скрывая, что намерения заняться игровым кино у него есть. Но позже — ведь «буквально вчера из Москвы вернулся наш известный историк Виталий Скалабан, обнаруживший в архивах неизвестные материалы, связанные с деятельностью Лаврентия Цанавы». Сдавать своих позиций «Обратный отсчет» явно не собирается. А белых пятен в нашей истории еще немало...


P.S. Возможно, в создании будущих фильмов Владимиру Бокуну могли бы помочь и наши читатели: если кто–то из ваших родственников был призван в 1939–м в Польскую армию (речь идет об офицерах запаса, проживавших в Западной Белоруссии), свяжитесь с ним по телефону (8–017) 280–29–67 или по электронной почте: Bokun52@gmail.com

Источник: http://www.sb.by/post/109179/