По тропинкам малой родины

По тропинкам малой родины
http://vedomosti.sfo.ru/articles/?article=23211

Сегодня мы наблюдаем у современников небывалый всплеск интереса к истории родного края, своего рода.

Особенно приятно, когда этот интерес проявляется в детском возрасте — школьники занимаются краеведением, открывают «белые пятна» на исторической карте малой родины. А газета «Ведомости» к 70-летию области начинает публикацию таких исследований юных жителей области.


С этими краеведами мы познакомились на Сибирской ярмарке. Историко-краеведческий клуб «Икар» из Колыванской средней школы № 3 под руководством учителя истории высшей квалификационной категории Светланы Юрьевны Ахметовой представил здесь серию работ, выполненных членами клуба.

Жизнь длиною в пять поколений

Сколько может прожить один человек — цифра в общем-то известная. А вот сколько может “прожить” один род — посчитать почти невозможно.

Ученица колыванской средней школы № 3 Ольга Макаренко решила отыскать свои забытые корни, узнать, насколько они глубоки и разнообразны. Девочка совершила практически героический поступок: она разыскала сведения о родственниках вплоть до шестого колена! Имена, фамилии, профессии, фотографии — и это еще далеко не полный список сведений, которые вошли в работу под простым и понятным названием «Родословная».

— Всегда интересно узнать, кем были, чем занимались твои дале-е-е-кие родственники, — улыбается Ольга. — Например, в роду у нас были и кузнецы, и дворяне, и швеи.

Девочка, составляя семейное древо, обнаружила, что одна ее пра…бабушка, будучи дворянкой, много работала. Зарабатывая себе на хлеб, Ольга Титовна (тезка нашей героини) сменила множество профессий: она была и маляром, и нянечкой в детском саду! О кузнечном искусстве Ольга ничего не знает. Но абсолютно убеждена, что познание тайн кулинарии у нее от предков, многие в роду очень хорошо и вкусно готовили.

Сравнивая себя, своих близких со старинными фотографиями, Ольга заметила одну деталь: все женщины (по маминой линии) в детстве очень похожи — овал лица, глаза, телосложение. Да и по характеру, как оказалось, они очень близки: мягкий, спокойный, как и у самой исследовательницы.

Единственное, о чем Ольга сожалеет: не дошли до наших дней предметы одежды или быта того времени. Но в чем девочка точно уверена — передаст своим внукам и правнукам историю семейного древа.

— К сожалению, это не всегда полные сведения, — с легкой грустью рассказывает Ольга, — в некоторых случаях я смогла узнать только имена моих прадедушек и прабабушек. Но работа еще не завершена, и, я надеюсь, родословная будет пополняться все новыми и новыми фактами.

Татьяна ЛАРИНА.

Шумела Соборная площадь

А ученица 10«А» класса Анна Михеева открыла немало интересного на своей родной улице. Сегодня мы представляем отрывок из ее работы «Соборная площадь в жизни города в XIX веке».

Для каждого человека дорог свой родной уголок, где он провел детство, рос и воспитывался. Для меня моя малая Родина — это Колывань. А уголок этой родины — улица Московская.

История современной Колывани начинается с Чаусского острога, который строился для обороны южной границы России и Западной Сибири от набегов кочевников. «Строительство острога на берегу реки Чаус в шести верстах впадения ее в Обь началось 29 июня 1713 года, и продолжалось до 4 сентября того же года».

Первыми жителями Чаусского острога были служилые люди, а также крестьяне. Через острог в конце ХVIII века прошел главный тракт Сибири — Московский. Это внесло оживление в хозяйственную жизнь населения. Самым оживленным местом в Колывани была Соборная площадь. Здесь два раза в неделю проводилась торговля, в основном продуктами питания, ежедневно работали лавки местных купцов. И ежегодно, начиная с 1822 года, с 1 по 11 ноября (по старому стилю) проводилась Коcмодемь­янов­ская ярмарка, учрежденная еще в 1822 году. Из маленького притрактового посада вокруг Чаусского острога Колывань выросла в самодостаточный торгово-ремесленный город.

В Колывани и окрестных деревнях ежегодно закупалось до 1 миллиона пудов зерна и сотен тысяч пудов мяса для Иркутской губернии — продовольствие для заводских команд и военных гарнизонов. К 1 ноября на Соборной площади возводились временные постройки: удлинялись торговые прилавки, строились временные балаганы, лабазы для хранения товаров. Торговля также велась прямо с возов — зерном, сеном, дровами, соломой.

Ярмарка поражала разнообразием: ржаная и пшеничная мука, пшено, гречка, мясо, масло растительное и сливочное, молоко и молочные продукты, а также рыба свежая, солёная, сушеная, орехи, клюква, брусника. Продавали свои товары ремесленники-кустари: валенки, шапки, тулупы, сапоги, бродни, коты, чирки, обутки.

Выручив деньги за привезенные на ярмарку съестные припасы, крестьяне закупали все необходимое для ведения хозяйства у колыванских ремесленников. Наши веревочники изготавливали из пеньки очень прочные веревки — от тоненькой бечевки до корабельных канатов, о высоком качестве которых знали и при царском дворе: «…не позабудьте же прикупить в Чаусском остроге корабельного канату для экспедиции», — писала императрица Анна Иоанновна интендантам, ответственным за снаряжение 2-й Камчатской экспедиции Витуса Беринга.

На ярмарке можно было приобрести столь нужные в хозяйстве вещи: деревянную посуду, скалки, рубели. А вот изделия наших гончаров с успехом продавались не только в Колывани, но и во всех крупных населенных пунктах на территории современной Новосибирской области. В каждой лавке был самый разнообразный набор товаров: утюги наплитные и угольные, ажурные полочки и подставки для утюгов каслинского литья. Дорогие сорта чая продавались в жестяных красивых коробках. В таких же коробках продавали конфеты, печенье, правда, такие покупки могли позволить себе только состоятельные покупатели.

Здесь же, на площади, в гордом одиночестве высилось здание собора Святой Живоначальной Троицы. Это было первое каменное здание в городе, переселившемся на новое место. Собор стоял в «чистом поле» рядом с трактом, в отдалении от основного массива застройки, соседствовавшего вплотную с деревушкой Мельниковой, которая существовала здесь уже более 100 лет. Первоначально собор был однопрестольным. Приделы: левый — «Во имя святой великомученицы Екатерины» и правый — «Во имя святого преподобного Кирилла и мученицы Натальи» — пристраивались на средства колыванского купца II гильдии Кирилла Кривцова. Собор был освящен 8 сентября 1867 года, а приделы — в 1876 году. В приход собора кроме города Колывани, входили деревни Мельникова, Большой Оеш и Киселева.

В это время Колывань была опорным узлом в системе заселения юга Западной Сибири, втягивала в сферу своего влияния многочисленные сельские поселения, обслуживающие транзит по Московскому тракту. А так как ближайшие церкви со статусом собора находились только в Томске, Каинске и Барнауле (на расстоянии, соответственно, 220, 308 и 270 верст), то собор во имя Святой Живоначальной Троицы стал центром православной духовной культуры на огромной территории Новосибирского Приобья. Первым протоиереем в соборе служил Михаил Федорович Вавилов.

Службы в соборе отправлялись до начала 30-х годов XX века. Незначительное возгорание во время ремонта послужило поводом к фактическому разрушению церкви. Были сброшены кресты и колокола, разрушены главки, колокольня со звонницей. Оставшуюся часть собора позже надстроили треугольным фронтоном, украсили соответствующей символикой. В разные годы здесь помещались районный Дом культуры, дирекция районной киносети с кинотеатром «Победа», детская спортивная школа. Сейчас в здании размещены службы территориального Центра социальной защиты населения Колыванского района. Рядом с церковью находилась церковно-приходская школа. К зданию со временем было прирублено несколько залов, и сейчас там находится Колыванский краеведческий музей.

Колыванский район.
Источник: http://news.centergen.ru/index.php?t=652
Дата: 09.04.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ