Утямышевы: меценаты и просветители

Утямышевы: меценаты и просветители
Выпуск: 51(2506) от 22 марта 2007 года
Рубрика: Общество
Автор: София САЙГАНОВА, "ВиД"
В среде татарской интеллигенции Утямышевы - фамилия более чем известная. По бытующей версии, род ведет начало от Утямыш-Гирея, сына Сююмбике. Однако мы решили рассказать о нескольких поколениях Утямышевых не из-за громкого “родоначалия”, а под впечатлением от того, насколько духовно и интеллектуально плодовитым оказался этот род. И основу для рассказа дал юный потомок фамилии - студент КГАСА Тимур Кадыров, составивший генеалогическое древо их предков начиная с XVII века.

Откуда пошли Утямышевы.

Итак, существует семейная легенда: основателем рода стал Утямыш, потомок правителей Крыма. Академик Рустам Утямышев упоминал как-то о том, что в генах членов их семьи течет кровь многих татарских ханов-чингизидов. Он вспоминал, как в январе страшного 1937 года, после неожиданной смерти отца, мать, обливаясь слезами, порвала длинный свиток, на котором были нарисованы квадраты с именами давно почивших людей. На самом верху значилось - Утямыш. Много позже он понял, что мать тогда на его глазах уничтожила родословную, опасаясь за будущее своих детей.

Официально же считается, что основателем фамилии Утямышевых был некий Ишман-бабай, служилый татарин, приехавший в деревню Бурбаш (ныне Балтасинский район) из Касимова в конце XVII века, когда прекратило существование Касимовское ханство. Его сын Туктар обосновался в деревне Маскара (ныне Кукморский район), с которой тесно связана история рода Утямышевых.
Расскажем о некоторых ярких представителях этой династии. Один из самых почитаемых - Габдулла Утямышев. Он умело вел семейное дело - принадлежавшая ему текстильная фабрика приносила хороший доход, торговля процветала. К 1796 году Габдулла уже вошел в пятерку богатейших татарских купцов. При этом его занимали не только торговые дела, он был и ученым-богословом. Интерес к богословию особенно возрос благодаря близкому знакомству с выдающимся просветителем А.Курсави, на сестре которого Габдулла женился. Другой известный просветитель Шигабутдин Марджани, с которым Утямышевы состояли в родстве, отзывался о нем как о щедром меценате. По свидетельству Марджани, Габдулла Утямышев построил в России более 150 мечетей. Если вспомнить, что рядом с мечетью обычно ставили медресе и дом для муллы, можно представить размеры его щедрости.

Первую мечеть он построил в родной деревне. Двухэтажное кирпичное здание существует и поныне, в нем расположен сельский клуб. А самая, пожалуй, знаковая мечеть была построена Габдуллой в 1802 году в Казани. Это сохранившаяся поныне мечеть Иске-Таш (Старый камень). Когда-то здесь, в квартале от нынешней улицы Меховщиков, были захоронены воины - защитники Казани. Над этой братской могилой был установлен большой камень, камень скорби, а спустя некоторое время была построена деревянная мечеть, куда люди приходили помолиться за защитников города. Со временем камень был утерян, а Габдулла Утямышев решил возвести на месте деревянной каменную мечеть, чтобы стояла века и хранила память о защитниках Казани. И - вот чудо! - во время ее строительства утерянный камень скорби нашелся, он и дал название мечети. Кстати, давно ведутся разговоры о возведении памятника защитникам Казани. А почему бы не поставить его рядом с Иске-Таш, в самой историей указанном месте?

Торговые дела Габдуллы наследовал его сын Муса, а затем и внук Исхак, который расширил круг коммерческих интересов семьи, открыв несколько ткацких и красильных мануфактур. На месте старого деревянного дома Утямышевых на Екатерининской улице Казани он возвел двухэтажный каменный особняк. Но в этом доме Исхак бывал наездами, постоянно он жил в родном ауле Маскара. Там в двухэтажном каменном особняке Утямышевых сейчас располагается детский дом с яблоневым садом, заложенным еще Исхаком.

Второй внук Габдуллы - Исмагил стал известным богословом, считался у мусульман великим подвижником. В аул Кшкар, в мечети которого он служил, съезжались шакирды из Казани, Оренбурга, Касимова. Характерная черта того времени - хотя Казань и считалась центром просвещения, но очаги его трудами таких просветителей, как Исмагил, согревали единоверцев по всему краю. И в скромную деревню спешили люди за мудростью...

Исхак тоже увлекался науками и предпочитал общество ученых людей, вот и дочерей своих он выдал замуж за братьев Галеевых (известных более под псевдонимом Баруди), реформаторов-просветителей. По инициативе их отца и при самом деятельном участии братьев в 1882 году было открыто медресе “Мухаммадия”. В его стенах впервые за всю историю Казани наравне с богословскими изучались светские науки. Галимджан Баруди составил для этого учебник арифметики, букварь татарского языка. Кроме того, он издавал журнал, был весьма почитаем современниками, не случайно же оказался среди участников II и III всероссийских съездов мусульман. Его жена Бибимагруй (урожденная Утямышева) энергично поддерживала просветительскую деятельность мужа, более того, на личные средства (потратив часть своего приданого) построила двухэтажное деревянное здание и открыла там школу для девочек.

В числе их потомков - Махмут Галеев, заслуженный учитель РФ, который первым в советское время перевел с русского на татарский язык учебники по физике, составил русско-татарские словари по физике и астрономии. Хорошо знакомо казанцам имя его сына - Булата Галеева, доктора философских наук, члена-корреспондента АНТ, создателя и руководителя НИИ экспериментальной эстетики “Прометей”. Именно ему мы обязаны первыми опытами по светомузыкальному оформлению Казани.

Среди других известных представителей рода Утямышевых - Фатиха Аитова, открывшая первую светскую школу для девочек-татарок, Эдгем Тенишев, видный языковед, специалист по тюркским языкам, член-корреспондент АН СССР, главный редактор журнала “Советская тюркология”, много лет возглавлявший Советский комитет тюркологов и удостоенный множества наград, в том числе высшего ордена Турецкой республики, Изюмрик Рахманкулова, которая в годы Великой Отечественной войны была фронтовой разведчицей,а в послевоенное время преподавала в вузе иностранный язык.

Разглядывая родовое древо Утямышевых, диву даешься переплетению судеб, обширным семейным связям, которым в немалой степени способствовала непростая история нашей страны.

Мурзы должны служить народу

Недавно на собрании татарских мурз в Казани вручались дворянские грамоты тем, чью принадлежность к татарскому дворянству удалось точно установить. В числе первых ее вручили Ильдару Утямышеву, доктору технических наук, академику Российской и Европейской академий естественных наук, а также академий медико-технических наук и промышленной технологии. Он награжден медалями Петра Великого и Вернадского, орденами “Рыцарь науки и искусства”, “Звезда Вернадского 2-й степени”, “Екатерины Великой”.

Во Всесоюзном научно-производственном объединении “Квант” Ильдар Рустамович трудился над созданием трехмерного голографического рентгеновского изображения для интроскопии и вычислительной томографии, над созданием голографической медаппаратуры. Под его руководством велись опытно-конструкторские работы над квантовым люменометром, технологией изготовления светофильтров с заданной спектральной характеристикой.

С 1990 года Ильдар Утямышев руководил рядом международных проектов по медтехнике, был генеральным директором Института прикладных исследований. Им разработано около 20 видов аппаратуры, в том числе мультиформатные камеры для документирования рентгеновских изображений, телевизионные фотопринтеры и другие. На 14-й Генеральной ассамблее ООН Ильдар Утямышев избран членом исполкома и региональным представителем Всемирной ассоциации технологических и научно-исследовательских промышленных организаций структуры ООН от стран Центральной и Восточной Европы и СНГ.

Принимая грамоту, Ильдар Утямышев сказал о том, почему, на его взгляд, так нужны собрание мурз и память о прошлом: “Мурзы - это служивые люди. Те, кто во многих поколениях верой и правдой служил своей Отчизне и своему народу. Служил не корысти ради, а за совесть. Я не раз замечал, как быстро иссякали те купеческие династии, где пеклись исключительно о наживе, забывая о долге перед людьми. Смотришь, три поколения прошло - и все, обрублены корни”.

Примером служения Отчизне для Ильдара Рустамовича был, прежде всего, его отец - академик Рустам Утямышев, крупнейший специалист в области авиационной, космической и медицинской техники, автор более 300 научных работ, 200 изобретений. Он работал с такими масштабными личностями, как С.Королев, Б.Петровский, Л.Смирнов, Е.Чазов, 17 лет руководил Всесоюзным НИИ медтехники, создал более 70 видов космической техники. Рустам Утямышев награжден медалями “За безупречную службу” второй и третьей степени, им. А.С.Попова за лучшее изобретение в области радиотехники, имени Королева, имени Гагарина, орденами Трудового Красного знамени (за полет Ю.Гагарина), “Звезда Вернадского” первой степени, золотой медалью Карло Эрба.

Коллеги академика вспоминали, что он был для них образцом честности и мужества. Еще студентом Рустама избрали председателем профкома Ленинградского института авиационного приборостроения, и когда в 1949 году ректора института во время очередной “чистки” исключили из партии и уволили, Рустам вступился за него перед самим Георгием Маленковым. Честь не дала промолчать, хотя время было страшное, и Рустаму это было отлично известно. Еще мальчиком вместе с семьей он отправился в ссылку на Урал, неизвестно, чем бы это обернулось для них, но мать Рустама (дочь известного казанского предпринимателя и крупного книгоиздателя Мухамеджана Каримова), женщина решительная и умевшая трезво смотреть на вещи, организовала бегство из эшелона. Укрылись они с матерью в Узбекистане. Привычка держать удар сохранилась у него на всю жизнь. Стойкости в минуты испытаний Рустам учился у родителей, в первую очередь у отца - Исмаила Утямышева. Исмаил с золотой медалью закончил Симбирскую гимназию, был одним из лучших выпускников Санкт-Петербургского политехнического института. Классный инженер, свободно владевший тремя иностранными языками, для новой власти он, однако, был “чуждым элементом”, происхождение подвело. Его выслали в мордовские лагеря, где ему чудом удалось выжить.

“Ближний круг” Тимура

Среди его предков есть еще один Габдулла, купец первой гильдии, как и все Утямышевы, много средств и сил вложивший в просвещение своего народа. Он построил на свои средства третий этаж медресе “Мухаммадия”, где учились Ф.Амирхан, М.Гафури, Г.Камал, К.Тинчурин, С.Сайдашев. Одна из дочерей Габдуллы, Хадича, - прабабушка Тимура. Хадича и ее муж, Габдельбар Кадыров, совсем юными занимались ликвидацией безграмотности на селе и долго потом учительствовали в районах республики. Их дочь Ляйля стала врачом. Во время Великой Отечественной войны она работала во фронтовых госпиталях, а после Победы - в казанской больнице, ныне Кардиоцентре. Ее дочь, Фарида, мать Тимура, с “красным дипломом” закончила факультет иностранных языков КГПИ. Преподавала английский в школе, в художественном училище, в КГПИ и КГУ. Сейчас работает в Институте педагогики и психологии профессионального образования РАО. Защитила кандидатскую диссертацию, готовит докторскую.

Тимур же станет первым архитектором в этой семье, он успешно учится в КГАСА. Тимур - лауреат Международного конкурса “Одаренные дети”, победитель нескольких республиканских конкурсов по изобразительному искусству. Старт у него обнадеживающий. А судя по тому, с каким упорством и заинтересованностью - профессиональный архивист позавидует! - он собрал кипу материалов по истории своего рода, ясно, что духовное наследство предков для него - не пустой звук.

На базе собранных материалов Тимур написал исследование о роли меценатства в жизни татарского общества до революции. “В нашей стране надо сформировать новое поколение предпринимателей, которые радели бы не только о своем кармане, а понимали, что богатство должно приносить пользу обществу и Отчизне. Именно так представляли себе моральный долг состоятельного человека мои предки”, - пишет Тимур.

...Вопреки расхожему утверждению, история все-таки учит, важно правильно усваивать ее уроки.
Источник: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-17549.htm
Дата: 23.03.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ