Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

К дню памяти священномученика Саввы, епископа Горнокарловацкого

17.07.2007

К дню памяти священномученика Саввы, епископа Горнокарловацкого

   
  
 
Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий
 
 

Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

Иеродиакон Игнатий (Шестаков)

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви расположена на территории современной Хорватии и охватывает самые западные территории расселения православных сербов, появившихся здесь еще в XV в. Интенсивный рост православного населения в этих краях наметился в первые десятилетия XVI в., когда сербы из соседней Далмации и Боснии переселялись сюда, не желая жить под турками. Со временем здесь сформировалась так называемая Военная Краина, служившая для Австро-Венгерской империи заслоном от турецкой экспансии. Проживавшие в Краине сербы, неся воинскую службу, получили от австрийских императоров особые привилегии, и когда-то здесь была одна из самых больших и цветущих православных епархий.

Однако католический прозелитизм и насаждение унии на протяжении веков представляли постоянную опасность для сербов, и им не раз приходилось отстаивать свои привилегии и чистоту веры. Не стал в этом отношении исключением и XX век, принесший Церкви суровые испытания. В годы II Мировой войны Горно-Карловацкая епархия оказалась на территории марионеточного Независимого хорватского государства и пережила невиданные до того страдания. Кажется, что именно на нее выплеснулось больше всего ненависти дьявольской злобы хорватских фашистов. Очевидно, что трагическую роль сыграло и то, что епархия располагалась в самом сердце нового государственного образования, в непосредственной близости от хорватской столицы - Загреба. В ходе развернувшегося геноцида с 1941 по 1945 гг. усташами было убито 65 православных священников, были полностью разрушены 116 и сильно пострадали 39 храмов, полному или частичному уничтожению подверглись более 160 церковно-приходских и монастырских библиотек.

Страдания духовенства и народа в полной мере разделил и правящий архиерей – епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), прославленный в 2000 г. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви в лике священномучеников. Сын своего народа, он проявил себя как истинный пастырь, полагающий жизнь свою за овец, и его служение было увенчано мученической кончиной.

Владыка Савва родился 6 июля 1884 года в Моле в семье Стефана и Елизаветы Трлаичей и получил в святом крещении имя Светозар. После окончания классической гимназии и семинарии в Сремских Карловцах, он закончил юридический факультет Белградского университета. В 1909 году состоялась его диаконская, а затем и иерейская хиротонии. С 1909 по 1927 гг. отец Светозар служил приходским священником. В начале 1927 года его назначили референтом, а затем секретарем Священного Синода. Овдовев, он в 1929 году принял монашеский постриг с именем Савва и стал настоятелем монастыря Крушедол на Фрушкой горе в сане архимандрита. Это послушание он нес вплоть до своего избрания викарным епископом Сремским. 30 сентября 1934 года Сербский патриарх Варнава (Росич) совершил в Сремских Карловцах его епископскую хиротонию. Будучи патриаршим викарием, владыка Савва до ноября 1936 года исполнял должность председателя епархиального совета Белградо-Карловацкой архиепископии, а с ноября 1936 до начала 1937 гг. был председателем церковного суда. На этой должности его и застало избрание на Горно-Карловацкую кафедру. 4 сентября 1938 года состоялось настолонование нового архиерея в Плашком, где в то время располагалась епархиальная кафедра.

   
  
 
Иконостас кафедрального собора в Карловце
 
 

Нападение Германии на Югославию и последующее провозглашение Независимого государства Хорватии застало владыку Савву в его резиденции в Плашком. Первоначально город был занят итальянцами, но в конце мая 1941 года передан в управление хорватским усташам. После перехода власти к усташам епископ Савва вместе с девятью священниками был объявлен заложником. 23 мая 1941 года усташи заняли епископский дом и выселили владыку. 8 июня на епископский двор пришел печально известный каратель Йосип Томленович, приказавший отдать усташам епархиальные деньги и ценные бумаги. Епископу Савве было приказано покинуть город и отправляться в Сербию, но он отказался выполнить это приказание и заявил, что не может оставить свою епархию и народ.

17 июня 1941 года владыка был арестован вместе с другими известными сербами и священниками, не пожелавшими покидать место своего служения. Усташи заперли узников в хлев и приставили вооруженную охрану. На протяжении месяца все арестованные и особенно владыка Савва ежедневно подвергались издевательствам и пыткам, после чего их отправили в печально известный концентрационный лагерь Госпич. С железнодорожной станции в Госпиче узники были отведены в местную тюрьму и опять подверглись пыткам и издевательствам.

В первой половине августа 1941 года около 2 тысяч сербов были уведены из Госпича в сторону Велебита. В этой группе заключенных был и епископ Савва. Предположительно он был убит в Велебите во время казни около 8 тысяч сербов в августе 1941 года. Священный Синод Сербской Церкви неоднократно обращался к оккупационным властям с просьбой выяснить судьбу владыки Саввы и других сербских архиереев на территории НГХ и добиться их освобождения, но безрезультатно.

К сожалению, нет абсолютно точных сведений об обстоятельствах кончины священномученика, но сербский историк Велибор Джомич приводит в книге «Усташские злодеяния над сербскими священниками» свидетельство, способное пролить свет на этот вопрос. По сообщению Джомича, священник Йован Силашки писал в одном из номеров журнала «Банатский вестник» следующее:
«…В 1941 году Горнокарловацкая епархия была во власти ужасного усташкого режима. Священникам и епископу было заявлено, что их присутствие нежелательно, и они должны покинуть своих верующих и народ. Архиепископ Алоизий Степинац открыто сказал владыке, что он должен покинуть «хорватский» Карловац, иначе будет ликвидирован. Владыка ответил на это: «Жертвую головой, но свой народ не оставлю!»

   
  
 
Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий
 
 

Вскоре стало понятно, что католический архиепископ не шутил. Владыка Савва был арестован и подвержен страшным мучениям. Во время пыток и побоев в Плашком усташи специально заводили граммофон, из которого раздавалось песнопение «Елицы во Христа крестистеся – во Христа облекостеся».

Когда владыку повели на место казни, его мать стояла перед церковью и ждала, когда его поведут. Она хотела еще раз увидеть сына и поздороваться с ним. Однако мучители не позволили ей сделать этого. Владыка, все-таки, благословил мать связанными руками и пошел на смерть».

Спустя несколько лет в церковь в Башаиде, где владыка Савва служил приходским священником, зашел неизвестный человек. Он встретил тогдашнего начальника почты Савву Сараволца…

- Вы знали владыку Савву (Трлаича)? - спросил незнакомец, - я слышал, что он был священником в Башаиде.

- Как же! Владыка меня учил. Я благодарен ему за все, чего достиг в жизни. Затем он спросил незнакомца:
- Откуда вы знаете владыку?

- Я был непосредственным свидетелем его страданий, – ответил незнакомец, - Усташские палачи привели владыку на одну поляну и здесь продолжили мучение. С него живьем содрали кожу и посыпали солью. Потом они закопали его в землю, так что виднелась только голова, принесли железную борону и тащили ее через его голову, пока он не предал душу Богу. Что было дальше, не знаю. Возможно, что усташи бросили его в одну из многочисленных в том краю пропастей - сербских могил. И смерть, стало быть, не отделила его от народа».

Это, к сожалению, почти все что мы сейчас знаем о мученической кончине исповедника.

К сожалению, понесшая такие невосполнимые утраты Горнокарловацкая епархия уже не смогла после войны быть восстановленной в былом величии, а уничтожение ее святынь в известной мере продолжилось и при новых коммунистических властях, так что многие пострадавшие храмы вместо того, чтобы быть восстановленными окончательно разрушались по распоряжению «народных властей».

   
  
 
Кафедральный собор свт. Николая в Карловце, разрушенный в 1993 г.
 
 

Тяжелые испытания постигли епархию и во время войны 1991–1995 г. Спустя полвека здесь разыгрался еще один акт духовного геноцида сербского народа. Соборный храм свт. Николая, построенный в XVIII веке, был взорван, новыми усташами на православное Рождество 1992 года. Подвергся артиллерийскому обстрелу, был ограблен и разрушен епископский двор в Карловце, где размещалась епархиальная ризница, архив и библиотека. Резиденция Горно-карловацкой епархии была взорвана и разрушена на католическое Рождество 1993 года. После хорватской агрессии на республику Сербскую Краину в ходе военной операции «Буря» в августе 1995 года сербский народ был изгнан из древней епархии, а многие его святыни осквернены, разрушены и уничтожены. Во время военных действий 1991–1995 гг. было уничтожено 11, а пострадало 45 церквей. Большое количество храмов и других церковных объектов из-за изгнания сербов было оставлено без присмотра и заброшено.

Но несмотря ни на какие трудности епархия выжила, и сейчас идет постепенная нормализация и возрождение церковной жизни, восстанавливаются древние православные святыни и строятся новые. В 2005 году на Горнокарловацкую кафедру, после долгого перерыва, был назначен новый архиерей. Им стал выпускник Московской Духовной Академии епископ Герасим Попович. С особой бережностью хранится в епархии и память сщмч. Саввы Горнокарловацкого, именем которого назван регулярно выходящий епархиальный журнал.

Процесс восстановления церковной жизни в епархии сталкивается со многими проблемами, главной из которых, пожалуй, является недостаток паствы. Пережив дважды в XX веке этнические чистки и изгнание сербы с трудом возвращаются туда, где жили на протяжении нескольких столетий. Остается надеяться и верить, что несмотря ни на какие трудности, молитвенным предстательством священномученика Саввы, жизнь этой древней и многострадальной епархии будет крепнуть и не угаснет вовек.

* * *

   
  
 
Карта Горно-Карловацкой епархии с указанием объектов СПЦ пострадавших во время войны 1991-1995 гг.
 
 

Иеродиакон Игнатий (Шестаков)

Горно-Карловацкая епархия Сербской Православной Церкви

(Статья из XII тома «Православной энциклопедии»)

Объединяет православные приходы на территории областей современной Хорватии — Лика, Кордун, Бания, Крбава, Горски-Котар, Истрия и приход Мариндол на территории Словении, кафедра в г. Карловац. Название Горно-Карловацкая епархия было принято для отличия от Карловацкой митрополии с кафедрой в Сремски-Карловци. С 25 июля 2004 г. правящий архиерей — епископ Георгий (Попович).

Сербы на этих территориях поселись в XVI в. и духовно окормлялись митрополитом Дабро-Босанским. В кон. XVII в. области Лика и Крбава были освобождены от турок и вошли в Австрийскую империю. В 1695 г., опасаясь расширения пропаганды унии, митрополит Дабро-Босанский Афанасий (Любоевич; ум. 1712) перенес кафедру в г. Медак ( совр. Лика). Через год австрийский император подтвердил полномочия митрополита Афанасия в Бании и Карловаце, и 23 сентября 1698 г. он был поставлен с титулом «митрополит Карловацко-Зринопольский». Митрополит Афанасий переселил в Банию много сербских семей из Боснии и основал монастырь Комоговина, который просуществовал до середины ХХ в. Местные прокатолические власти стремились отделить Горно-Карловацкую епархию от Сербской Православной Церкви, но, несмотря на это, в 1708 г. епархия вошла в состав Крушедольской митрополии.

В 1713 г. епархия была поделена на Карловацкую и Костайницко-Зринопольскую, первым архиереем которой был епископ Стефан (Любибратич, 1728–1737). На Карловацкую епархию с кафедрой в г. Плашки с титулом «епископ Карловацко-Сеньско-Приморский» был поставлен Даниил (Люботина; ум. 29 янв. 1739). В 1734 г. православные отказались признать меморандум властей о праздновании только католических праздников. В ответ генералитет Карловаца стал препятствовать совершению рукоположений. Для урегулирования ситуации в мае 1734 г. была учреждена Лепавинско-Северинская епархия с кафедрой в г. Северин близ Бьеловара, к которой отошла часть приходов Карловацко-Сеньско-Приморской епархии. Единственным ее епископом был Симеон (Филиппович; ум. 16 марта 1743).

28 ноября 1739 г. власти поставили на кафедру епископа-униата Теофила (Пашича) и отдали ему православные приходы на территории от р. Дравы до Адриатического м. Православные ему не подчинились и даже пытались его убить. В 1741 г. он захватил епископский двор в Плашки, но вскоре оставил епархию. 24 октября того же года императорским указом для православных приходов на севере этой территории был утвержден митрополит Алексий (Андреевич, ум. 1749) с титулом «Костайницко-Зринопольский», но местные власти долго не пускали его в Банию, и он взошел на кафедру только в 1747 г. Он проживал в г. Медак и рукополагал священников и для Горно-Карловацкой части.

25 апреля 1742 г. на кафедру Горно-Карловацкой епархии был избран Павел (Ненадович, впоследствии митрополит Карловацкий). Его права австрийская императрица Мария-Терезия подтвердила 6 апреля 1744 г. При вступлении на кафедру присутствовал Карловацкий генерал, что вызвало резкое недовольство католического епископа Загреба. В мае 1745 г. католический епископ запретил епископу Павлу въезд в Банию для посещения приходов, мотивируя тем, что они находятся на территории Загребской католической епархии. Местные власти третировали православное духовенство, наказывали за малейшие проступки, заставляли выплачивать все налоги. Епископ Павел жаловался в Вену. В 1747 г. жалобу удовлетворили и подтвердили его права в Карловацком и Вараждинском генералитетах. В 1746 г. митрополит Алексий и епископ Павел открыли училища в Плашки и Залужнице близ Врховине. Епископ Павел основал новый епархиальный архив, т. к. все предыдущие документы уничтожил епископ-униат.

После отъезда епископа Павла и смерти митрополита Алексия, в 1749 г. администратором обеих епархий стал архимандрит Даниил (Якшич). 18 сентября 1750 г. указом императрицы к Костайницко-Зринопольской епархии отошли приходы Лепавинско-Северинской епархии, приходы в Лике и Крбаве — к Горно-Карловацко-Приморской епархии. Тем же указом епископом первой был поставлен Арсений (Теофанович, ум. 15 мая 1753). На кафедру 2-й 19 августа 1752 г. вступил епископ Даниил (Якшич, ум. 27 февр. 1771). Он провел строительные работы в мужском монастыре Гомирье, духовном центре епархии, и открыл при нем иконописную школу.

   
  
 
Монастырь Гомирье
 
 

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия // ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало.

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию.

Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника.

   
  
 
Чтимая икона Божией Матери. Монастырь Гомирье
 
 

Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу.

В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

Епископ Евгений (Йованович; 1839–1854) особое внимание уделял административным реформам и дисциплине. После него кафедру занимали епископы Сергий (Качанский; 1858–1859), Петр (Йованович; 1859–1864), Лукиан (Николаевич; 1865–1872), Феофан (Живкович; 1874–1890) построил новое здание епископского дома, Михаил (Груич; 1891–1914), Иларион (Зеремский; 1920–1931), при Максимилиан (Хайдин; 1932–1936) был упорядочен епархиальный архив и принято несколько новых церковных законов. В 1924 г. в епархии действовали 144 прихода, на которых служили около 150 священников.

Во время II Мировой войны усташи-хорваты осуществляли геноцид на территории епархии. Они принуждали епископа Савву (Трлаича; 1938–1941) перехать в Белград, но он остался вместе со своей паствой, был арестован и мученически погиб в концлагере в г. Госпич. В основном от рук усташей погибли 72 священника, уничтожено 116 храмов, 39 сильно пострадали, разрушены 2 капеллы и 84 приходских дома. Были полностью уничтожены 154 церковных архива, 13 разграблены. Из 171 церковной библиотеки 154 уничтожены и 17 разграблены. Из полумиллиона верующих в живых осталось менее половины.

После окончания II Мировой войны епископ Никанор (Иличич; 1947–1951) пытался возобновить церковную жизнь епархии и пополнить кадры, но оставшиеся храмы до середины 50-х гг. разрушались новыми властями, а священнослужители претерпевали гонения.

При вступлении на кафедру епископа Симеона (Злоковича; 1951–1990) Горно-Карловацкая епархия находилась в разрухе, не было епископского двора, богослужения можно было совершать лишь в 20 храмах, в клире епархии было всего 14 священников. К 1986 г. благодаря его трудам существовало 142 прихода и около 50 священников окормляли верующих. Епархия делилась на 5 наместничеств: Глинское, Карловацкое, Ликское, Плашкинское и Костайницко-Дворское.

В 1991–1999 гг. на кафедре был епископ Никанор (Богунович). Горно-Карловацкая епархия сильно пострадала во время военных действий 1991–1995 гг. Были разрушены около 30 и сильно пострадали около 45 правосланых церквей. Взорваны 8 и пострадали 14 приходских домов. Разрушено много церковных кладбищ. Кафедральный собор святителя Николая (1785–1787) в Карловаце в православное Рождество 1992 г. был взорван усташами, а епископский двор в католическое Рождество 1993 г. подвергся артобстрелу, а потом был взорван. Из церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Костайнице выкрали мощи святого Феодора Комоговинского. Большинство сербского населения было изгнано с территории епархии, большинство храмов и часовен были заброшены.

   
  
 
Нынешний еп. Горнокарловацкий Герасим (Попович)
 
 

При епископе Фотии (Сладоевиче, 2000–2004) и епископе Герасиме начался процесс постепенного восстановления церковной жизни. В 1999 г. был восстановлен как женский монастырь Гомирье. Однако изгнанное сербское население не имеет возможности вернутся в родные края, поэтому можно говорить о кардинальном изменении соотношения православного и католического населения на этой территории, где, по данным Совета национальных меньшинств на 2005 г., проживает всего около 70 тысяч православных. В начале 2006 г. в епархии действуют 25 приходов, служит 21 священник, монастырь с 5 насельниками (4 монахини и 1 монах).

Литература: Кашић Д. Српски ман-ри у Хрватскоj и Cлавониjи. Београд, 1971; он же. Епархиjа Горнокарловачка // Српска Правосл. Црква: (Ньена прошлост и садашнност. Београд, 1972. Т. 3. С. 50–51; Српска Црква у Другом светском рату: Из Архива Св. Архиjереjског Синода Српске Православне Цркве. Београд, 1990–1991; Милеуснић С. Духовни геноцид: 1991–1995 (1997). Бегорад, 1997.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.sedmitza.ru/?did=45260
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны