Исследователи доказали родство тираннозавров и птиц

03.05.2008
Учёные из Гарварда и Университета Северной Каролины с помощью молекулярных исследований доказали, что динозавры и птицы - всё-таки родня.

Новое исследование коллагеновых волокон, обнаруженных в окаменелых костях тираннозавра, подтвердило давно выдвинутое предположение о том, что древний хищник является близким родственником пернатых, а не рептилий.

Кроме динозавров, учёные под руководством Криса Органа исследовали фрагменты белков мастодонтов Mammut americanum и связали их родственными узами с современными слонами.

Возраст коллагеновых волокон тираннозавра - примерно 65 миллионов лет, останки мастодонта значительно моложе: от 160 до 600.000 лет.

Учёные выделили из костей цепочки белков тираннозавра и мастодонта. С помощью масс-спектрометрии и других технологий они сравнили образцы с данными по живым существам современного мира - рыбам, ящерицам, аллигатору, опоссуму, слону, страусу, курице, корове, собаке, мыши, крысе, макаке-резус, шимпанзе, человеку.

Подобную, но только более точную методику биологи и археологи используют для построения "генеалогического древа" древних видов.

"Для получения достоверных выводов о родственных связях тираннозавра нам пришлось проанализировать всего лишь шесть пептидов, или 89 аминокислот", - радуется один из авторов работы Джон Азара. – "Теперь мы можем с уверенностью сказать, что если удастся обнаружить, хоть небольшие фрагменты сходных цепочек белков, мы сможем установить родственные связи и между другими древними животными".

Другое дело, что сохранившиеся белковые структуры или ДНК очень редко находят в древних окаменелостях и анализ проводится, прежде всего, по анатомическим особенностям животных.

Другие палеонтологи считают, что органические останки не могли сохраниться на протяжении десятков миллионов лет, и сомневаются в том, что обнаруженные коллагеновые волокна принадлежат именно Tyrannosaurus rex. Ведь эти окаменелости вполне могли быть позже "загрязнены" останками других животных.
Рубрики: Генеалогия