Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Корни удач и неудач ищите в истории рода

01.09.2008

Новое направление в психологии – семейные расстановки по методу Берта Хеллингера

Причины многих наших жизненных неудач – будь то неспособность сделать карьеру или обрести счастье в личной жизни – могут уходить своими корнями в историю нашего рода. Дело в том, что от своих родителей, а также бабушек и дедушек и более далеких предков мы получаем в наследство не только гены, внешность, черты характера, предрасположенность к определенным заболеваниям, но и семейные сценарии, которые передаются из поколения в поколение.
   Изучение семьи как рода положено в основу нового, обретающего все большую популярность в России психотерапевтического метода, разработанного немецким психологом Бертом Хеллингером.
   О том, как работает этот метод, я попросила рассказать специалиста Института психотерапии и клинической психологии Надежду МАТВЕЕВУ.
   
   Вспомните деда
   – Надежда Алексеевна, в чем заключается ноу-хау “расстановок по Хеллингеру”?

   – В основе системно-феноменологического метода Берта Хеллингера лежит идея, о которой говорили еще Фрейд и Юнг, а также квантовая физика: в каждой точке пространства есть информация о прошлом, настоящем и будущем одновременно. Хеллингер показал, что нам от предков передаются определенные системные чувства, “сценарии жизни”. Любая семья живет по определенным законам. Если эти законы нарушаются – в семье как в системе происходит сбой и начинаются конфликты, несчастья, причина которых не всегда понятна.
   По методу Берта Хеллингера в семью как в систему включаются все те, кто в ней родился и все те, кто ей принадлежит, но в ней не находится.
   То есть в этом методе учитывают как живых, так и умерших членов рода. Так, абортируемые дети тоже входят в систему. Например, в семье есть первый ребенок, потом есть аборт, а затем рождается ребенок, которого родители называют вторым. Но ведь на самом деле – он третий, а ему говорят: “Ты второй” и фактически при этом транслируют: “Ты мертвый”. И у этого ребенка может быть предрасположенность к суициду или чувство, что он не имеет права жить.
   Или в семье есть погибшие родственники, о которых почему-то забыли. А сценарий их жизни передался через несколько поколений и влияет на жизнь всей семьи.
   – Можно конкретные примеры?
   – Приведу такой случай из моей практики. Один дед в течение пяти лет в голодные послевоенные времена воровал в колхозе, чтобы прокормить свою семью. Вокруг все умирали от голода, а его дети – выжили. Этого деда поймали и посадили в тюрьму, где он умер. С точки зрения государства – он был виноват. С точки зрения семьи – он был герой, потому что спас жизни своих близких.
   Но его семья о нем забыла, потому что в те времена про таких людей было лучше не вспоминать. Проходит много времени. Деда никто не помнит. Но есть его правнук, который учится в элитной школе. Он сын обеспеченных родителей, они дают ему 700–1000 рублей в день на карманные расходы. А он ворует в раздевалке у детей деньги.
   Расстановка по Хеллингеру, которая была проведена родителями мальчика, обнаружила такую “связь времен” между поколениями. И как только в этой семье вспомнили деда, отдали дань его памяти – ребенок перестал воровать.
   – Просто мистика какая-то!
   – Это не мистика, а информация, которая с точки зрения современной науки никуда не девается. Каждый знает это по собственному опыту: когда мы испытываем тревогу за близких, а потом узнаем, что случилась какая-то беда. Скажем, в Америке умирает человек и в этот же час в России его любимый племянник просыпается от того, что ему показалось, что кто-то постучал ложечкой по стакану. А через какое-то время он узнает, что его американский дядя в такой-то час по московскому времени выпил воды из стакана и скончался. И здесь нет никакой мистики, а есть только связь между людьми.
   – Как проходит расстановка?
   – Всегда имеет место предварительное интервью, консультация, где строится геносоциограмма семьи, линии предков. И эта схема говорит не только о том, как это было, но и о том, как это помнится. Для нас в этом методе важны не только реальные события, но и мифы, предания, которые есть в семье, – ведь это же информация.
   Например, существует миф, что есть семейное проклятьи. И этот миф работает. На самом деле, может быть, и нет никакого проклятия. Но семья живет с этим убеждением.
   Или есть миф, что у всех женщин в роду – венец безбрачия. Метод Берта Хеллингера позволяет посмотреть, что там за венец безбрачия – есть он или нет. Довольно часто эти мифы рассеиваются в расстановках, и люди могут жить по-другому. У них появляется больше возможностей для выбора.
   
   Развелась не знаю почему
   – А как работают сценарии, которые передаются из поколения в поколение?

   – Скажем, такой пример. У молодой женщины скоропостижно скончался муж, и она осталась одна растить детей. И она передает им разные системные чувства. Среди которых есть и такой посыл: лучше не иметь детей, потому что можно остаться одной, ведь их очень трудно растить! И вот у ее дочки или внучки развивается бесплодие, хотя по медицинским показателям все нормально.
   Или такой сюжет. Мужчина погиб в 36 лет в автокатастрофе. Прошли годы, и вот его взрослая дочь в 35 лет ни с того ни с сего разводится с мужем. И если ее спросить, почему, она не сможет объяснить. Скажет, что брак себя исчерпал. При этом после развода сохраняет с бывшим мужем хорошие и даже интимные отношения. Что же произошло? Она развелась, потому что не захотела в 36 лет становиться вдовой, как ее мать. Эта информация работала на бессознательном уровне.
   – Многие из нас – дети разведенных родителей, либо сами – люди, прошедшие через развод. Какой сбой в семейной системе может из-за этого произойти?
   – Например, девочка наблюдает развод родителей и говорит: “Папа, теперь ты не будешь жить с моей мамой. Давай я буду тебе женой”. Возникает психологический инцест – нет никаких сексуальных чувств на уровне сознания, а на внутреннем уровне у девочки идет соединение с отцом, который с годами становится для нее “идеальным партнером”. И любой мужчина, который приходит в ее жизнь, проигрывает отцу. При таких отношениях отец может говорить взрослой дочери, что он хочет внуков, что ей пора создать свою семью – умом он это понимает, но на бессознательном уровне будет посылать ей сигналы, что все ее женихи недостаточно хороши для нее.
   То же бывает и в семьях, где есть мать и взрослый сын, но нет отца. Холостой мужчина встречается с кем-то на стороне, но при этом живет в одном доме с матерью, которая бессознательно не принимает его девушек.
   Семейные расстановки позволяют выявить все эти дисбалансы.
   Хочу, кстати, заметить, что расстановки по Хеллингеру – это не просто тренинг, а терапевтический метод, состоящий из разных этапов: интервью с клиентом, снятие его запроса, расстановка и как итог – личный инсайт человека. На индивидуальной консультации человек может сказать: “Да что вы! О чем вы! Я никогда не испытывал к отцу таких чувств”. Но в расстановке видно, что девушка смотрит на отца и ей никто больше не нужен. Или молодой мужчина настолько привязан к матери, что не может создать свою семью. Расстановки обнажают эту ситуацию. Сам Хеллингер считает, что достаточно простых намеков, чтобы показать человеку, в чем суть его ситуации.
   
   Рожденные после абортов
   – Одно из направлений этой семейной терапии называется “незаконченные отношения с умершими родственниками”. Что здесь имеется в виду?

   – Берт Хеллингер задавался вопросами: “Какое влияние умершие родственники оказывают на живых?”, “Можно ли от них получать силу и благословение?”, “Почему иногда возникает ощущение, что умершие настроены по отношению к живущим враждебно?” Он пришел к выводу, что очень многие люди не умеют правильно принимать смерть близких, продолжают мысленно выяснять с ними отношения или даже в чем-то упрекать. Скажем, в отношении умерших родителей говорят такие фразы: “Как вы могли оставить нас так рано?” В таких случаях люди страдают, не могут жить в настоящем, потому что живут в прошлом. Близкого родственника давно нет, но его “держат” около себя.
   Как принять смерть? Надо понять, что смерть всегда приходит вовремя, и сказать разрешающие фразы: “Мой дорогой, любимый папа, мама, сестра. Я принимаю твою жизнь и твою смерть как твой выбор из любви к тебе”. После этого отношения завершаются.
   – А какие риски закладываются в судьбы детей, рожденных после абортов?
   – Абортируемый ребенок с точки зрения теории систем хочет только одного – иметь где-то место: ведь получилось так, что его достали, но не похоронили, не предали земле. В семье о нем не вспоминают. Но закон принадлежности по Хеллингеру говорит о том, что никто не забыт и ничто не забыто. Если о человеке забывают – это плохо сказывается на всей семье и особенно на детях, рожденных после абортов. Такой ребенок приходит в мир с ощущением, что он не имеет права жить, что он забрал чужую жизнь. Это может выражаться в том, что он пассивен, не хочет бороться за место под солнцем, делать карьеру, создавать семью. Или он ищет своих нерожденных брата или сестру, не хочет в браке иметь со своим партнером сексуальных отношений, а строит с ним такие отношения, которые бывают между братом и сестрой. Такие люди говорят: “У меня с мужем (женой) отношения хорошие и без секса”. Это такой перенос, когда женщина на бессознательном уровне ищет в муже брата, а мужчина ищет в жене сестру.
   Семья не должна забывать о том, кто был, к сожалению, абортирован. Нужно почтить их память по христианским обрядам.
   – Какие случаи из вашей практики вам особенно запомнились?
   – Недавно ко мне пришла женщина с такой проблемой – ей сорок лет, а у нее на лице прыщики с гнойниками, как у подростка. Что-то непонятное происходит с кожей. Из-за этого физического недостатка она не может устроить свою личную жизнь. Мы сделали семейную расстановку и вышли на очень интересные вещи. Оказалось, что у нее в роду есть прадедушка, который участвовал в Гражданской войне на стороне белогвардейцев, и ему приходилось убивать людей, закалывать их штыками. Все свою жизнь этот дед жил с огромным чувством вины. В отношениях со своими близкими людьми он был любящим, но довольно жестким, отчужденным человеком.
   Расстановка показала, что вина этого человека перед убитыми людьми передалась правнучке – на подсознательном уровне она хочет, чтобы к ней никто не прикасался. Реакция на это чувство – прыщики, из-за которых она откладывает отношения с мужчинами и вообще очень неуверена в себе. Расстановка помогла ей освободиться от чувства вины.
   У людей, которые впервые слышат о расстановках по Хеллингеру, может возникнуть желание применить этот метод к себе. Но хочу сразу предупредить: подход называется системно-феноменологическим. Слово “система” говорит о том, что к семье применяются законы из теории систем.
   “Феноменологический” – о том, что каждый случай индивидуален. И заниматься толкованием семейных сценариев лучше со специалистом.
   
   ДОСЬЕ “ВМ”
   Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер (1926 г. р.) предложил относиться к семье как к системе, жизнь которой подчиняется определенным законам. Нарушение этих законов приводит к утрате любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и несчастным случаям. Метод помогает гармонизировать отношения внутри семьи, трансформировать негативные последствия абортов, восстановить связи между поколениями, правильно относиться к смерти близких и завершать незаконченные отношения с умершими родственниками.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва»» на первоисточник обязательна.
Рубрики: Генеалогия
Источник: http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=63213
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны