Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

2008 год может стать годом празднования 1000-летия официального принятия гагаузами Православия

10.12.2007
Предистория данного, очень существенного исторического открытия мирового масштаба (можно так сказать и не стесняться), надвигающегося в Гагаузии 1000-летия принятия гагаузами Православия, следующая. Два года назад Комрат часто посещал Дмитрий Даниилович Гаргалык, который живет и работает в Кишиневе, но родом он из села Авдарма. Везде в разговорах он обращал внимание слушателей-историков, что у него имеются доказательства того, что в 2008 году исполняется 1000 лет с тех пор, как гагаузы стали православными христианами. Спустя некоторое время вокруг такой идеи собралось некоторое количество заинтересованных лиц гагаузской национальности, проживающие как в Комрате, так и в Кишиневе. Пол года назад представительная группа историков и общественных деятелей были приняты Башканом Гагаузии М.Формузалом, который поддержал данную инициативу и предложил подготовить ему на утверждение список членов Комиссии, а также план работы такой комиссии. При этом было указано, чтобы в состав будущей Комиссии обязательно были включены лица как со стороны общественности, так и со стороны церковнослужителей.
Разумеется, среди профессиональных историков нашлись и скептики, которые не очень-то охотно включались в это мероприятие, так как их, мягко выражаясь, «жаба давила». Дмитрий Гаргалык по профессии инженер-электрик, а историей он занимается в силу своих внутренних побуждений. Поэтому он, не являясь профессиональным историком, тем не менее очень профессионально и довольно мужественно стал отстаивать предложенную им идею празднования 1000-летия принятия гагаузами православия в 2008 году, которая, как минимум, может потянуть на историческую сенсацию.

Были и другие любители истории, которые говорили, что гагаузский народ принимал христианство за долго до принятия христианством Руси, так как они в те времена проживали на Балканах, которая территориально является ближе к Византии.

Но самыми интересными были «изыскания» тех активных гагаузов, которые доказывали, что часть гагаузского народа во времена Иисуса Христа проживала в Престольном городе Сузы (в Библии часто упоминается этот город) и, находясь рядом с И.Христом, помогали тому проповедовать Новый завет, а следовательно, гагаузы являются первыми христианами.

По этим и другим вопросам комиссия несколько раз заседала в Комрате и в Кишиневе, где велись разговоры и рассуждения относительно того, как быть с исторической истиной, которую пока никто точно не знает, поэтому было принято решение обратиться с письменными запросами в разные авторитетные инстанции для получения хоть каких-то подтверждений принятия православного христианства гагаузами в 1008 году.

Все события, происходившие потом, лучше всего преподнести читателям в том виде (в виде документов), которые открывались поэтапно, с течением времени.

В сентябре с.г. Исполкомом Гагаузии был получен ответ (№46.898 от 13.09.2007) из Секретного Архива Ватикана за подписью доктора Марко Грилли, секретаря префектуры, где говорилось:

«Уважаемый господин! Его преосвященство Кардинал Жеан Лоис Тауран, бывший архивариус и библиотекарь Н.R.С., который направил в секретариат Ваше письмо исх.№756 от 23 июля, в котором Вы просите узнать, не содержит ли Секретный Архив Ватикана какую-либо информацию - сведения о миссионерской деятельности Бруно по евангелизации кочевых народов восточной Европы летом 1005 года. По этому случаю, с сожалением должен сообщить Вам, что документация, которая хранится в Архивах Понтифика, датируется (за некоторым исключением) от Понтифика Инносентиуса 111 (1198) и, следовательно, ничего, касающегося темы Вашей просьбы здесь не содержится».

Чуть позже из Библиотеки Ватикана было получено новое письмо (prot.2007/3332/B985 08.11.07), где ответ уже кое-что содержал конкретное, в частности там говорилось:

«Мы сожалеем, что наш ответ приходит так поздно, но у нас возникли затруднения в поиске каких-либо сведений относительно Гагаузии в Библиотеке Ватикана. Как только мы пришли к выводу, что Бруно, который крестил язычников в 1008 г. в той области, мог быть Брунус (Бонифатиус) Куерфуртенсис, т.е. Бруно-епископ Куерфурта (974-1009).
У нас есть следующие книги о Бруно:
Vita dei cingue fratelli e lettera a re Enrico, Arezzo, 1951
Storia di cingue compagni, Magnano 1984
О нем и его миссии в 1008 г. на вашей земле Вы можете просмотреть
здесь.
Для нас до сих пор неясно, как Бруно фон Куерфурт предположительно обращал печенегов в католичество. Так гагаузы стали в итоге католиками или православными?

Искренне Ваш д-р Массимо Череза,
отв. Уполномоченный библиотекарь
Библиотеки Ватикана»



Далее Башкан Гагаузии М.Формузал 26.11.07 г. направил письмо епископу Комратскому и Кагульскому молдавской метрополии русской православной церкви владыке Анатолию.
В документе, в частности говорится:

«В последние годы гагаузы, проживающие в Молдове и за рубежом, выражают обеспокоенность недостаточной работой по изучению и раскрытию исторических корней гагаузского народа, его культуры, языка и традиций.
Как и любой народ, гагаузы имеют право знать свою историю, кто они, откуда их исторические корни, когда и где они приняли православие.
Гагаузы один из немногих народов древне-тюркской эпохи V-Х вв. кыпчакско-огузской группы, которые в большинстве проживают ныне на территории единой Молдовы, имеют свою государственность АТО Гагаузия (Гагауз Ери). О православии гагаузов ведутся разные научные споры, дебаты.
На эту тему появились, на наш взгляд интересные работы ряда авторов, которые на базе изученных ими исторических материалов, сделанных обобщений говорит о том, что гагаузы начали принимать христианство одновременно с Киевской Русью в конце 10 начале 11 веков, то есть 1000 лет назад.
Для осуществления данной проблемы башканат АТО Гагаузия (Гагауз Ери) решил создать комиссию представителей общественности, чтобы более глубоко вникнуть в данную проблему, првести ряд конференций, привести в надлежащий порядок существующие кладбища, построить и достроить православные церкви, приходы, памятники наших выдающихся просветителей, издать литературу об истории религии и культуры гагаузского народа.
Поэтому мы, от имени Исполкома Гагаузии, любезно просим Вас дать согласие на участие в работе данной комиссии в качестве ее сопредседателя, а также предложить в состав комиссии представителей Молдавской Метрополии, которые могли бы вместе с нами плодотворно работать на благо нашей православной религии».


Резолюция владыки Анатолия была весьма оптимистична:

«Согласен на все СТО… Предлагаю в состав комиссии:
1.Протоиерей Петр Келеш, благочинный цеквей АТО Гагаузия;
2. Протоиерей Дмитрий Киорогло.
Господи, благослави!»


Все дальнейшие события в этом направлении читатели и другие любители гагаузской истории узнают в СМИ чуть позже.

Леонид ДОБРОВ,
автор опубликованной книги
«Памятник Гагауз Йери или КГБ против СССР»
Рубрики: Генеалогия
Источник: http://tiras.ru/index.php?subaction=showfull&id=1197277308&archive=
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны