Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Могилу начальника Николаевской дороги разрушают вандалы и время

03.08.2009

Накануне Дня железнодорожника и пышных речей по поводу скоростных поездов, которые соединят две столицы, оказался совершенно забытым памятник на могиле человека, вложившего очень много сил в совершенствование тогда ещё Николаевской железной дороги, передает корреспондент «Фонтанки».

Речь идет об Иване Фёдоровиче (Феофиловиче) Кёниге – инженере, начальнике Николаевской дороги с 1868 по 1880 год. В 1843 году, сразу после окончания Корпуса путей сообщения (ныне ПГУПС) его направили на строительство дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Чуть позже в 1852 он был назначен директором Нижегородской железной дороги и смог в несколько раз повысить её доход. Среди работников дороги даже появилась шутка - «Наконец-то мы дождались своего короля» (с намёком на перевод фамилии инженера с немецкого). За заслуги в 1868 году Кёнига назначили начальником Николаевской дороги.

За время его управления на дороге были произведены существенные изменения, например, железные рельсы заменили стальными, вместо деревянных мостов возвели металлические, были запущены курьерские поезда, проведена реконструкция системы сигнализации, увеличилось количество вагонов и паровозов, а также улучшена так называемая социальная сфера работников дороги.

Скончался Иван Фёдорович в 1880 году в Санкт-Петербурге, его заслуги перед столицей были отмечены Городской думой, безвозмездно предоставившей место для захоронения недалеко от станции Санкт-Петербург-Сортировочная-Московская.

В 2001 году его могила помешала расширению станции Московская-Сортировочная, поэтому прах бывшего начальника в соответствии с правилами был перезахоронен чуть в стороне. Памятный крест в виде скрещённых рельсов также перенесли. В основание памятника заложили капсулу, которую следует вскрыть в 2101 году – в день 250-летия со дня открытия дороги. 24 июля 2001 года могилу освятили.

Однако сегодняшнее состояние памятника внушает опасение, что капсула не доживёт до столь знаменательной даты.

Часть мраморных плит утрачена, на гранитных ступенях кто-то оставил свой автограф краской, а территория вокруг могилы заросла травой и забросана мусором. Неужели у РЖД нет не такой уж и большой суммы для того, чтобы привести в порядок могилу известного русского инженера, который отдал столько сил для строительства той самой дороги. Тем более, что памятник находится фактически у самых железнодорожных путей рядом со станцией «Обухово».

Источник: http://www.fontanka.ru/2009/07/31/109/