Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Имитацию Рембрандта выставят в музее

23.07.2009

В Национальной галерее Лондона пройдет выставка подделок, которые накопились в ее коллекции. Директор музея уверен, что их нужно показывать, ведь это часть истории искусства. Такое отношение выглядит насмешкой над обманутыми коллекционерами.

В Лондонской национальной галерее решили, что художественные подделки – это тоже часть истории искусства, и прятать их от публики неправильно. В июне 2010 года в музее пройдет выставка «Тщательное изучение: подделки, ошибки и открытия», которая будет целиком состоять из поддельных работ, копий и имитаций, пишет The Independent.

Директор галереи Николас Пенни рассказал во вторник, что это будет первая в ее истории подобная выставка. На ней покажут 40 произведений, которые входят в постоянную коллекцию музея. Пенни уверен, что их не нужно стыдиться, а даже наоборот.

«Мне бы хотелось, чтобы у нас было больше подделок, и я не волнуюсь за репутацию нашей организации. Важно знать, насколько искусными были авторы фальшивых работ. Национальная галерея – это место, где мы показываем великие шедевры, но это также и место, где вы изучаете историю искусства», – так объяснил директор оригинальную затею музея.
Фальшивки с выставки 

Среди экспонатов выставки будет, в частности, печально известная имитация немецкого художника Ганса Гольбейна под названием «Мужчина с черепом». Национальная галерея купила эту картину в 1845 году, приняв за работу знаменитого немецкого мастера. Когда выяснилось, что это фальшивка, разразился скандал, и директор галереи был вынужден оставить свой пост.

Другая подделка, которую достанут из хранилища для выставки, – картина «Старик в кресле». Музей приобрел ее когда-то как работу Рембрандта. Экспертов сбили с толку фальшивые подпись великого голландца и дата на картине. Со временем они заметили, что борода, мех на одеянии и правая рука старика написаны слишком неряшливо, чтобы приписывать работу Рембрандту. Теперь портрет считают работой его ученика или близкого по времени последователя, который так же, как он, был увлечен венецианской школой XVI века.

Также на выставке покажут ненастоящий портрет эпохи итальянского Возрождения. На нем изображен мужчина с двумя детьми, которого приняли за герцога Урбино, Федериго да Монтефельтро, из-за того, что на картине нарисован герб его семьи.

Картина попала в галерею в 1923 году как работа XV века, но позднее выяснилось, что эта имитация была создана пять столетий спустя. Она была специально «состарена», и специалисты не распознали подделку. Проведя позже анализ красочного покрова, они выяснили, что были использованы пигменты, появившиеся только в XIX веке. Да и герцог на этой картине совсем не походил на его подлинные изображения. Например, автор подделки забыл нарисовать Федериго огромный шрам на носу, который тот получил на войне.


Слишком дорогое удовольствие 

Уважительное отношение к подделкам Николас Пенни привез из Вашингтона, где он раньше также возглавлял Национальную галерею. Он рассказал, что в его бытность директором этого музея фальшивые работы приобретались «сознательно». «История ошибок такого рода стимулирует особенную осмотрительность и определенную умеренность», – сказал он, добавив, что даже опытные искусствоведы иногда ошибались.

Правда, директор крупнейшего лондонского музея ничего не сказал о состоятельных людях, которые используют искусство как надежный объект инвестиций. Пока одни восхищаются искусностью исполнения подделки, другие теряют деньги, выясняя, что купленный ими Тициан – вовсе не Тициан.

Самое сильное разочарование за последнее время испытал покупатель картины «Обнажённая в интерьере», якобы принадлежащей кисти Бориса Кустодиева. Некий коллекционер купил полотно в 2005 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке почти за $3 млн. Этот лот стал самым дорогим на тех торгах. Однако весной 2009 года после ряда экспертиз стало ясно, что это качественная подделка.

Стоит, наверное, таким горе-коллекционерам попробовать вслед за Пенни строить хорошую мину при плохой игре и продавать свои подделки как редкие примеры талантливой имитации.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/culture/250663.html