Люди носят гены неандертальцев

07.05.2010

Сотрудники Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге под руководством Сванте Пяабо завершили четырехлетний проект, в рамках которого они составляли карту генома неандертальца.

Для анализа использовалось более миллиарда фрагментов ДНК, извлеченных из различных костных останков, обнаруженных в Хорватии, Испании, Германии и России. В работе им пришлось использовать специальную методику, позволяющую отделять ДНК неандертальца от ДНК многочисленных бактерий, живших на останках в последние 40 тыс. лет. В результате восстановлено более 60% всего генома неандертальца.

Большую часть ДНК, использованную для анализа, исследовательская группа выделила из 400 миллиграммов костяной муки. Ее получили из трех женских костей, выкопанных в Хорватии, возраст которых составляет более 38 тыс. лет. Ученые отмечают, что в каждой пробе 95% ДНК принадлежало различным бактериям и микроорганизмам. Авторы исследования утверждают, что они максимально защитили образцы от случайного попадания человеческой ДНК — в том числе их собственной.

Собранные данные позволили соотнести генные последовательности близкого родственника человека с ДНК самого Homosapiens. «Сравнение этих двух генетических последовательностей дало нам возможность узнать, в чем наш геном отличается от принадлежащего нашему ближайшему родственнику», — сообщил Пяабо.

Уже при первом сравнении обнаружились неожиданные факты, сообщают немецкие исследователи. Вопреки практически устоявшемуся мнению, что неандертальцы и первые люди не скрещивались, в ДНК Homosapiens есть заимствованные гены. Согласно вычислениям исследователей, от одного до четырех процентов ДНК современных людей достались от неандертальцев. «Те из нас, что живут за пределами Африки, несут некоторое количество неандертальских генов», — утверждает руководитель исследования.

Для сравнения ученые взяли пять отдельных геномов современных людей из Европы, Азии и Африки и сравнили их с ДНК неандертальцев. Гены африканца оказались отличными, но со всеми остальными неандерталец оказался в равной степени родства. По мнению Пяабо, приблизительно 100-50 тыс. лет назад неандертальцы смешались с выходцами из Африки на Ближнем Востоке, где время и место их обитания наложились, что подтверждают археологические раскопки. Гены частично смешались, после чего расселение продолжилось. Люди расселились по Европе и Азии, при этом унесли с собой и чужие гены.

Немецкие специалисты полагают, что неандертальцы могли ускорить эволюцию современного человека, который заимствовал некоторые их уже сложившиеся выгодные качества. В частности, общность ДНК коснулась и некоторых генов, связанных с познавательными способностями человека, метаболизмом, строением черепа, ключицы и грудной клетки. Однако исследователи отмечают, что необходим более точный анализ, чтобы оценить роль генов, о которых идет речь.

Предыдущие результаты показали, что сходства ДНК Homosapiens и неандертальца нет. Но немецкие исследователи утверждают, что тогда гены последних были изучены плохо.

Результаты нового исследования опубликованы в журнале Science.

Источник: http://news.rambler.ru/Russia/head/6261951/