Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Якутские архивариусы о польских ученых

13.11.2008
«Отгремели» юбилеи выдающихся ученых-поляков В.Серошевского и Э.Пекарского. Вдали от родины, лишенные гражданских прав, но не упавшие духом, а напротив, ставшие светом для северных народов Якутии. Об этой прозе жизни и величии духа бесстрастно свидетельствуют документы тех времен, бережно собранные и хранимые научными сотрудниками Национального архива РС (Я).

Кропотливая работа по сбору необходимой информации ведется примерно полгода, но уже есть результаты. Найдено 138 наименований официальных документов, касающихся жизни и деятельности в Якутии Эдуарда Пекарского и 165 документов, касающихся Вацлава Серошевского.

Сотрудники Национального архива работают в основном с официальными документами (личная переписка находится, в основном, в частных руках – она более эмоциональна и менее объективна). Например, по прибытию ссыльных к месту ссылки на них составлялся так называемый статейный список, в котором указывались внешние приметы политссыльных, причины ссылки в Якутскую область, список одежды и имущества. Использованы документация по переписке ссыльных с представителями власти, различные прошения, предписания, подробные донесения о поведении ссыльных, о выдаче пособий, выписки о получении почты, газет.

О чем же говорят эти беспристрастные свидетели о людях, которые волею судьбы в расцвете сил, в двацатидвухлетнем возрасте, в одно время оказавшиеся на краю земли, лишенные прав, состояния, но не сломленные и оставившие яркий след о себе в памяти многих поколений? Об этом корреспонденту ИА SakhaNews Наталье Богдановой поведали сотрудники Национального архива Республики Саха (Якутия).

 Рассказывает ведущий научный сотрудник Национального архива РС(Я) Петр Иванович Корякин:

- Вацлав Леопольдович Серошевский прибыл в Якутию в 1881 году и пробыл в якутской ссылке более двенадцати лет. Его жизнь была яркой и полной событий. Беспокойный характер требовал действий. Дважды он предпринял попытки совершить побег. Вместе с товарищами политссыльными хотел пройти по морю и попасть в Америку. Все перепитии этого путешествия описываются в его книге «Якутские рассказы» (кроме этого, вышел фундаментальный труд, посвященный изучению традиций, нравов и бытописанию народов Якутии – «Якуты»).

Проблемы с властями у него были и ранее: несколько политссыльных поставили ультиматум перед якутским губернатором о необходимости ежемесячной отправки корреспонденции (что было невозможно в силу объективных причин ), в случае неисполнения, как писали они в своем прошении… ссыльные не ручаются за свое примерное поведение! Конечно, за такой дерзкий вызов они были наказаны – им был увеличен срок ссылки.

После четырех лет ссылки в Верхоянском и Колымском улусах Серошевского в 1885 году переводят в 3-ий Баягантайский наслег Баягантайского улуса, где он начинает свои занятия земледелием. Однако, успеха на этом поприще не имеет (земли, отведенные ему, требовали культивирования, климат слишком суров) и он просит перевести его в Намский улус: «иначе мне угрожает прямо голодная смерть с деньгами в кармане; якуты моей местности уже в настоящее время едят кору и о покупке чего-либо съестного и думать нельзя».

Его прошение удовлетворяют и политссыльного переводят в Хатын-Арынский наслег Намского улуса, где он продолжает свои занятия земледелием и получает довольно приличный урожай зерновых. Позднее он признавался, что занятия земледелием не принесли ему доходов, но отняли его здоровье - самое ценное из его достояния. В.Серошевский первым начал в Намском улусе научные исследования в области земледелия – в течение нескольких месяцев проводил измерения температуры, влажности.

По образованию он был мастер железнодорожного дела - неоконченные железнодорожные курсы технического училища в Варшаве . В своем прошении якутскому губернатору он убеждал, чтобы его отправили на строительство сибирской железной дороги (специалистов этого профиля было в то время очень мало). Однако его просьбу не удовлетворили.

В официальных документах скрупулезно перечисляется, что сажал политссыльный у себя в огороде: картофель, капусту, репку, морковь, брюкву. Одно время он выращивал даже огурцы. Но жил он по-прежнему очень бедно, о чем говорят документы - свидетельство окружного исправника, инородной управы. Как-то сестра Серошевского Анна Варыньская, прислала из Парижа 150 франков, но… после долгих мытарств он получил лишь 8 рублей денег в переводе на нашу валюту. Несмотря на свое бедственное положение, он поил и кормил очень многих людей.

Вместе с ним проживали еще двое ссыльных - Корнелий Феликсович Баграновский и Франц Игнатьевич Цобель (это было обычное дело, когда по просьбе ссыльных их объединяли для совместного проживания). Они совершенно не знали земледелия и выжили во многом благодаря помощи Серошевского. Кроме ссыльных, с ним в доме жили якуты, которых он также кормил со своего подсобного хозяйства: Акулина, которая вела хозяйство, доила коров и ее слепая подруга со своим сыном, жившие на кухне у ссыльного.

Есть документ, который свидетельствует о доверии к нему простых жителей наслега – он был причислен к их крестьянскому обществу. И действительно, он много помогал жителям Хатын-Арынского наслега. Когда случилась эпидемия "черных нарывов", Вацлав Серошевский, не обладая специальными медицинским знаниями, успешно лечил жителей Хатын-Арынского наслега с помощью карболки (масляное вещество). И это был смелый поступок – он мог легко заразиться смертельной болезнью.

По просьбе крестьян он арестовал убийцу их князя - уголовного ссыльного Федорова. Крестьяне неслучайно обратились именно к Серошевскому – он обладал большой физической силой. И хотя бандит был вооружен огнестрельным оружием, это не испугало смелого человека, В.Серошевский успешно провел поимку убийцы князя.

Словом, Вацлав Серошевский был храбрый человек и многоплановая личность.

В Верхоянске у него был друг - Ян Осипович Заборовский, неграмотный поляк, сосланный за побег из царской армии и участие в революционном движении. Его все называли «паном Яном», он был его «искренним другом», - как называл его сам Серошевский. Именно он научил Серошевского охоте, рыбалке, сапожному ремеслу. Жена Яна Заборовского, была родной старшей сестрой Аннушки Слепцовой, в которую влюбился Серошевский и от которого имел дочь Марию (он называл ее Маней). По некоторым данным, впоследствии Серошевский встречался со своей дочерью в Париже, возможно, там остались его прямые потомки.

В 1892 году В.Серошевский уехал в Иркутскую область, где был причислен к мещанскому обществу. Впоследствии занимал высокие государственные посты в Правительстве Польши. Умер в возрасте 87 лет в 1945 году.

Рассказывает заведующая отделом информации Национального архива РС (Я). Екатерина Анатольевна Сергеенко.

- В Якутию Эдуард Карлович Пекарский прибыл в 1881 году. Его поселили в Первом Егедейском наслеге Ботурусского (Таттинского улуса), где он безвыездно прожил около двадцати лет, занимался изучением фольклора, языка местного населения. Якуты щедро делились с ученым своим фольклорным наследием, он привлекал к этой работе певцов, олонхосутов. Словарь якутского языка Э.Пекарского и по сей день является наиболее полным и точным. Этому колоссальному труду он посвятил пятьдесят лет своей жизни! Его словарь заложил основы для развития якутской филологии, фольклористики, развития якутской литературы.

Чтобы прокормить себя, Пекарскому приходилось заниматься сельским хозяйством. Документы свидетельствуют о том, что отношения с местными жителями были построены на взаимной поддержке: крестьяне помогли ему выстроить дом, выделили скот, сенокосные угодья вблизи от жилища (по тем временам это было большое подспорье). Есть и документ, где Эдуард Пекарский в благодарность за помощь, предлагает жителям Егидейского наслега 40 копен сена. До сих пор в наслеге существует алас Пекарского. Были у Пекарского и собственные охотничьи угодья – два озера, где он лично охотился.

В 1885 году ему впервые позволили выехать за пределы Якутской республики и поселиться в одном из городов Сибири, но он не уехал, а продолжал работу над своим главным трудом – словарем якутского языка. Не уехал и позднее, в 1895 году, когда Манифестом императора ему было дозволено переселиться в европейскую часть России, он все еще продолжал свой кропотливый труд. В 1900 году ему разрешили приписаться в мещане г.Якутска (в те годы это было обязательным – быть приписанным к какому-либо сословию) и в течение пяти лет Пекарский работал над словарем уже в Якутске.

Помимо этой основной работы, которая отнимала у него много сил и времени, он активно участвовал и в общественной жизни. Состоял в комиссии представителей улусов и администраций области по упорядочению землепользования. Был участником сибиряковской экспедиции, которую организовал Иннокентий Иванович Сибиряков (сибиряковская экспедиция) - большую ее часть составляли политссыльные. В экспедиции он изучал язык и фольклор народа саха.

Есть документальное свидетельство о том, что новый губернатор Якутска Иван Иванович Крафт, прибывший в Якутск в 1907 году, писал прошение на имя председателя Совета министров Российской империи Петра Столыпина о настоятельной необходимости издания словаря. Но знаменитый словарь якутского языка Эдуарда Пекарского был издан позднее - на средства мецената Иннокентия Сибирякова.

Через пять лет Иван Карлович покинул Якутск, переехав на постоянное место жительство в Санкт-Петербург. Однако не порвал связи с Якутией, напротив, представлял интересы Якутского отдела Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Сотрудничество продолжилось и в советское время, о чем свидетельствуют его переписка с секретарем Якутского областного статкомитета Андреем Поповым о деятельности экспедиции, издании словаря, переписка с Егедейской школой. До самой смерти он живо интересовался жизнью жителей наслега, с благодарностью относился к людям, с которыми его свела судьба.

(Прим.редакции ИА SakhaNews: Сотрудники Национального архива Республики Саха (Якутия) приглашают всех, кого заинтересовала судьба этих ярких личностей принять участие в архивных поисках новых документальных подробностей их жизни. Можно прийти и поискать сведения о них в читальном зале Национального архива, который расположен по адресу: Дзержинского 41, (рядом с Хлебозаводом).

Справка:

Вацлав Леопольдович Серошевский родился 24 августа (1858-1945) вблизи г. Варшава в семье потомственного дворянина. Учился в железнодорожном техникуме. В годы учебы примкнул к революционно-настроенной молодежи, организовал тайные революционные кружки. В июне 1878 г. арестованный по этому делу В.Л. Серошевский был приговорен к восьми годам каторжных работ, которую заменили ссылкой на поселение в Восточную Сибирь.

По дороге участвовал в бунте заключенных, в мае 1880 г. был доставлен в г. Верхоянск. Здесь он занимался кузнечным делом. Женился на Анне Слепцовой. В марте 1883 г. был поселен в Среднеколымском округе. После смерти жены, остался с дочкой Марией, был переведен в Баягантайский улус (1885-1887 гг.), затем в Намский улус.

В 1892 г. уехал в г. Иркутск. В 1894 г. переехал в г. Петербург. В 1898 г. с дочерью поселился в Варшаве. Был членом Сената, Президентом Польской Академии Литературы. Занимался научной и литературной работой. В.Л. Серошевский оставил богатое литературное наследие: рассказы, повести, историко-этнографические работы о Китае, Японии, Корее и Дальнем Востоке.

Работа В.Л. Серошевского «Якуты. Опыт этнографического исследования» – фундаментальный труд получила широкое признание в научном мире.

Эдуард Карлович Пекарский родился 25 октября (1858 года-1934), в Игуменском уезде Минской губернии. В 1877 г. поступил в Харьковский Ветеринарный институт. За пропаганду идей революционеров-народников был исключен из института и приговорен к пятнадцати годам каторжных работ, которые заменили ссылкой в Якутскую область.

Известен как составитель и редактор академического издания серии «Образцы народной литературы якутов» в трех томах, восьми выпусках (1907-1918). Участник Сибиряковской (1894-1896) и Нелькано-Аянской (1903) экспедиций.

Имя Э.К. Пекарского вошло в историю отечественной и мировой тюркологии как создателя фундаментального «Словаря якутского языка» в 13 выпусках (1899-1930).

Источник: http://www.1sn.ru/27557.html