Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

"...Как словесной, так и письменной грамоте обучать"

04.09.2008

Начинается новый учебный год, а я хочу вспомнить о прошедшем — и прошлом. И, хочется надеяться, вечном...

19 февраля 2008 г. в фойе Большого зала заседаний Тюменской областной Думы работала выставка архивных документов, приуроченная к Всероссийской конференции «Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации». Самыми заинтересованными посетителями выставки были, пожалуй, школьные учителя-словесники — участники конференции. Они сфотографировали, кажется, все выставленные экспонаты, демонстрировавшие образцы русских текстов и почерков начиная с XVI века! Но прочитать устав, полуустав и скоропись, коими писали наши предки, сегодня, конечно же, очень сложно. А документы так и просились быть прочитанными! Ибо сообщали о том, «какие меры принимали» (говоря казенным языком) власти для распространения не только грамотности, но и нравственности.

Некоторые из этих документов, с любезного разрешения директора Государственного архива Тюменской области О.П.Тарасовой, предлагаем вниманию читателей рубрики «Кафедра».

Сначала документ, датированный 25 июня 1775 года. Вспомним: во главе России уже 13 лет императрица Екатерина Вторая, Тобольскую губернию 12 лет возглавляет Денис Чичерин, тюменским воеводой четвертый год служит Михаил Тихомиров, а тюменским комендантом девятый год Андрей Устьянцов. Почти забылась крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, и началась мирная жизнь...

Власть думает о том, чтобы приходящее ей на смену молодое поколение, дворянские и сынбоярские (то есть офицерские) дети, были обучены «достаточно грамоте и писать», в противном случае они не смогут поступить на службу и не будут включены в штат. И Тюменская воеводская канцелярия на основании указа, пришедшего из Тобольска, объявляет своим штатным чинам: «... У кого есть мужеска пола дети, призвав и в присутствии Тобольской губернской канцелярии указ объявить с подпискою, чтоб они детей своих достаточно грамоте и писать, а особливо арифметике и другим указным наукам обучали».

Архивные дела сохранили данные чиновниками подписки, например: «... Во исполнение присланного из Тобольской губернской канцелярии указу тюменской дворянин Петр Дворянской обязуется сею подпискою в том, что он имеющихся детей своих Федора, Петра и Федора же как словесной, и так и письменной грамоте и другим указным наукам обучать имеет». И, как свидетельствуют документы, обучал...

27 июля 1781 года в Тюмени получили пересланное через Тобольскую губернскую канцелярию объявление Императорской Академии наук об издании в Санкт-Петербурге академической российской азбуки. Учебник, предназначенный для обучения юношества чтению, был напечатан «для общественных школ по высочайшему повелению». В учебнике содержалась, «во-первых, гражданская азбука со складами, во-вторых, церковная азбука с молитвами, Символом веры и Заветами, в-третьих, греческая азбука со складами, а в-четвертых, гражданское начальное учение, содержащее в себе 117 различных наставлений, наиболее приличных тем летам, в которых младые отроки рода человеческаго, колебаясь от непостоянства развивающихся в них различных склонностей, не знают по незрелости душевных их сил, на чём утвердиться. Для того содержащиеся в сей азбуке поучения им нечувствительным образом [дадут. — О.Т.] понятие о благости своей природы, о гражданских добродетелях, о должностях к родителям и ко ближним и о многих других таких предметах, кои во всё течение жизни в наинужнейших случаях служить будут подпорами. Тем, кои вкоренят в себя сии утверждающие связь общества правила, желая споспешествовать..., продается она по весьма низкой цене — по 8 копеек екземпляр, с особым тщанием напечатанный». (Представляя себе из «прекрасного далёка», из двадцать первого века, этот учебник, я задумалась: как далеко, по сути своей, мы ушли — но ведь не должны были уходить! — от содержания этой азбуки. Вот бы её всё-таки разыскать и прочитать!).

И комиссия Академии наук требует подать сведения, сколько подобных учебников требуется для Сибирской губернии, для находящихся здесь публичных и приватных школ. А Тобольская губернская канцелярия рассылает это объявление, сопровождая его своим указом, во все города губернии. В Тюмени воеводская канцелярия распространяет его нижестоящим учреждениям и получает такой, в частности, ответ от тюменских ямщиков: «... в здешней Тюменской ям потребно вышеписанных экземпляров дватцать пять азбук». Из Тюменской комендантской канцелярии сообщают: коменданту Ашиткову нужны две азбуки, гарнизонным обер-офицерам поручику Акрынову две, прапорщикам Петру Исаковскому, Лариону Путилову, учителю Петру Беищеву по одной, провиант-комиссару Петру Решетникову две, сержанту Василию Герасимову одна, комендантскому писарю Гудкову, атаману Набокову по одной, всего двенадцать, «для учения детей».

Говоря о содержании школьных учебников по русской словесности, нельзя, мне кажется, обойти стороной еще один любопытный, особенно для учителей и учеников седьмого класса и их родителей, документ. Это программа по русской литературе, составленная тюменским учителем А.Кувацким в самом начале двадцатого века. Интересно, что из этого списка знакомо сегодняшним восьмиклассникам: «С произведениями Жуковского учениц познакомили в предшествующем (6-м) классе, поэтому курс 7-го начать с Крылова.

Крылов. Сатирические журналы. Басни; Грибоедов. «Горе от ума»; Пушкин. «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина», «Полтава», «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Безумных лет угасшее веселье...»; Лермонтов. «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова», «Демон», «Ангел», «Молитва», «Бородино», «Выхожу один я на дорогу...» и др.; Гоголь. «Вечера...», «Мертвые души», «Ревизор», «Старосветские помещики», «Шинель»; Кольцов. Песни и думы; Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Живые мощи», «Бежин луг», «Певцы»), «Дворянское гнездо», «Рудин».

Конечно, эта русская классика знакома всем. Не хочу допустить пунктуационную (и смысловую! Концептуальную!) ошибку, поставив в конце предложения точку, а не вопросительный знак...

Источник: http://www.t-i.ru/?w=2&articleID=20059