Э.Гасанов: В Азербайджане нет рабоче-крестьянского происхождения, тут все дворяне

"Вершина мудрости - быть понятным каждому дураку".

Это такая ерундовая тема, что думаешь, стоит ли ее обсуждать. Обыкновенная мусульманская история.
Но эта тема актуальна в Азербайджане, особенно в Баку, где всеобщая автомобилизация, тут никто не вышел из рабочих. Все считают себя дворянами, потомками беков, ханов.
Здесь дворянскую тему можно найти не только у литераторов, журналистов, во всех смыслах, с самого шутливого и до серьезнейшего, но можно найти и в научных трактатах, в диссертациях, в философских книгах; мало того, можно найти в деловых департаментских бумагах, в рапортах, в отчетах, в приказах даже: всем она известно, все ее понимают, все употребляют.
В простонародье этот ширпотреб очень распространен.
Разумеется, в различных светских кругах человек подчеркнет свою значимость, он будет на коне, если заявит, что его дед (или прадед) был дворянином. И если он это докажет, то застрахует себя от злых забот и лени вялой. Его акции повысятся, это хорошая самозащита.
Что поделаешь, так устроен мир. Свое дворянское происхождение доказывают (причем доказывают четко) поколение большого и среднего пальца, даже пьяницы, люди в прорванных сапогах.
Ныне в Баку функционирует общество дворян, его председателем до последних дней был известный композитор Хаям Мирза-заде.
Если кто хочет вступить в это общество дворян, стоит принести справку, что ты из дворянского рода, и все, ты уже по автомату дворянин. Забавно, нет?
Вокруг дворянства идут жаркие споры, разборки, глухой глухого зовет к суду судьи глухого.
До сих пор люди никак не возьмут в толк, что дворянство, ханское, байское происхождение - условности, общие и пустые разговоры.
Все люди - выходцы из пещеры, исток всех гомо сапиенсов (даже королей, шахов) - неандертальцы, бедуины, туземцы, индейцы, бушмены.
Кто - то когда то выбивается в люди, становится чиновником, министром, правителем, и все! Именно с этого звена, коленья, эпизода начинается точка отсчета его рода, все последующее поколение этого министра будет кричать, "де, мы с рода министра, правителя", мы потомки этой головы со стальным профилем.
Дочь Сталина Светлана Аллилуева жила в Лондоне, в начале 90 - х прошлого столетия давала интервью, я видел сам, в эфире с полным правом говорила, что она дочь самого Сталина, это род Императора, потомок тирана, все журналисты это так и восприняли, но никто не хочет помыслить, что эта Светлана Аллилуева является внучкой обычного сапожника Виссариона Джугашвили. Ибо это невыгодно, никто не ищет дешевый корень, это бьет по самолюбию, все видят только высокие, светлые стороны своего семейного клана.
Внук Бориса Ельцина гордо заявляет, что он потомок самого "царя Бориса", первого президента России, но он молчит о том, что его дед, Николай Ельцин был кочегаром.
Хочу сказать, что само понятие "дворянин" - аморфно, условно, шатко и ненадежно. Понять это не трудно, да и понимать тут нечего, все более чем наглядно.
Тем не менее никого не переубедишь, ибо быть в дворянском стане чрезвычайно приятно и почетно. Это и покойно и ума не требует.
Как - то я все это по своей импульсивности рассказал одному врачу, профессору. Он вроде со мной согласился, но далее…
- А что стоит стать дворянином? Завтра я заплачу, поменяю свою фамилию, стану не Гасанов, а Гасанбеков, или Гасанханов, ведь повсюду так и делается, - говорю я.
- Но вы же не дворянин! Как вы можете поменять свою фамилию? - воскликнул он.
Мне стало обидно, что этот врач так ни черта ничего не понял из всего того, что было ему сказано, а именно: понятие дворянства, ханского рода, байского семени - все это китайская грамота, которую можно лишь использовать в уборной.
Эта грамота (или документ) имеет значение только для людей вздорных, пустоголовых, кричащих, неосновательных, рисующихся в дрянном гневе своем дрянных людишек. Таким я говорю:
- Не звони мне, не звони!

???

На фоне сказанного расскажу несколько эпизодов о так называемом дворянстве.
В Баку живет Османов Сабир, отец у него рабочий, дед крестьянин, сам Сабир этого стыдился ужасно.
Норовил достать справку о том, что его пра - прадед байского рода, но странно, почему - то не достал. Может, денег не хватило для справки, хотя эта справка не стоит дорого. Не суть.
У Сабира есть дочь, Сабина, однажды ее полюбил обычный честный парень, не дворянин, из рабочих. Османов Сабир не выдал ему свою дочь.
- Ты не дворянского рода, пошел вон! - указал ему на дверь.
Сабир Османов так бредил этим дворянством, что даже в волнах Каспия, в пении птиц он видел одно лишь ханство и байство.
Он часто прислуживал Бакинским дворянам, в дождь и снег стоял под их окном, трепетал, кипел, окутанный плащом.
Стараясь решить этот дворянский кроссворд, пытался покорить сверкающие высоты, общаться лишь с чинушами, фиолетовыми мальчиками, людьми из элиты, высших сфер, у которых имеется аттестат зрелости, справка о дворянстве, об ископаемой кукле.
Одним из таких дворян был Фуад Мирзоев, бывший начальник ведомства, потомок баев по документам. Его интересовали кумиры, картины, порфирные бани, мраморные палаты, проще говоря, праздность. Это самоубийство с особой жестокостью.
Фуад не пропускал ни одной тусовки, встречи, ни одного фуршета, завсегдатай жур фиксов, где как правило собираются люди из высшего общества, они хотят кончить короной. Это потомки дворян, они щеголяют, демонстрируют это открыто. Ликует армида молодая. Повсюду там зрелища цинизма и растления.
Даже я это заметил при всем своем малодушии и незнании жизни.
Ф.Мирзоев словно апостол во время оно, появлялся за каждым столом, подходил к красивым дамам, скалил гнилые зубы, пил шампанское за их здоровье, толкал прямую речь, где были старые, но звонкие слова.
Он был там свой, этот пронырливый и поседелый циник.
В качестве прислуги там однажды находился Сабир Османов, я видел сам, как он унижался перед Ф.Мирзоевым, пресмыкался, был у него на побегушках, старался угодить, угадать, уцелеть, но все тщетно, Мирзоев ему указывал на дверь:
- Сабир, не строй из себя дворянина, ты ненашенский! Ты посторонний, ты в ауте! Ха - ха! - с оттенком презрения кричал Фуад на бедного Сабира.
Сабира оттуда вынесли как святого, для него лед так и не тронулся. Вокзал для одного.
Сам Фуад же был весьма энергичен, изворотлив, услужливый, живой, популярен, вечная улыбка, одет с иголочки, френч, черная бабочка, толстая сигара в зубах, все дворяне Азербайджана его знали, он был в первых рядах среди элиты.
Месяц назад он скончался от тяжелой болезни, дворяне его тут же забыли. На его похороны пришел лишь 17 человек: шофера, каменщики, мастеровые.
Ни одного дворянина не было, они были заняты, торопились с расходом свести приход.

???

Никто не знает, полезна его жизнь или нет, радостна иль грустна.
Это узнается в старости, когда вся твоя жизнь будет видна. Спроси чернорабочего, радостна ли его жизнь, он скорее ответит отрицательно, скажет нет, заявит, что радостна жизнь лишь у богачей.
А спроси его, когда он старым будет, он по другому скажет, он будет доволен, что прожил свою жизнь, прошел это поле наконец.
Плохо живем - плохо умираем, хорошо живем - хорошо умрем.
Суть не в том, на каком авто ты едешь, на БМВ или Запорожце, все равно маршрут обеих машин один и тот же - переход в иной мир.
Счастье не в делах этого мира, а лишь в свете, в солнце.

ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ,
rufinat@mail.ru
elcin_gasanovv@yahoo.com
Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=1197126360
Дата: 10.12.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ
НОВОЕ НА ФОРУМЕ