Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

История «Дня влюбленных»: правда и вымысел

09.02.2008

О жизни Святого Валентина известно очень мало. А вот историй, легенд и слухов о нем ходит неимоверное множество. Так кто же он, Святой Валентин, подаривший всему миру День Влюбленных? По некоторым сведениям Святых Валентинов, умерших в Древнем Риме в 269 (по другим источникам в 270) году и почитаемых в один и тот же день, было два. Деяния их давно стали легендой, и теперь уже доподлинно неизвестно, какому именно был посвящен праздник.
Документы 18-го века, хранящиеся в приходском архиве церкви Святого Михаила в маленьком городке Крумбах в Германии, свидетельствуют, что Святые мощи Валентина были перенесены сюда в 1735 году по завещанию венецианского аристократа Иоганна Делфина. Почему он завещал их именно этой церкви — неизвестно. По случаю прибытия Святого Валентина в Крумбах состоялся многодневный праздник. Явилось ли это событие началом празднования Дня Влюбленных в современном его варианте — остается лишь догадываться.
Другая легенда происхождения праздника рассказывает о священнике Валентине, жившем в третьем веке нашей эры в городе Терни Римской империи. В то далекое суровое время император Рима Юлий Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от главных дел. Молодой священник Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорен к смерти. В тюрьме он познакомился с дочерью надзирателя Джулией. Перед казнью он оставил девушке письмо с объяснением в любви.
Однако эту легенду иногда рассказывают с другим финалом: в Валентина влюбилась слепая дочь тюремщика, и хотя он, как священник, давший обет безбрачия, не мог ответить на ее чувства; в ночь перед казнью (13 февраля) все же прислал ей трогательное письмо.
Еще по одной версии, христианский проповедник Валентин был посажен в тюрьму за веру и за то, что он на глазах у всех исцелил дочь тюремщика, дал ей зрение. Его приговорили к смерти, и 13 февраля, накануне казни, он послал ей нежное прощальное письмо, в память о котором теперь в День Святого Валентина принято дарить друг другу поздравительные открытки в виде сердечек — «валентинки».
Казнь состоялась 14 февраля 269 или 270 года. Неудивительно, что о Валентине не забыли и избрали покровителем Всех Влюбленных. Как христианский мученик, пострадавший за веру, он был канонизирован католической церковью, и в 496 году римский папа Геласиус объявил 14 февраля днем Святого Валентина.
За столетия существования праздника Всех Влюбленных в народе утвердились различные обычаи и поверья. Один из них — старый обычай тянуть жребий или по-другому «оракул Дня Святого Валентина». Девушка или юноша писали имена потенциальных возлюбленных на нескольких листках бумаги, затем сворачивали их и закатывали в глиняные шарики. Эти шарики бросали в стакан воды. Первый листок, освободившийся от глины, и содержал имя суженого или суженой.
Существует поверье, что будущий возлюбленный будет выглядеть так же, как первый мужчина, увиденный девушкой в этот день (например, сосед или почтальон).
По другому поверью, какой юноша пригрезился девушке в ночь перед Днем Святого Валентина, таким и будет ее возлюбленный.
К слову сказать, православные христиане отмечают «День влюбленных» не 14 февраля, а 8 июля. В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию, ведь они покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно ей, в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Змею суждено было умереть от руки младшего брата князя — Петра. Но кровь дракона, брызнувшая на него, вызвала тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрылись язвами.
Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну из горниц, он увидел девицу: сидит та за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки, и согласилась излечить его при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь был согласен на все. Однако, вылечившись, отказался выполнить свое обещание, после чего к нему вернулась болезнь. Феврония помогла князю и на этот раз и стала княгиней.
Постепенно Петр понимает, что Феврония — его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уехал со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынудили их просить Петра и Февронию вернуться.
Удивителен и финал этой истории. Приблизившись к концу своего земного бытия, Петр и Феврония принимают монашеский постриг «в едино время», получая в иночестве имена Давида и Евфросинии и повелевая учредить для себя «в едином камени два гроба». Повелением этим, в сущности, и разрешается неразрешимое будто бы противоречие между браком и монашеством. Супруги, даже и облаченные «во монашеския ризы», желают умереть одновременно не только потому, что они продолжают любить друг друга, но еще и потому, что браком, согласно воззрениям Церкви, муж и жена соединяются «в одно существо — в одного человека с одной душой, но в двух лицах». Ну, а если смерть отсекает от единого существа одну часть, одну половину, то как же возможно оставаться при этом в живых второй?
«О, сестра Евфросиния! Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отойдем», — велит передать сестре Евфросинии готовый умереть инок Давид. «Пожди, господине, яко дошию воздух (то есть покров) на святую церковь», — отвечает она. «Уже бо мало пожду тебе», — зовет ее Давид во второй раз, но Евфросиния еще продолжает свою работу. «Уже хощу преставитися и не жду тебе», — умоляет инок. На этот раз Евфросиния, воткнув иглу в недошитый покров, исполняет его просьбу. Помолившись, они умерли в соседних монастырях в один день и час. Произошло это в 1228 году, 25 июня (8 июля по новому стилю).
Примерно через 300 лет после их кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. «И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости», — полагал Иоанн Златоуст, утверждая, что «любовь изменяет само существо вещей», потому что, как говорил апостол, «любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Православный «День влюбленных» отмечается гораздо скромнее, нежели это делают католики 14 февраля в День Святого Валентина. В день Святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.
Владимир Губарь

Источник: http://www.chaspik.info/news/00356/23.php