Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

В честь погибших экипажей советских самолетов в Ленобласти откроют памятник

08.04.2009

В субботу, 11 апреля 2009 года, в поселке Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области пройдет торжественно-траурная церемония открытия памятника на месте захоронения двух экипажей советских самолетов-бомбардировщиков из состава 41-й смешанной бомбардировочной авиационной дивизии ВВС Ленинградского фронта, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Как сообщили корреспонденту 47News в отделе информации правительства Ленобласти, огромную работу по поиску и подъему обломков советских самолетов, сбитых в годы войны в окрестностях поселка, проводят поисковые отряды «Форпост» (г. Кингисепп), под руководством Виктора Костюковича и «Авангард» (п. Большой Сабск), под руководством Ларисы Фетисовой. На сабском мемориале уже похоронены останки пяти экипажей самолетов, обнаруженных поисковиками. И сейчас два ранее неизвестных экипажа, обретут увековеченные на камне свои имена.

С момента захоронения обнаруженных летчиков прошло более пяти лет. Все эти годы длился трудоемкий архивный поиск имен погибших с документами Центрального архива Министерства Обороны Российской Федерации.

История их поиска началась в далеком 2003 году.

Обломки первого бомбардировщика СБ были обнаружены в районе деревни Язвище, 4 км северо-восточнее Большого Сабска. При обследовании места падения самолета было установлено, что самолет взорвался при ударе о землю, образовав большую воронку. В послевоенное время остатки корпуса самолета были полностью разобраны на металлолом. Среди искореженного дюраля поисковиками были обнаружены останки экипажа. На самом дне воронки удалось обнаружить чудом сохранившийся поршень от двигателя самолета, на котором был продублирован номер мотора М-103 № 843-554. По этому номеру и начался архивный поиск с целью установить имена погибших летчиков.

Место падения второго самолета было обнаружено в районе деревни Редежа. Со слов местных старожилов, которые и указали район падения самолета, со сбитого летом 1941 года бомбардировщика выпрыгнул с парашютом один из членов экипажа и приземлился в деревне Редежа.

При проведении поисковых работ на месте падения поисковиками были установлены номера обоих моторов самолета М-103 № 033-438 и № 033-455 и обнаружены останки двух членов экипажей. Останки одного погибшего были обнаружены в носовой части самолета, и возможно, о! тносились к летчику самолета. В районе хвостовой части самолет! а были о бнаружены предметы пристяжной системы парашюта и останки второго члена экипажа, предположительно воздушного стрелка-радиста самолета.

8 апреля 2005 года в пос. Большой Сабск состоялась торжественно-траурная церемония захоронения найденных останков. Оба погибших экипажа обрели свой покой на воинском мемориале, но их имена оставались неизвестны.

С этого момента началась исследовательская работа с документами Центрального Архива Министерства Обороны. Из доступных источников поисковики знали, что большие потери в районе Большого Сабска в 1941 году понесла 41-я смешанная авиадивизия, особенно 10-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Кроме 10-го полка также потери были и у других подразделений дивизии. Только на примере одного полка исторические документы говорили о том, что в районе Большого Сабска, сдерживая продвижения немецких танковых колон немцев, погибли более десятка самолетов СБ из состава дивизии. Так, 14 июля 1941 года были сбиты четыре самолета СБ из состава 10-го СБАП. При нанесении бомбоштурмового удара по танковой колоне немцев, все четыре самолета были атакованы и сбиты истребителями противника. 25 июля 1941 года опять 10-й СБАП понес тяжелые потери. В этот день полк потерял сбитыми в районе Сабска три самолета. Четвертый СБ подбитый в районе Сабска смог дотянут до нашей территории, но упал с горел в районе деревни Сосницы Волосовского района. Экипаж погиб. Пятый самолет, возвращаясь с боевого задания, был подбит в р-не Сабска, и с горящим мотором долетел до своего аэродрома, где при приземлении разбился и сгорел. В самолете погибли пилот и воздушный стрелок самолета. 12 августа 1941 года полк потерял еще один СБ в районе Сабска. В донесении говорилось, что летчику и штурману удалось спастись на парашютах, а воздушный стрелок-радист сгорел вместе с упавшим самолетом.

Анализируя архивные документы 41-й авиадивизии и полков, входивших в ее состав, поисковикам удалось обнаружить упоминания о списании моторов, номера которых были установлены на местах гибели самолетов. Так по проведенной исследовательской работе в ЦАМО Сергеем Сердюком (г. Москва) было установлено:

- самолет СБ № 5\133 с моторами М-103 №\№ 913-454, 843-554 был списан как боевая потеря в период с 31 июля по 10 августа 1941 года из состава 205-го СБАП 41 САД. В донесении говорилось: «…самолет сгорел, сбит истребителями противника. Не вернулся с боевого задания. Экипаж: пилот младший лейтенант Шварц, штурман лейтенант Смородинов, стрелок-радист Бочаров…».

При работе с полковыми документами было установлено, что 7 августа 1941 года на этом самолете в воздушном бою с истребителями противника погибли: летчик младший лейтенант Шварц Евсей Григорьевич, (1915 г.р., Уроженец: БССР г. Минск) и штурман самолета лейтенант Смородинов Иван Петрович, (1917 г.р., Уроженец: РСФСР Воронежская обл., Лискинский р-н с. Аношкино). Воздушный стрелок-радист сержант Бочаров успел выброситься с парашютом, и, перейдя линию фронта, вернутся в полк. Так были установлены имена погибших, чей с! амолет был обнаружен в районе деревни Язвище.

Отрабатывая архивные документы 10-го СБАП удалось обнаружить ведомость по потерям матчасти за период с 20 по 29 июля 1941 года, где говорилось: что 25 июля 1941 года на самолете СБ № 14\319 с моторами М-103 №\№ 033-438, 033-455 погиб экипаж в составе: заместителя командира АЭ старшего лейтенанта Василия Ивановича Парижева (1911 г.р., Уроженец: РСФСР Калининская обл., Кировский р-н с.Боровинка, жена Парижева Матюхова Валентина Савельевна, проживала РСФСР Ленинградская обл., город Красногвардейск, Красноармейский пр., д.17 кв.10, кадровый) и воздушный стрелок-радист старшина Михаил Павлович Павлов (1912 г.р., Уроженец: РСФСР Ленинградская (в настоящее время Новгородская) обл., город Валдай, ул.Победы д.58, жена Павлова Надежда Ивановна, проживала РСФСР Ленинградская обл., город Красногвардейск, Володарская ул., д.26, кадровый). Как и в случае с первым экипажем штурман самолета смог спастись, выпрыгнув с параш! ютом, и вернуться в полк. Так удалось установить имена погибши! х членов экипажа второго самолета СБ, чьи обломки были обнаружены в районе дер. Редежа.

Благодаря огромной работе сподвижников поисковиков на российском поисковом сайте Солдат.РУ, удалось разыскать в Воронежской и Московской областях родных и близких лейтенанта Ивана Смородинова, которые прибудут на церемонию открытия памятника. При содействии руководителя рабочей группы по изданию Книги Памяти воинов-евреев Александра Заславского (Израиль), поисковики смогли найти и родственников младшего лейтенанта Евсея Шварца, которые в настоящее время проживают в городе Торонто в Канаде.

Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.47news.ru/2009/04/08/031/
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны