2007 – Год Руми

Наступивший год объявлен ЮНЕСКО – Годом Джалялюддина Руми. В исламском мире он также известен как Мауляна, мусульмане называют его светочем науки, знания и любви.

В последнее время поэзия Руми пользуется огромной популярностью на Западе. Тиражи его книг превысили даже Шекспира.

В России же пока имя Руми остается мало известным. Его стихи не проходят в школах в рамках курса мировой литературы. В целом, творчество этого великого поэта и мыслителя остается для нашего читателя «восточной экзотикой».

Будем надеяться, что, ин ша Аллах, инициатива ЮНЕСКО откроет для широкого круга читателей Джалялюддина Руми, что, без сомнения, обогатит культурное наследие нашей страны.
Великий исламский ученый и суфий Мухаммад Джалялюддин больше известен под именем Мауляна. Это имя, которое означает «Наш господин», он получил, будучи в Конье, когда начал давать свои первые уроки. Джалялюддин также известен под своим прозвищем Руми, которое он получил от старого названия местности в Анатолии - Дияр-и Рум в Конии - места жизни и нахождения могилы этого великого исламского просветителя.

Родился Мауляна 30 сентября 1207 года (6 Рабиу-ль-Авваль в 604 г. по Хиджре) в Бельхе - древнем тюркском культурном центре, ныне расположенном на современной территории Афганистана. Его матерью была дочь Амира Бельха Мумина Хатун, а отцом - Мухаммад Бахауддин Валяд, вошедший в историю под прозвищем «Повелитель ученых».

Исторические источники отмечают отношение рода Бахауддина Валяда как к генеалогии праведного внука Пророка (мир ему) Хусейна, так и благочестивого Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах).

Бахаддин Валяд оставил след великого ученого своего времени. После нашествия монголов ему пришлось со всеми членами своей семьи и ближайшими друзьями выехать из захваченного города и после совершения Хаджа, побывав в Сирии, Малатии и Карамане, в конце концов осесть со своей семьей в Конье.

Пребывая в Карамане в 1225 году, Мауляна, как потомок благородного рода, берет в жены дочь Хаджи Сарафаддина Лалы из самаркандского рода Гевхер. После смерти в 1231 году своего отца он принимает его просветительские обязанности на себя, и, пребывая в Конии вплоть до своей кончины, за исключением нескольких поездок, совершенных с целью обучения и дружеских посещений, наставляет в суфийской обители людей в знании, науке и истине.

Учителя и друзья Мауляны

Его первым учителем стал отец Бахауддин Валяд. Затем Мауляна получал уроки и воспитание у Сайда Бурхануддина - ученика его отца, ученого и истово верующего человека, прибывшего в 1232 г. в Конью. Чтобы расширить свои познания в науке, он с разрешения своего учителя Сайда Бурхануддина отправляется в Сирию, и там на протяжении 7 лет берет уроки по фикху (мусульманскому праву), тафсиру (толкованию коарана) и другим исламским наукам.

В это время через переписку он налаживает связь с учеными Сирии, из которых один по имени Шамс-и Табризи в 1244 г. приезжает в Конью. На тот период Шамсу было 60, а Мавляне 37 лет. Отойдя от всего земного, эти два истинных раба Аллаха, полностью посвятив себя Великому Создателю, проводили беседы, наполненные божественным вдохновением.

Дружба и беседы Шамса оказали сильное влияние на жизнь и труды Мавляны. Шамс был удручен тем, что некоторые не терпели его искренней дружбы с Джалялюддином, и, несмотря на уговоры, он возвращается в Шам. Затем по приглашению своего друга он вновь приезжает в Конию, где недолго пребывая, без всяких на то извещений о своем намерении больше не возвращаться, в 1248 г. покидает Конью. Мауляна 2 раза отправлялся в Сирию на поиски своего друга, но так его и не находит.

Другом Мауляны также был шейх Саляхуддин, один из учеников Сайда Бурхануддина, который присутствовал и на уроках Шамса. Отношения с ним Мавляны были не только духовными и дружескими, но превратились и в родственные, когда Мавляна взял в жены дочь Сайда Фатму Хатун, плодом брака которых стал сын Султан Валяд.

Одним из значимых друзей для Мавляны был Челеби Хусамаддин. Он происходил из конийской семьи переселенцев. Свое прозвище Челеби он получил от Мавляны. Челеби, оказывая ему различную помощь и проходя у него обучение, становится на путь духовного развития, проведя с ним 15 лет и присутствуя на каждой его беседе. После чего он 9 лет своей жизни провел в уединении.

Кончина, наставления и высказывания Мауляны

Когда распространились слухи о болезни Мауляны, люди начали прибывать со всех сторон, желая получить благословение от совершаемых им ду’а (мольбы ко всевышнему), которые, к тому же могли способствовать и его выздоровлению.

Однажды Руми обратился к пришедшим: «Я вас каждого отдельно и всех вместе наставляю бояться Аллаха; избегать чревоугодия, долгого сна и пустых разговоров; ограждать себя от всего грешного; постоянно пребывать в посте и молитве; подавлять свою похоть; избегать притеснения простолюдинов и умственно отсталых; находиться в окружении праведных людей. От творящих благое исходит польза для людей. Суть же благого слова исходит от краткости. Вся слава принадлежит лишь Аллаху. Пусть будет мир всем уверовавшим в Единого Бога».

Мауляна ушел из жизни в полном расцвете своих сил поздним вечером в понедельник 5-го Джумада ас-Сани 672 г. по Хиджре (17 декабря 1273 г.). На похороны пришли все жители Коньи, как мусульмане, так и последователи других религий. Пришли проводить Мавляну в последний путь и люди из более отдаленных краев.

Он являлся светом истины, озаряющим людей своим добром и справедливостью. Как солнце ласкает своими лучами каждую пядь земной поверхности, так и Мауляна своим внутренним светом освещал каждого человека.

Произведения Руми

1. Маснави. Маснави, входя в разряд классических восточных произведений стихотворного искусства, относится также к шедеврам исламского творчества суфиев. Это великое произведение было написано по настоятельной просьбе Челеби Хусамаддина.

Мавляна слагал стихи, прогуливаясь, стоя и даже во время духовной практики, в то время как Челеби их записывал. После этого он громким голосом все их зачитывал автору. Законченный том вновь внимательно просматривался, упорядочивался и снова зачитывался. Таким образом сочинение, писавшееся на протяжении 1259-1261 г.г., к 1264-1268 г.г. было полностью упорядочено.

«Маснави» является произведением, написанным на персидском языке и подкрепленным 168-ю хадисами и 150-ю аятами Корана. Сегодня в Музее Мавляны хранится самая старая копия «Маснави», датированная 1278 годом, которая состоит из 25618 байтов и аккуратно выверена его сыном Султаном Валядом и писцом Челеби Хусамаддином. На страницах своего 6-ти томного произведения Руми изложил суфийскую мысль и размышления.

2. Диван-и Кябир переводится как «Великое Сочинение». Этот сборник стихов объединяет все темы, присутствующие в творчестве Мауляны. Произведения сборника представлены в основном на персидском языке, но есть и те, которые написаны на арабском, турецком и латинском языках. Те из байтов «Диван-и Кябира», которые были посвящены Шамсу, были выделены в отдельный раздел, получив название «Диван-и Шамо.

3. Мактубат. Это произведение содержит наставления Мауляны, посвященные в первую очередь сельджукским правителям, а затем и последующим поколениям, оформленные в виде вопросов и ответов на них, которые входили в 147 отдельных послании (мактубов).

4. Фихи ма фих. Это произведение представляет собой записи бесед, проводимых Мауляной и собранных его сыном Султаном Валядом. Сюда же входит произведение названием «Маджалис-и Сабаа», состоящее еще из 7 бесед.

Как сообщают некоторые источники, в произведениях Мауляны, кроме известных уже персидского, турецкого и арабского языков, использовался и греческий с английским.

Азиз Ускударлы
Журнал «Золотой родник»
Источник: http://www.islam.ru/culture/rumi_year
Дата: 15.03.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ