Фамилия до Киева доведет

Когда мы рассказываем анекдот про Ивановых, Петровых и Сидоровых, нам как-то не приходит в голову, что мы можем задеть чьи-то родственные чувства. Неужели нам скоро придется над этим задумываться? Ведь любая фамилия не просто сочетание звуков это родословная.

Во времена Достоевского слово "однофамилец" имело значение человек, принадлежащий к одному роду, но не близкий родственник. Благодаря последним открытиям генетиков стало ясно, что такое родство реальный факт.

Началось с того, что англичанин по фамилии Sykes решил смеха ради проверить гены однофамильцев. Оказалось, что, несмотря на повсеместное распространение Сайксов, около 60% из них произошли от общего праотца, который жил в тринадцатом веке. Дальнейшие исследования показали, что 40% самозванцев могли за столетия прирасти к родовому древу естественным образом. То есть фамилия Sykes не обязательно возникала независимо в разных частях Англии. При коэффициенте потерь, возникающих каждое поколение, когото усыновили, что-то жена от мужа скрыла вполне возможно, что все сто процентов все же имеют врожденное либо приобретенное отношение к первому и единственному Сайксу. Ученые даже вычислили: за поколение любой родственный клан неизбежно пополняется 1,3% чужаков. Именно поэтому среди однофамильцев все же встречаются отличающиеся по своим генам.

Конечно, можно привести и контраргументы. Ну, какие же Ивановы родственники? Ведь они есть и среди болгар и македонцев, и как быть с Ивановымимарийцами, наконец? Однако генетик Елена Балановская, картографируя русские фамилии и сравнивая результаты с генетическими данными, пришла к выводу, что даже с Ивановыми не все так просто. Некоторый, пусть небольшой коэффициент родства присутствует и среди них. Возможно, это сходство происходит от многочисленных Ивановых, живших в пределах бывшего Новгородского княжества.

Но уж если мы берем редкую фамилию, мы можем не сомневаться, что перед нами представители одного родового гнезда. К примеру, Пахмутов. В основе этого имени редкая форма имени Мухаммед. Другими словами, Мухаммед, в эксклюзивном варианте "Пахмут", был, скорее всего, реальным человеком. В другой местности это же имя Мухаммед было переделано уже в Бахмет, после чего появились Бахметьевы. Исходя из необычности этих вариантов, можно считать и ту и другую фамилию эксклюзивной в истории России. Интересно, покажет ли исследование какуюлибо восточную примесь в потомках Мухаммеда?

 

Справочник ведет в глубь истории

 

Марийская республика очень интересный объект с точки зрения смешения языков и культур. Но нашу землю можно назвать не только мостиком между востоком и западом. Здесь сочетаются особенности северной, центральной и южной культурных зон России. Причем все эти переходы присутствуют в гипертрофированном виде. Если на других территориях страны для того, чтобы попасть из зоны окающих северных говоров на языковой "юг", нужно преодолеть тысячи километров, то в Марий Эл достаточно выехать в соседний район. В пятидесяти километрах к югу от окающей Йошкар-Олы мы слышим беззастенчивое аканье.

Не стоит думать, что эти различия касаются только произношения. Несмотря на то, что Царевококшайск относился к Казанской губернии, здесь на протяжении столетий не только говорили, но и жили "с северным акцентом". Сравните медлительных и созерцательных йошкаролинцев и кировчан с резвостью и предприимчивостью казанцев и волжан.

Но самое интересное, что даже простой список в телефонном справочнике может показать разительные отличия жителей междуречья Ветлуги и Вятки от южных и западных соседей.

Сравним фамилии йошкаролинцев с другими районами России. В справочнике "Весь Петербург", который известный исследователь Борис Унбегаун приводит как почти эталонный для России, царят только календарные фамилии, то есть Иванов, Петров, Сидоров... В списке Йошкар-Олы ситуация противоположная. Ивановых в Марий Эл бьют Смирновы. Последних в России буквально миллионы, но расселились они кучно, на северовостоке русского ареала. Грубо говоря, в Костромской, Вологодской и Вятской губерниях. Здесь равных им по численности нет. Кстати, если верить открытиям генетиков, несмотря на "смирной" нрав, "тот самый" прото-Смирнов обладал недюжинной способностью к воспроизводству. В йошкаролинском списке этот незафиксированный прародитель оставил свой след в виде 375 строчек телефонной книги. За ними с небольшим отставанием следуют 365 потомков мифического Ивана. Но на этих двух пунктах наше сходство с Россией и заканчивается. К примеру, легендарные Петровы не входят в Йошкар-Оле даже в десятку. А Сидоровым, также прославленным по анекдотам, счет у нас идет лишь на единицы. Даже экзотическая фамилия Файзрахманов побеждает Сидоровых. Любопытно, что значительно большей популярностью в Марий Эл пользуется фамилия Сидоркин, для остальной России редкая.

На третьем месте "нашего" списка Кузнецовы. Это привет из средней полосы России. Северная линия с привычными для Архангельской области Поповыми дает на йошкаролинской почве четвертое место 182 пункта списка. Так что среди нас неожиданно много поморов. И вот, уже на пятом месте, появляется чисто местная фамилия Новоселов. Это как минимум серьезная заявка на родовое своеобразие нашей территории. Новоселовы, как и численно следующие за ними Егошины (снова местная фамилия), обгоняют на страницах нашего телефонного справочника даже Васильевых, Петровых и Михайловых, не имеющих конкуренции в остальной России. (В списке по Петербургу последние три занимали второе, третье и четвертое места соответственно). Далее следуют в порядке убывания некалендарные Лебедевы, Михеевы, Козловы, Загайновы. Последние опять эксклюзивная волго-вятская фамилия. Сложно сказать, что она означала, ибо сей корень в говорах Марий Эл не сохранился. То ли это украинское гай роща, то ли диалектное гайно болото.

 

Северный завоз

 

В отличие от Йошкар-Олы, среди ста популярных в Петербурге фамилий котировались церковные. Что говорит в пользу того, что, несмотря на смешение языков, о котором говорил Умбегаун, северная столица России пригрела в основном выходцев из княжеств северозападной Руси. Именно новгородцы и псковичи были столь богобоязненны, что старались фамилии производить исключительно от библейских имен Иаков, Иоанн, Иосиф. Петербург лишь продолжил эту традицию. Здесь прижилось множество Яковлевых, Ивановых, Осиповых. Что касается предков йошкаролинцев, да и жителей Марий Эл вообще, то они получали фамильные прозвища, прямо скажем, со скоромным душком. Так, необычно широко распространена в Марий Эл фамилия Бастраков, то есть "потомок незаконнорожденного". Часто встречается у нас и фамилия с похожим смыслом Болдырев от термина, указывающего на полукровку или метиса. Домрачев еще один эксклюзивный "неблагонадежный" термин. Слово Домрачей, вылепленное по образу "книгочей", расшифровывается как специалист по изготовлению или игре на запрещенном музыкальном инструменте. Церковь запретила домру еще в середине XVII века.

Откуда же пришли к нам столь не характерные для центральной России фамилии? Первоначальное заселение края, как повествуют документы, происходило из ВолгоОкского региона. Действительно, некоторое фамильное сходство с центром имеется. К примеру, в марийскую топ-десятку входят Волковы потомки человека по прозвищу "Волк". Вероятно, большая часть из них происходит из Московской и Владимирской областей, где это одна из самых популярных фамилий. Но другие характерные для центра фамилии Савельев, Котов у нас почти не встречаются. Что касается южнорусской примеси, среди жителей Марий Эл, судя по справочнику, их совсем немного. Так что для нас основной поставщик имен, а следовательно, и кровных связей северовосток Руси. Во-первых, бросается в глаза большое количество фамилий с диалектными корнями: Бахтин, Отмахов, Черепанов, Видякин, Вотяков, Звягин. Во-вторых, в северном завозе почти нет календарных имен в чистом виде, а многие библейские корни присутствуют в сильно искаженном виде Михеев, Егошин, Васютин.

Помимо общего "северного завоза" наименований, наблюдается большой наплыв родовых имен из Вятской губернии. Причем необязательно, что их носители к нам переехали. Нельзя забывать, что более трети современной территории республики было до революции частью Вятской губернии. Звучат эти фамилии очень своеобразно, что до сих пор позволяет опознавать на слух бывших вятских подданных. Кроме того, как правило, эти фамилии совпадают с названиями деревень, откуда происходят их носители: Стрельниковы, Ожигановы, Шишкины, Шалагины.

Можно было ожидать на территории Марий Эл большого наплыва финно-угорских корней, но, что интересно, чисто марийские фамилии даже среди представителей титульной нации уступают русским и тюркским. С другой стороны, многие бытующие в Марий Эл финно-угорские фамилии не являются марийскими. К примеру, Пуртов. Не совсем ясно то ли это от коми "пурт" нож, то ли от общефинского "перт" жилище. А большинство так называемых "чисто марийских" фамилий представляют слегка видоизмененные тюркские термины Алаев, Ямбердов, Айплатов, Учаев.

Как пишут светила науки, фамилия в России утвердилась в своем привычном виде совсем недавно. Поразительно, как за эти двести лет прозвище стало официальным устойчивым наименованием и вросло в нашу жизнь настолько, что по нему можно восстанавливать как минимум свое происхождение! Тем временем язык делает очередной виток. Можно привести одно совсем свежее нововведение. Благодаря модным телепередачам, прозвище, которое всегда предваряло основное имя и фамилию или шло следом за ними, теперь вставляется в середину. Например, пару лет назад известного шоумена можно было назвать не иначе как "Хозяин" Александр Лебедев. Сейчас комильфо будет Саша "Хозяин" Лебедев.

Но, как бы ни менялось со временем значение и расположение частей наших имен, основной их смысл глубоко скрыт от невнимательного взгляда. И дальнейшие открытия в этой сфере нам еще только предстоят.

Источник: http://mk.12rus.ru/List/18/4596/
Дата: 06.05.2009
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ