«Мне не хотелось, чтобы летчики лежали в земле безымянными»

На обочине трассы Минск - Куренец стоит огромный валун с рваными, как осколки, краями. На красном граните - черная доска с силуэтом самолета и словами: «На этом месте после неравного воздушного боя 24 июня 1941 года погиб экипаж самолета Су-2. Командир - старший лейтенант Панин В.И.»

Казалось бы, обычный придорожный памятник, каких не счесть в Беларуси. Но с его появлением связана почти детективная история.

Секретный самолет в небе Вилейки

Анатолия Валентиновича мне представили десять лет назад как знатного краеведа. И не преувеличивали. Он раскопал столько архивных тайн, что другим и не снилось. Это притом, что по профессии - энергетик, начальник Вилейских электросетей.

- Зато разъездная работа позволяет много местных легенд слышать. Многие из них оказываются правдой, - с улыбкой пояснял он мне.

Вот и Нина Григорьевна Крутько из деревеньки Снежково поразила его удивительным рассказом: как на третий день войны здесь упал советский самолет. Она тогда вместе со взрослыми подбежала к месту крушения, навсегда запомнив увиденную картину. Рядом с покореженной кабиной лежали обгоревшие тела двух летчиков. Один из них сжимал в руке горсть сухой земли. Снежковские мужики, достав из летных курток погибших документы, вслух прочли фамилии: Пронин и Панин. Похоронили экипаж неподалеку от самолета. Хотели вырезать из жести звездочку, но не успели - на следующий день в Вилейку пришли немцы.

Рогач решил: надо проверить факты. Ведь искать летчиков с конкретными фамилиями проще, чем безвестных.

Но едва успел написать с работниками краеведческого музея запрос в Центральный архив Минобороны России, находящийся в Подольске, случилось непредвиденное - инсульт. Врачи предложили путевку в санаторий.

Подумал: нет худа без добра. И скупил в ближайшем от санатория магазине всю литературу про авиацию. Чтобы в свободное от процедур время найти ответ на вопрос: какие самолеты летали в первые дни войны в небе родной Вилейщины.

- По всем данным выходило, что над Снежково 24 июня 1941 года был сбит необычный самолет, - рассказывал он увлеченно. - Секретный многоцелевой Су-2, объединяющий функции бомбардировщика, разведчика и штурмовика. Первая промышленная партия из 413 таких машин, созданных легендарным конструктором П.Сухим, поступила в Красную армию перед самым началом войны, 1 июня 1941 года. В том числе почти сотня - в 12-ю и 13-ю авиадивизии Западного Особого военного округа, базировавшиеся в Белоруссии.

Я даже нашел два аэродрома, с которых самолеты вылетали на Вилейку.

Вскоре и ответ из Подольска подоспел. Сухие строчки оперативной сводки 12-й смешанной авиадивизии (она же 12-я бомбардировочная) N16 от 3 июля 1941 г. окрылили краеведа: «Дивизия в составе 43 и 128 бомбардировочных полков производила разведку и боевые действия по мотомехчастям противника в р-не Лепеля, Глубокого, Докшиц, Радуни, Плещеницы… С задания не вернулись: ст. лейтенант Панин (имя, отч. не указаны). (Пронин не значится.) В алфавитной книге учета личного состава 12 САД (12 БАД) за 1941 - 1942 гг. записано: «ст. лейтенант, зам. командира эскадрильи 43 БАП Панин Василий Иванович, в/техник 2 ранга, техник авиац. младший 43 БАП Пронин Николай Григорьевич».

Выходит, не подвела память Нину Крутько! Служили в одном полку Панин и Пронин! Возникали, правда, два вопроса: почему не совпадает приведенная в сводке дата гибели Панина с той, которую накрепко запомнили жители Снежково? И кто полетел с Василием Паниным на задание, если воентехник Николай Пронин, как и положено, лишь готовил машину к вылету, а не садился за штурвал?

На второй вопрос напрашивался один ответ: в неразберихе первых дней войны кто-то из пилотов случайно надел куртку с документами Пронина.

В кармане летной куртки лежали чужие документы

Рогач решил вновь написать запрос в Подольск. Параллельно, изучив местные документы, выяснил: после войны тела безымянных летчиков были перезахоронены в братской могиле в Куренце, над которой воздвигли обелиск.

- Пока суд да дело, попросил куренецкие власти добавить на этот обелиск две фамилии. Но у самого появилась идея получше - поставить погибшему экипажу отдельный памятник. Не хотелось, чтобы летчики лежали в земле безымянными. У меня ведь отец тоже воевал - в партизанах, правда. Я и валун подходящий приглядел, - Анатолий Валентинович застенчиво улыбнулся.

Очередной ответ из Подольска подтвердил: война закручивала сюжеты почище любого детектива. Оказалось, воентехник Н.Пронин благополучно прослужил в авиации аж до 1957 года!

Версия насчет перепутанной летной куртки переросла в уверенность.

Но как найти второго погибшего пилота, если зацепок маловато?

- Зато нам известно, откуда родом погибший Василий Панин. Из Дорогобужского района, - Рогач показал собранную стопку ответов.- Мы обратились за помощью в краеведческий музей Дорогобужа.

И в Вилейку подробный ответ про всех имеющихся в районе Паниных. С сожалением пояснив: нужного Панина 1908 года рождения найти вряд ли удастся. Поскольку он уехал из родной деревни в Ивановскую область - поступать в летную школу. Там обзавелся супругой Анастасией Васильевной, призывался на военную службу.

- И что собираетесь предпринять дальше? - спросила я Рогача.

- Круг поисков не замкнулся, а расширился. Теперь придется писать письма ивановским музейщикам. Возможно, еще живы те, кто помнит про летчика Панина, знают, с кем он отправился в последний полет. Попробую поискать архивные следы и по линии загадочного Пронина. Всех, кто откликнется, приглашаю в гости в Вилейку. Хочу показать памятник, который мы недавно поставили. Огромный валун очень похож на разбившийся самолет. Архитектор Анатолий Коптюг сделал на нем мемориальную табличку с надписью.

Вместе с Анатолием Валентиновичем мы съездили к его самодельному монументу. Красивый! Рогач очень обрадовался, узнав, что есть возможность рассказать про его поиски летчиков в «Комсомолке». Заметил: у газеты легкая рука - вдруг, кто-нибудь откликнется. К сожалению, не дождался. Совсем недавно Анатолия Валентиновича не стало: еще один инсульт. Кто продолжит его поиск?



А как Великая Отечественная война коснулась вашей семьи? Свои истории присылайте по адресу: 220005 Минск, а/я 192, или по электронной почте: kp@belkp.by

Источник: http://kp.by/daily/24478/635850/
Дата: 23.04.2010
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ