Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Лефортово: на пороге перемен

10.02.2009

 

Русская усадьба XVIII - XIX веков - одно из высших достижений отечественной культуры. Во внешнем облике и строе жизни «дворянских гнезд» отразились философские и эстетические поиски лучших умов России и Европы. Особый пласт культуры драгоценного наследия составляют подмосковные, а ныне московские усадьбы, играющие исключительно важную роль в формировании архитектурного облика столицы и придающие Москве особую, присущую только ей привлекательность. Наверное, поэтому на протяжении веков притягивают они к себе интерес многих поколений москвичей. Окунуться в таинственную атмосферу ушедшей эпохи, полюбоваться прекрасными архитектурными ансамблями, прикоснуться к стволу старой липы, помнящей своих прежних владельцев, - действительно неповторимые мгновения! К сожалению, не всегда это возможно: многие из дошедших до нас старинных усадеб на протяжении десятилетий оставались полностью или частично недоступными для посетителей. Сегодня благодаря стараниям московского правительства ситуация меняется.

 


 

Кто в доме хозяин?

Жизнь показала, что любое здание, будучи бесхозным, долго не живет: ветшает, разрушается и гибнет. Дом должен быть активно вовлечен в современную повседневность города. Особенно это становится важным для памятников архитектуры. Для этого у каждого объекта наследия должен быть хозяин. Не номинальный, а такой, который бы взял на себя непростую заботу о его сохранении.

- Когда речь заходит о памятниках историко-куль-турного наследия, прежде всего надо говорить об ответственности, - считает мэр Москвы Юрий Лужков. - Именно с этого и надо было начинать еще тогда, в конце 90-х, когда принялись делить объекты историко-культурного наследия на федеральные и городские. Если подходить с этих позиций, не так много нашлось бы доброхотов, которые смогли бы сказать: я беру этот памятник, привожу его в порядок и за него отвечаю. Еще в докризисные времена министр финансов РФ Алексей Кудрин объявил, что на поддержание объектов наследия государство может выделить лишь десятую часть того, что требуется. Вряд ли сегодня положение улучшилось. И все равно, когда дело доходит до вопросов о собственности, начинается ажиотаж. Москва всегда уделяла большое внимание историческому наследию города, даже в тяжелые 90-е годы старалась поддержать его, а в некоторых случаях и просто спасти от полного уничтожения, не разделяя эти объекты на свои и федеральные. Сейчас, когда на выходе решение о размежевании объектов на городские и федерального подчинения, нам можно будет сосредоточить внимание на меньшем количестве памятников.»

Как отметил столичный градоначальник, сегодня, в частности, на повестке дня - восстановление памятника архитектуры и садово-паркового искусства - усадьба Лефортово. Городские власти готовились к реставрации этого уникального объекта не один год. Но вплоть до недавнего времени начинать какие-либо работы было бессмысленно: из 65 гектаров, которые занимает усадьба, лишь 27 принадлежат городу, вернее, объединенному Музею-запо-веднику Коломенское-Лефор-тово-Люблино. Как известно, само дворцовое здание, которое по замыслу должно стать архитектурной доминантой ансамбля, принадлежит российской военной академии, с которой велись длительные переговоры. И только сейчас появилась надежда, что ситуация сдвинется с мертвой точки: на минувшей неделе министр обороны Анатолий Сердюков заявил о решении передать Екатерининский дворец городу.

 

Там, в беседке, у фонтана…

Огромную ценность Лефортова, помимо архитектурных достоинств исторических построек, представляют собой рекреационные территории. Когда-то, в первой половине XVIII века, здесь располагался великолепный регулярный парк. Начало его создания относится к периоду царствования Петра I. Одним из главных разработчиков проекта был интереснейший человек своего времени, личность талантливая и многогранная, директор 1-го Московского госпиталя (ныне институт имени Бурденко) лейб-медик Петра I голландец Николай Бидлоо. Парк имел осевую композицию, которая шла с севера на юг вдоль реки Яузы. И хотя впоследствии его геометрия не раз менялась, она всегда прекрасно вписывалась в ландшафт местности и была рассчитана на систему водоемов, питающихся от речки Синички и подземных ключей. (Они, кстати, и сегодня питают Лефортовские пруды.)

Во времена правления Анны Иоанновны «Анненгоф», сделанный с поистине европейским размахом, приобрел настоящий парадно-дворцовый характер. Он, по сути, стал предтечей Петергофа. На верхней надпойменной террасе возвышался дворец, а ниже в стройной системе партера спускался к реке парк. Он был будто насквозь пронизан журчащими струйками воды - многочисленные фонтаны и фонтанчики, искусственные водопады и водные каскады придавали ему неповторимое очарование. Изящные скульптуры в духе античности, беседки, павильоны, причудливые мостики выгодно оттеняли все это «журчащее» великолепие.

Проведенные в 2000 году археологические раскопки позволили специалистам зрительно воссоздать и сложную систему гидротехнических запорных устройств, поддерживающих уровень воды в каскаде прудов, и внешний облик набережных - они были отделаны белым камнем и украшены балюстрадами с белокаменными же балясинами. Все это было неотъемлемой частью помпезного дворцового ансамбля. А дальше на восток располагалась «анненгофская» роща, она простиралась на 2,5 километра и доходила почти до нынешнего Лефортовского рынка.

Специалисты могут точно назвать дату наивысшего расцвета усадьбы. Известно, что после 1742 года начались разборки белокаменных берегоукреплений, павильонов и балюстрад - весь этот материал пошел на строительство фундамента нового дворца.

Парк остался в беззащитном состоянии и больше не восстанавливался, тем более что следующая его владелица - Екатерина - не жаловала регулярные парки за некую искусственность их облика.

Что касается дворца, то завершать отделку его интерьеров пришлось уже Павлу Петровичу, а так как он довольно негативно относился ко всем деяниям матушки, то сразу же отдал дворец под казармы.

 

Что будет с парком?

- Правительством Москвы принято решение о воссоздании ансамбля Лефортово, в первую очередь это коснется парка. Скорее всего, он будет воссоздаваться как памятник садово-паркового искусства регулярного характера, - рассказал начальник управления памятников ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства Москомнаследия Лев Траскунов. - На сегодняшний день сохранились рельеф парка, планировочные связи, пруды и дворец, венчающий композицию. К сожалению, практически ничего не осталось от «родных» посадок. Ведь в парках обычно происходит взаимозамена зеленых насаждений, особенно это относится к паркам регулярным, где они играют подчиненную роль и выполняют художественную функцию по замыслу автора. Что не выродилось само, было сметено ураганом 1904 года. Все, что мы видим в Лефортове сегодня - позднейшие посадки и самосев, - не представляет особой ценности. Поэтому здесь применима методика, которая издавна существует в мировой практике при реставрации подобных памятников: предполагается уборка всего того, что не представляет ценности, и одновременная посадка таких экземпляров зеленых насаждений, которые будут отвечать проекту. (Именно так реставрировался Версаль, знаменитые английские пейзажные парки.) Общеизвестно, что самые лучшие парки мира создаются руками мастеров.

- Но как узнать, какие деревья и кустарники росли почти 300 лет назад?

- Сохранились архивные документы, графические материалы. Но этого недостаточно. Планируется провести натурные изыскания, дополнительные археологические исследования, которые дадут полную картину того, где и какие деревья росли (это выясняется по остаткам корневищ), какие малые архитектурные формы украшали усадьбу, каковы были дорожные одежды, конструкции берегоукреплений (это во многом уже сделано) и мостов. Но прежде чем приступать к конкретным работам, предстоит еще многое сделать. Прежде всего, необходимо адаптировать проектные решения к современным условиям. Предстоит решить вопрос о функциональном использовании объекта культурного наследия. И главное - определиться: пойдем ли мы на решительные меры по переустройству парка, связанные с глобальными земляными работами.

 

История Лефортова тесно связана с именем Петра I .В годы его царствования Немецкая слобода и село Преображенское становятся центром политической жизни России, превращаясь в аристократическое предместье Москвы. Именно здесь, в Немецкой слободе, будущий император познакомился с будущим закадычным другом Францем Лефортом.

Здесь, в Лефортове обручились Петр II и Екатерина Долгорукая, там же, в Головинских палатах, проходили торжества по случаю коронации Анны Иоанновны.

В 1773 году по приказу Екатерины II на месте бывшего Летнего Анненгофа по проекту архитектора А. Ринальди началось возведение Екатерининского дворца. Дворец строился в течение 25 лет. Он стал одним из самых больших зданий в Москве, являясь великолепным памятником русского классицизма XVIII века.

 

Источник: http://mp.stroi.ru/detail.aspx?id=b6202be9-e6f9-4117-b2e6-2d43d742bfcc