Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Кинолетописи не горят!

26.04.2009

В квартире ухтинца Анатолия Бирюзова разместился настоящий киноцех. Время здесь как будто застыло в 70-х годах: частично воссоздан интерьер ухтинской народной киностудии, которую он возглавлял несколько лет. Вот самая ходовая отечественная кинокамера тех лет «Конвас», а вот монтажный столик «Экран-16» и кинопроектор «Украина-5». Раритеты в отличном состоянии и работают, как и 30 лет назад.

Этой кинокамерой «Конвас» 1960 года выпуска Анатолий Бирюзов в 1985 году снимал документальный фильм-портрет «Главный врач» о ветеране Великой Отечественной войны, главном враче Ухтинской горбольницы Георгии Федоровиче Фиронове. Фото Александра СКОРНЯКОВА.

Сегодня Анатолий Иванович как ни в чем не бывало, невзирая на технический прогресс, с помощью кинопроектора просматривает на стене негативы с репортажами о Вуктыле, снятые на 16-миллиметровую пленку в 70-х годах. Он тщательно отбирает кадры, отсекая ненужное, и тут же оценивает смонтированный киноматериал. «Кинопленка сохраняет энергетику времени», – говорит после просмотра.
Кинолетописи не горят!
В прошлых номерах «НЭПа» мы рассказывали о начале вещания Ухтинской студии телевидения (УСТ), о людях, которые делали уникальные телепрограммы и снимали документальное и художественное кино об Ухте и ухтинцах. Мы говорили и о том, что архив кинофотодокументов нашей телестудии после ее ликвидации в основном уничтожили, лишь небольшую часть передали в Сыктывкар на республиканскую студию телевидения и в Госархив Коми АССР. Однако оказалось, что Анатолий Бирюзов, являясь в 70-х годах руководителем секции кинофотодокументов ухтинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, собирал информацию о киноматериалах, снятых ухтинцами в разное время, в том числе и на УСТ. По его словам, многое было сохранено, а сжигали уже остатки, по большей части «проходные» киноматериалы, в основном мелкие киносюжеты, а также старые художественные фильмы центральных киностудий. «И делалось это не по злой воле, а для того, чтобы выполнить план по сдаче вторичного серебра (в основе светочувствительной эмульсии – коллоидное серебро). Выполнение этого плана предписывалось жестким приказом сверху. А приказы в то время исполнялись. Конечно, и в тех уничтоженных кинопленочных сюжетах была часть истории Ухты, энергетика того времени и тех людей. Кстати, перед тем как бросить пленки в огонь, который разожгли в железной бочке во дворе телестудии, желающим не возбранялось отбирать небольшие сюжеты о своих организациях», – вспоминает он. Благодаря его сведениям стало ясно, где хранится ухтинская кинолетопись. После того, как в декабре 1975 года из Госкомитета по телевидению и радиовещанию СССР пришел приказ о закрытии Ухтинской студии телевидения, в Сыктывкаре и в Ухте стали думать, что делать с архивами УСТ. Так появилось «разделительное» распоряжение Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров Коми АССР, которым предписывалось часть кинофильмов с конкретным перечнем очерков и сюжетов передать Сыктывкарской и Воркутинской студиям телевидения. Сыктывкару досталось наследие из 46 кинофильмов, снятых на 35-миллиметровую пленку, а также крупные киноматериалы (киноочерки и сюжеты) на 16-миллиметровых пленках. Часть – ухтинскому кинокорреспондентскому пункту ГТРК «Коми гор» (девять фильмов), по одной копии 33 кинофильмов – Ухтинскому отделению кинопроката, в том числе так называемый ухтинский «золотой кинофонд» – «Заря над Тиманом», «Обязаны зоркому глазу Ильича», «Главный геолог» (60-70-х годов). Больше всего документов ушло в Государственный архив Коми АССР. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов в Подмосковье хранятся четыре черно-белых фильма, снятых операторами Ленинградской студии кинохроники: «Нефть в тайге» (немой фильм 1936 года о начале строительства Чибью и первых месторождениях), «По Печоре» (немой, 1933-34 годов), «По печорской дороге» (1949-1950 годов, об Ухте и Воркуте), «Жемчужина Севера» (50-е годы, об Ухте и ухтинцах). По словам Анатолия Ивановича, копии старых документальных фильмов хранятся также в нашем Историко-краеведческом музее. «С 1967-го по 1976 год киноцехом УСТ было выпущено более пятидесяти 35-миллиметровых кинофильмов. Была создана уникальная кинолетопись города, района и республики тех лет. Фильмы снимались и для Сыктывкара и Воркуты. Съемочные группы работали также на Украине, ездили на БАМ. На базе нашей телестудии по заказу Совмина Коми АССР был создан цикл кинофильмов «Летопись полувека» (о Республике Коми с 1917-го по 1967 год)», – рассказывает Бирюзов.
Народное кино, или «25-й кадр истории»
После ликвидации Ухтинской телестудии в 1976 году в бывшем киноцехе УСТ на улице Мира обустроили самодеятельную киностудию (звание народной она получила позже). На смену профессиональному кинопроизводству сюда пришло любительское, причем на целых 13 лет (до 1989 года, при этом местного телевидения в Ухте не было еще дольше – 17 лет). Благодаря кинолюбителям кинопроизводство в Ухте продолжало существовать. Рабочие, строители, водители, инженеры, летчики авиаотряда снимали на любительские кинокамеры репортажи о своих предприятиях, киноочерки об ухтинцах, сюжеты о жизни города. Так «вакуумный» период отсутствия в Ухте профессиональной телестудии и киноцеха был заполнен народным кино, которое, если говорить «киношным» языком, стало для истории города так называемым 25-м кадром (параллельно в Ухте работал кинокорреспондентский пункт ГТРК «Коми гор»). Анатолий Бирюзов, учась в 70-х годах на последних курсах отделения режиссеров и руководителей любительских киностудий Ленинградского института культуры, снимал учебные фильмы и нередко захаживал в киноцех, даже снял для телевидения несколько сюжетов. Здесь он монтировал и свою дипломную работу, фильм «Не опоздать со взлетом» – об ухтинских школьниках. В народной киностудии он начинал работать техником звукозаписи, а затем возглавил ее. «В нашей самодеятельной киностудии мы учили людей, как снимать кино. Основной костяк кинолюбителей – порядка 20 человек. Все приходили со своими личными кинокамерами. Кто-то до киностудии увлекался фотоделом, был знаком с композицией кадра. Фотолюбители снимали на более высоком уровне, чем остальные».
«Песня моего отца»
Городской смотр-конкурс любительских кинофильмов почти каждый год проводился в ЦДК. Лучшие фильмы «получали» эфир на Республиканском конкурсе в Сыктывкаре. Как правило, для кинолюбителей в это время проводились учебные семинары с участием преподавателей режиссуры и кинооператорского мастерства Ленинградского института культуры. По словам Анатолия Бирюзова, его подопечные снимали в основном на 16-миллиметровую пленку, фонограмма шла параллельно на катушечном магнитофоне. Даже на конкурсы они ездили с магнитофонами и со своими кинопроекторами. Бывало и так, что звук не совпадал с «картинкой». Фильм самого Бирюзова «Песня моего отца» в 1984 году жюри Республиканского смотра-конкурса признало лучшим. Он был показан на республиканском телевидении. Анатолий Иванович снял пронзительнотрогательную историю о поисках могилы своего отца, старшины-санинструктора, погибшего в 1944 году, пытаясь вынести раненого бойца с поля боя. Благодаря переписке с архивом Минобороны ему удалось выяснить, что он похоронен вблизи деревни Байкино в Псковской области, где во времена Великой Отечественной войны шли затяжные бои и последнее пристанище нашли более 1, 5 тысячи наших бойцов. На братскую могилу сын спустя 40 лет привез фотографию отца. Это стало ключевой сценой фильма. Кульминационный момент – его слова «Здравствуй, отец. Извини, что нашел тебя так поздно» и песня «День Победы»: «Здравствуй, мама, возвратились мы не все…». Из Байкино Анатолий Иванович привез гильзу от крупнокалиберного немецкого пулемета, наполненную землей. Он предполагает, что именно пуля из такой гильзы и стала роковой для его отца. До недавнего времени Анатолий Бирюзов работал в видеостудии Севергазпрома. Ему довелось снимать в Урдоме Митрополита всея Руси Алексия, который приезжал туда на освящение церкви. Кроме этого, его цикл передач на телевидении был отмечен специальным призом на Всероссийском журналистском конкурсе лучших публикаций по проблемам ТЭК России. В качестве режиссера и сценариста попробовал себя и в передаче «Сам себе режиссер». Его сюжет был номинирован и показан в эфире, но не получил главного приза, зато автор участвовал в съемках телепрограммы.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.nepsite.com/node/4957
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны