Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Кубанцам на роду написано быть вольными

16.01.2009

Что ищут украинские националисты в Краснодарском крае?

На Кубани травят такую байку. Национальную гордость казака-кубанца (ударение обязательно в конце слова!) можно, дескать, ранить дважды: первый - если назвать его украинцем, второй - если русским. Излучающий благостность митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор поведал вашему корреспонденту - потомственному кубанскому казаку по материнской линии: "Ко мне порой обращаются прихожане с просьбой благословить их на поездку в Россию. Я их спрашиваю: а Кубань это что - не Россия?" Свой взгляд на этот благодатный край имеют и националисты из Незалежной, которые в последнее время все громче пугают: "Кубанщина - это исторический украинский регион". А что думают по этому поводу сами местные жители?

Из Москвы в кубанскую столицу меня доставил самолет, с недавних пор носящий имя "Екатерина Великая". Авиалайнер освятил епископ Ейский Тихон. А краснодарский мэр Владимир Евланов на церемонии сказал: "Я думаю, что это очень значимое событие. Это связано с тем, что мы, особенно в последнее время, большое внимание уделяем историческим корням, тому, чтобы историческая справедливость сегодня присутствовала и восторжествовала". За российскую императрицу в телепроекте "Имя Россия" горой стоял и кубанский губернатор Александр Ткачев. Он - рьяный сторонник того, чтобы Краснодару было возвращено его историческое название Екатеринодар.

Про сало

От аэропорта до гаража моего близкого друга, бывшего солиста Кубанского казачьего хора Геннадия Черкасова, - тридцать минут на машине по прямой. Здесь меня по традиции ждет первая чарка горилки на кубанской земле. Встречать гостя в квартире Гена не любит: не потому, что жлоб, а потому, что в гараже - "конюшне" его нового джипа - удобнее. Он и по размерам - с московскую "однушку". Здесь есть все необходимое - и относительно свежий воздух, и стол, и диван, и банки с соленьями, и вяленая таранька. К тому же за дело можно взяться сразу, не разбазаривая время на лишние формальности.

Поэтому и до темы моей командировки добираемся быстро. Дело в том, что в конце ноября прошлого года лидеры Конгресса украинских националистов (КУН) дружно повернули свои взоры на Кубань. Заместитель председателя этой организации Владимир Борейчук так и заявил: "Кубанщина - это исторический украинский регион в России, где большинство населения - украинцы. Поэтому и принято решение в ближайшее время учредить в Краснодаре "Украинский национальный конгресс Кубани", чтобы возродить украинские традиции и противостоять ассимилятивной политике России". В планах - издание газет на мове, открытие культурных центров и украинских школ. Якобы есть и достойный спонсор - "Нафтогаз Украины", председателем правления которого до мая 2006-го был нынешний глава КУН Алексей Ивченко.

Экспресс-комментарий Геннадия Васильевича под третью рюмку: "Это контригра - за Крым и Севастополь. "Нафтогазу" бы долги российскому "Газпрому" отдать, а не политическим меценатством заниматься".

"Да я сам по родословной - почти что этнический украинец, - горячится он. - Моя жена (замечательная исполнительница народных песен Татьяна Бочтарева. - "Известия") не только народная артистка России, но и заслуженная артистка Украины. Мы искренне любим украинские песни. Или, предположим, сало. Но при чем здесь Кубань?"

Щирые казаки

Первый отряд запорожских казаков высадился в Тамани 25 августа 1792 года. С этих лихих рубак началось Черноморское казачье войско, которое взяло под свой контроль Таманский полуостров и земли правого берега реки Кубань до Усть-Лабинской крепости.

Одновременно колонизация Кубани шла и по другим направлениям: в восточной части строились укрепления Кавказского казачьего войска (казаки-линейцы с Дона), а в верховьях Кубани - в Закубанском крае - службу несли терские казаки.

Кандидат исторических наук Дмитрий Сень рассказывает: "Запорожцы - числом около 3000 человек - прибыли на Кубань с территории, где сейчас находится Приднестровская Молдавская республика. В основном это были так называемые "щирые казаки". То есть те, кто "отправлялся в опасный поход не за добычей, а просто так, по устремлению души". Исследования показывают: только 30% запорожцев были этническими украинцами. Основную же часть составляли "дети" других народов - русские, поляки, румыны (валахи), молдаване, цыгане, сербы, болгары и даже турки".

Кстати: около 7000 "непримиримых запорожцев" отказались подчиниться императрице и ушли в турецкие земли, образовав Сечь Задунайскую. Позднее появилось даже такое четверостишие:

"Якый ты, в бисового сына,

Козак?! Той мову знав свою!

Бог е! Бо бильша половына -

Нэ пидкорылась кацапью!!!"

"Статистический парадокс"

В Кубанском округе Северо-Кавказского края, по переписи 1926 года, проживали 915 450 украинцев и 498 102 русских. В некоторых местах положение было очень сложным: большая часть землепашцев попросту не понимала, чего от них хотят русскоговорящие начальники. Есть, например, такой красноречивый документ, составленный 9 июля 1930 года в станице Марьинской: "Правление стансовета категорически предлагает учреждениям и организациям станицы немедленно перейти на украинский язык, обеспечив каждое учреждение хотя бы одним сотрудником, им владеющим, а в случае отсутствия такового добиться прикрепления из числа учителей станицы для консультации и работы по переводу на украинский..."

Согласно Всесоюзной переписи населения 1989 года, ситуация в Краснодарском крае кардинально изменилась: русских оказалось уже 4 300 451, а украинцев - всего 195 883. И это при том, что в конце 1940-х и начале 1960-х на Кубань, чтобы заполнить опустевшие от войны и сталинских репрессий станицы, обеспечить индустриальный подъем края, было без лишнего шума переселено немало людей из густонаселенных районов Украины.

То есть налицо "статистический парадокс": подавляющее большинство тех, в ком текла украинская кровь, "перекрасились" в русских. И многие, надо полагать, пошли на такой шаг не по доброй воле. Но это, как говорится, другая история.

Интересуюсь у своей 81-летней мамы, всю жизнь проработавшей учительницей русского языка: "А ты-то, Валентина Петровна, как оказалась по паспорту русской? При том, что фамилия твоего отца - Зозуля, а девичья фамилия матери - Лысенко? И наши кубанские предки, что доподлинно известно, родом с Черниговщины?"

- А меня кто спрашивал? - отвечает она.

Вообще-то Валентина Петровна считает, что нашими предками были не украинцы, а малороссы.

Мова и кубанская балачка

Кубанская балачка - это "гремучая" смесь говоров черноморских (малороссийских) и линейных (донских) казаков. То есть замес украинского и русского языков с вкраплениями слов северокавказских горских и кочевых народов (адыгов, ногайцев). Могу сказать про себя: бабок на кубанском рынке понимаю без перевода, а вот, предположим, во Львове чувствую себя иностранцем. Правда, не только в плане языка.

В студенческие времена я привез в гости из Ленинграда своего товарища, окончившего с золотой медалью питерскую школу. Не обошли мы и гостеприимный, хлебосольный дом моей бабушки. Как раз каравая-то, свежего и ужасно вкусного, у нее не оказалось. Товарищу было велено бежать в магазин. Он едва открыл калитку, как бабушка огорошила его вопросом: "Ты где идешь?"

Я-то понял сразу: она поинтересовалась - куда, в какой магазин он намылился - в ближайший или у хлебзавода? А вот сокурсник мой растерялся. После продолжительной паузы он неуверенно ответил: "Где я иду? Где, где - по земле".

Пусть с особенностями кубанской балачки разбираются филологи. Я же руку даю на отсечение: балачку уразумеет не только кацап, но и самый последний москаль. А вот западенец может и не понять.

Есть еще некоторые особенности местного образа жизни. Мне, выросшему на русских сказках, было непонятно, например, почему прадед называет собаку не Жучкой или Барбосом, а Серко. И еще: почему соседские пацаны обращаются к своим родителям на "Вы". Теперь я знаю, что это - украинские традиции. Как и кумовство. У Ющенко, к примеру, Саакашвили кум. То есть даже ближе, чем брат. А вот у моего родного дядьки Жени кум - татарин. Причем его ничуть не смущает, что у закадычного друга - другая вера.

...Едем по хорошей шоссейной дороге. Прогон длинный, местность ровная как зеркало. И вот удумал же кто-то нарисовать на дороге сплошную разделительную. Короче, обгон запрещен. А впереди, как назло, еле тащится колесный трактор. У нашего водителя кончается терпение, и он бросается в обгон. А гаишник - тут как тут. Оказалось, что трактор был подставой для горячих водителей.

- Что ж ты делаешь, брат! - обращаюсь к гаишнику-кубанцу. - Нигде в России нет такого коварства!

- А чего удивляться: мы, хохлы, хитрые, - улыбается дорожный комбинатор, предвкушающий приличный "откат".

- А ты знаешь, сержант, что Украина хочет забрать Кубань?

- Да кто же ей даст? Там ведь стабильности нет. В России - лучше...

Как записаться в казаки

Иногда история освоения Кубани - с вереницей обозов, которые тащились за отрядами запорожцев, - сильно напоминает другую, ярко описанную, предположим, Фенимором Купером. Собственно, что такое для края и его жителей какие-то двести с небольшим лет, которые прошли после памятной высадки в Тамани?

Кубанская земля обладает редким свойством: она становится родной для самых разных людей, осевших на ее просторах. Армян, бежавших сюда от турецкой резни, крымских татар, которых после возвращения из сталинской ссылки не пускали в Крым, понтийских греков, чьи предки создали города-государства на Черноморском побережье Кавказа, турок-месхетинцев, ассирийцев, поволжских немцев, молдаван, евреев (где их только нет!) и многих других.

Удивительно, но самыми рьяными исследователями и летописцами кубанской истории становятся те, кто родился и вырос совсем в других краях. Например, основатель Кубанского войскового музея Евгений Дмитриевич Фелицын появился на свет в Ставрополе, а школьные годы провел в Тифлисе. Самый романтический роман о золотых годах казачьей Кубани "Наш маленький Париж" написал сибиряк Виктор Лихоносов, живущий в Краснодаре.

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, родившийся в Ленинградской области, - тоже истинный патриот края. "Представляете, мне сообщили: в одной из станиц появились рослые и холеные священники, приехавшие туда на дорогой машине, - рассказывает он. - Ходили по хатам, спрашивали верующих: вы не против, если мы откроем здесь церковь? Через местные власти я выяснил: это украинские раскольники. Я призвал всеми силами противодействовать им, стремящимся смутить паству".

К просьбе владыки прислушались.

...Мой младший брат Валерий Иванович, военный пенсионер, живет в Краснодаре. Перед распадом СССР он с отличием окончил академию имени Фрунзе и получил назначение в Николаев. Но на этом страна Советов и закончилась. Ему предложили присягнуть Киеву. Обещали даже квартиру. Он позвонил мне в Москву и сказал: "Не могу служить другому государству. Мы ведь кубанцы". И уехал в Россию. На этом, собственно, и закончилась его блестящая офицерская карьера. Но брат говорит, что ни разу не пожалел о том, что сделал.

А вот еще одна история. Году эдак в 91-м приехал я навестить родственников в родном Крымске. На стене в центре города увидел объявление: "Запись в казаки". По указанному адресу нашел деда в кубанке, который объяснил: чтобы получить удостоверение, нужно предъявить либо выписку из церковной книги о происхождении предков (задача почти невыполнимая - большая часть документов сгорела во время войны), либо показать могилы на местных кладбищах родственников по мужской линии до третьего колена. Второе сделать было не трудно: мои прадед, дед и отец лежат рядом на старом станичном кладбище. Нужно было только согласовать время с проверяющим и уплатить небольшой сбор за оформление бумаг. Но делать этого я не стал: уж слишком картинными, ряжеными и несерьезными представлялись тогда люди, которые громко называли себя кубанскими казаками.

Кстати: опрос 1992 года показал, что от 35 до 43% населения Краснодарского края связывали свое происхождение с казачеством. И только половина из них называла себя казаками.

В 1990 году начался процесс возрождения Кубанского казачьего войска. Сейчас в его реестре числится около 30 тысяч человек. Уже не "ряженых", а наделенных немалой властью.

Священные регалии

В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике пока больше костей динозавров, чем характерных для быта первопроходцев предметов старины. Но такое положение продлится недолго - через несколько лет здесь будут выставлены регалии Кубанского казачьего войска. Необходимые для этого помещения уже готовы.

"Все работы, связанные с реставрацией регалий, планируется завершить к 2011 году, на реставрацию губернатор края из бюджета выделил более 11,5 миллиона рублей", - сказал атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор края Николай Долуда.

Напомню: регалии Кубанского казачьего войска были вывезены из Екатеринодара в 1920 году по решению Кубанского войскового правительства из-за угрозы их захвата и уничтожения большевиками. Через Турцию, Грецию, Сербию, Австрию и Германию их путь пролег в США: в 1949 году святыни оказались в казачьем музее в городе Хоувелл штата Нью-Джерси. Решение о возврате кубанских реликвий было принято на общем собрании руководства Кубанского войска за границей во второй половине 2006 года. На сегодняшний день в Россию возвращены три партии регалий. "В апреле 2007 года в Россию из США прибыли 29 предметов, затем в октябре того же года еще 110, в том числе ценные вещи генерала Науменко, и в мае 2008 года - 74 предмета", - уточнил Долуда. Он напомнил: одним из условий возвращения казачьих святынь на родину было изготовление и передача Кубанскому казачьему войску за рубежом их копий. Первую часть копий регалий - грамоты Александра I и три знамени - казаки уже привезли в США. Атаман добавил, что в 2009-м планируется изготовить копии еще нескольких регалий казаков, в числе которых грамоты Екатерины II и Павла I.

Кстати: после образования Кубанского казачьего войска возник вопрос о форме. Было предложение обмундирование "срисовать" с запорожцев. Но предпочли другой вариант - "с горским мотивом" - черкеску. Напомню: в конвой Его Императорского Величества набирали только кубанских казаков - за верность, статность и образцовый внешний вид.

За Отечество! Или за Батькивщину?

После поездки в Краснодарский край могу утверждать: Кубань на верном пути обретения своей идентичности. Это важно - на территории края пройдет грандиозное не только спортивное, но и политическое событие - зимняя Олимпиада-2014 в Сочи. И Краснодарскому краю выпала честь представлять не только самобытных кубанцев, но и всю Россию.

В свое время казаки шли в бой и совершали свои подвиги под лозунгом "За веру, царя и Отечество!". Сейчас краевые власти всеми силами стремятся возродить былой дух, но, как мне представляется, под слегка модернизированным девизом - "За православие, сильную Россию и дальнейшее возрождение казачества!". Ущемляет ли такой подход права и духовные ценности тех кубанцев, которые по каким-то параметрам не вписываются в эту концепцию? Думаю, нет.

Лично мне все равно, за что мои земляки поднимают чарку - за Отечество или - на кубанской балачке - за Батькивщину! Главное - чтобы за процветание России. Пусть за столом поют украинские песни, говорят кавказские тосты.

А запорожцам - низкий поклон за их ратный труд. Как, впрочем, и донским, и терским казакам. Именно этим людям российская императрица Екатерина Великая даровала прекрасный и гостеприимный край, который я, русский не только по паспорту, но и по мироощущению, называю своей Родиной.

Анекдот не совсем в тему

Попали два пьянчужки - русский и украинец - в ад. Варятся в котле, страдают. Приходит черт и зовет русского:

- Кацап!

- Ась?

- Ну, вылазь.

Потом черт зовет украинца:

- Хохол!

- Шо?

- Посиди еще.

Источник: http://www.izvestia.ru/special/article3124190/