Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

ДОМ-МУЗЕЙ ВЕРЕСАЕВА НА НИКОЛИНОЙ ГОРЕ: ПРЕДНАМЕРЕННАЯ БЕДНОТА

18.09.2009

В одном из самых элитарных подмосковных дачных мест, на высоком и обрывистом, поросшем лесом склоне Николиной Горы, в глубине довольно обширного участка стоит старый деревянный дом с террасой и мезонином. Этот дом связан почти с пятнадцатилетним периодом жизни Викентия Викентьевича Вересаева, который бывал здесь и жил преимущественно в летние месяцы с 1931 по 1945 год.

Родился Вересаев (настоящая фамилия Смидович) в 1867 году в Туле в интеллигентной русско-польской семье врача. Окончив классическую гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, затем перешел на медицинский факультет Дерптского университета и, по окончании его в 1888 году, приступил в Туле к медицинской деятельности. Вскоре переехал в Петербург, а затем и в Москву. Еще, будучи студентом, Вересаев ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру». Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги». С этого момента и началась его писательская известность.

Книга «Записки врача» (1902) при своем появлении имела большой успех, также как и более поздние литературно-критические статьи о Достоевском и Толстом, под общим заглавием «Живая жизнь» (1911).

По манере письма и литературному воспитанию Вересаев — реалист тургеневской школы. Он не проходит равнодушно мимо интересных явлений жизни; всякая новизна находит в нем отклик. Вересаев — писатель вдумчивый, наблюдательный и правдивый. Область его наблюдений — это исключительно жизнь и психология нашей интеллигенции.

Зерном всей экспозиции музея на Николиной горе стали слова Вересаева, записанные им в 18-летнем возрасте в неопубликованном юношеском дневнике: «Лжи не будет. Я научился не жалеть себя» — и это во многом основополагающая заповедь всей жизни и литературной деятельности Вересаева. В этом нет ничего удивительного, характер человека, его нравственные устои закладываются еще в детстве. Вот какое напутствие дал своему сыну его отец — Викентий Смидович:

Вересаев был вторым ребенком в семье, всего детей было 8. Главной своей задачей родители считали научить детей самостоятельному мышлению. У отца была приличная библиотека, существовал культ книги. В семье не приветствовалась праздность, в доме было 8 человек прислуги, но обращаться к ним разрешалось только в крайнем случае. Эстетике предпочиталось моральное начало. Небольшой пример из школьной жизни маленького Викентия: на экзамене он допустил ошибку, воспользовавшись возможностью ненадолго выйти, он подглядел в учебнике и, вернувшись, исправил ошибку, а потом исправил вновь на ошибку, так как счел сделанное нечестным.

Во время пребывания на Николиной Горе Вересаев работал над книгой «Гоголь в жизни» и над «Спутниками Пушкина» — продолжением знаменитого «Пушкина в жизни», написанного им в 1927 году. Работал также над «Воспоминаниями» — одной из лучших мемуарных книг первой половины XX столетия. Здесь были написаны многие из «Невыдуманных рассказов о прошлом», в том числе, и о никологорской жизни.

Обо всём этом, как и о жизни Вересаева рассказывают в доме его вещи: письменный стол, копии рукописей, фотографии, издания книг.

В родном городе писателя Туле существует более официальный и фундаментальный музей Вересаева, но никологорский музей по праву можно считать вторым по значению. Он только более камерный, домашний. Обстановка в доме исключительно проста и ничем не похожа на жилище знаменитого человека. В этом сказался стиль жизни Вересаева, выработанный им ещё в молодости — предельное самоограничение в быту.

Подтверждением тому служит один курьёзный случай: пришедшая к Вересаеву наниматься в домработницы женщина-крестьянка из соседней деревни Иславское, войдя в дом и придирчиво осмотрев его, тут же отказалась от места, презрительно махнув рукой и сказав: «Беднота!».

Евгений Андреевич Зайончковский, унаследовавший дачу от своей жены В. М. Нольде, племянницы Вересаева, устроил в ней в 1992 году нечто вроде музея на общественных началах, принимая в летнее время посетителей, а также проводя Вересаевские чтения, на которые всегда съезжалось и собиралось много народу. Благодаря усилиям Е. А. Зайончковского никологорская дача Вересаева стала местом, где очень живо представляешь себе Вересаева-писателя — уравновешенного, несколько ортодоксального, трезвого медика, глубоко интеллигентного и порядочного человека.

Сегодня эстафету приняли близкие друзья ушедшего из жизни Евгения Андреевича — Анатолий Иванович и Надежда Александровна Халаимовы. Они вместе со своими сыновьями произвели капитальный ремонт дома, полностью сохранив интерьеры и стиль оформления мемориальных комнат, вплоть до рисунка на обоях. Все это они делают на собственные средства, ни копейки не получая от государства, да, в общем, и не хотят получать. «Так спокойнее», — говорит Надежда Александровна. В первое воскресенье июня, июля и августа в музее проводятся «Вересаевские чтения» — традиция сохранена.

При жизни писателя дом Вересаева не был открытым. В гостях у Вересаева могли быть лишь те люди, кому он полностью доверял и симпатизировал, или же это были приходившие точно по делу — Вересаев дорожил своим временем. Пожалуй, наиболее дорогим гостем на Николиной Горе был М. А. Булгаков, которого Вересаев очень любил и как писателя, и как человека, высоко ценил его редкий талант, не раз протягивал ему в трудные моменты руку помощи. И даже старался помочь ему как врач, когда Булгаков был болен тяжёлой неврастенией. Булгакова в никологорском доме помнит старинное кресло в кабинете хозяина, стоящее подле письменного стола.

Вересаев скончался в возрасте 78 лет 2 июня 1945 года на своей московской квартире в Шубинском переулке возле Смоленской площади — прилёг после обеда отдохнуть и не проснулся. Совсем незадолго перед этим он был на своей даче и занимался переводом поэмы Гесиода «Работы и дни», оставшимся незаконченным.

Сегодня вересаевский дом активно посещается, захаживают именитые соседи, например, Михалковы и другие обитатели здешних мест. На наш взгляд совершенно естественен интерес к этому замечательному дому самых разнообразных слоёв публики — от сотрудников Института мировой литературы до школьников и простых людей. Вас мы тоже приглашаем посетить этот музей.

Источник: http://www.odintsovo.info/news/?id=24100