Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Об истории брюк

Брюки превращаются…

     В мировой истории костюма есть очень драматичная и сокрушающая вековые устои глава о том, как элемент мужского гардероба был присвоен прекрасным полом. Метаморфоза эта была долгой, и начало ей дали события, вовсе не связанные с модой, а имевшие отношение к великому подвигу, несгибаемым принципам и подвижничеству. И так как корни этого явления уходят в Средневековье, а если копнуть глубже, то в эпоху Древнего Востока, то изучение его сродни составлению родословной.

Высочайшее разрешение на переодевание

     Первой женщиной в Европе, надевшей брюки, стала национальная героиня Франции Жанна д’Арк (1412-1431), в 1920 году причисленная католической церковью к лику святых. Собственно, это были еще не совсем брюки, а что-то вроде колготок с гульфиком, традиционная принадлежность мужского гардероба в Средневековье, от которой и произошли кальсоны. Орлеанская дева облачилась в мужскую одежду в силу уникальных обстоятельств – она была и остается в мировой истории единственной 17-летней девушкой-полководцем, которая одержала великую победу только лишь благодаря своей чистой и незамутненной вере в Бога и голосам архангелов, которые она начала слышать с 13 лет. Но чтобы Жанну из Домреми не высмеяли при дворе, капитан Роберт де Бодрикур, поверивший юной одержимой и будущей святой, выдал ей мужское облачение. С тех пор Жанна одевалась именно так, чтобы и воевать было удобнее, и лишнее внимание солдат не привлекать.

     Позже, когда девушка завоевала доверие наследника французского престола – дофина Карла, для Жанны были изготовлены доспехи. Причем она получила персональное разрешение на ношение мужской одежды от специальной комиссии богословов из Пуатье. Как известно, французская армия во главе с Жанной одержала грандиозную победу над англичанами – сняла осаду Орлеана. Задачу, которую другие военачальники считали невыполнимой, посланница Бога решила за четыре дня. По сути, эта битва решила исход Столетней войны и дала начало другим успехам французов в войне за независимость от английской короны, но в силу интриг и предательства Жанна оказалась в руках неприятеля. Используя церковь как карательный инструмент, англичане ее судили и сожгли на костре. Жанна держалась с исключительным мужеством и не поддавалась абсурдным обвинениям - тогда трибунал обвинил ее в том, что она… снова надела брюки и тем самым «впала в прежние заблуждения». Хотя в заточении у нее женской одежды и не было…

Брюки как символ святости

     Англичане полагали, что после смерти Жанны боевой дух французов упадет. Но этого не произошло – Франция победила в Столетней войне и отстояла свою независимость, благодаря хрупкой деревенской девушке в мужских доспехах, которой узнала о своей миссии из подростковых видений. Между прочим, одним из ее «голосов» была Маргарита Антиохийская, чье житие было широко известно в Средневековье. Маргарита была сказочно красивой, но была столь целомудренна, что избегала даже взглядов мужчин. Приняв решение сохранить девственность, она остригла волосы, надела мужской костюм и укрылась в мужском монастыре под именем брата Пелагия. Она подвергалась гонениям и прожила свою жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. Правда, Маргарита не упомянута в фундаментальном исследовании богословов 1450-х гг., которое проводилось в процессе реабилитации Жанны д’Арк. В нем были собраны сведения о святых женщинах, которым по какой-либо причине приходилось облачаться в мужскую одежду.

     Была такая святая и в более поздней русской истории – всенародно почитаемая Блаженная Ксения Петербургская (ок.1719 – до 1806). После внезапной кончины любимого мужа, певчего Андрея Петрова, она пожертвовала свой дом приходу церкви, облачилась в военную форму супруга и избрала путь подвижничества. С тех пор она отзывалась только на имя «Андрей» и говорила, что Ксения умерла. Хотя канонически она изображается не в брюках, а в юбке. При этом традиционно считается, что св. Ксения – помощница женщин, ее часовня на старинном Смоленском кладбище Санкт-Петербурга – памятник архитектуры и место паломничества.

Голубой ангел в штанах

     Другое дело – восток, где женские брюки или шаровары царили с древнейших времен – и надевались вместе с платьем. Считается, что первой женщиной, облачившейся в них, была царица Семирамида, сопровождавшая мужа в военном походе. Если же приблизиться к современности, то триумфальное шествие этой, теперь уже неотъемлемой части женского гардероба началось с американской суфражистки Элизабет Смит Миллер (1822 – 1911), которая разгуливала по улицам в брюках с позволения своего отца, почетного члена конгресса. Этот неслыханный и дерзкий почин подхватила ее подруга Амелия Блумер (1818 – 1894), редактор популярного феминистского журнала. Она носила панталоны с резинкой на щиколотках, поддевая их под юбку, что впоследствии сочтут очень удобным любительницы активного образа жизни, а новомодный элемент одежды останется в истории как «блумерсы». Великие актрисы тоже не могли остаться в стороне от модных революций. В 1876 году Сара Бернар впервые сфотографировалась в брюках. Тогда даже самые отчаянные модницы не решились ей подражать. И только в 1930-х легендарная кинодива Марлен Дитрих (1901-1992) щеголяет не только в брюках, но уносит в своем чемоданчике чуть ли не весь мужской гардероб, облачаясь на экране в смокинги, рубашки с запонками и цилиндры. Ее не менее своенравная коллега Кэтрин Хепбёрн (1907-2003) без брюк уже жить не могла, и когда однажды продюсеры из вредности умыкнули у нее любимые штаны, она демонстративно разгуливала по студии в нижнем белье, пока не получила свою пропажу обратно. Божественная Одри Хепбёрн (1929-1993) ввела в моду демократичную модель брюк до щиколотки. И, наконец, неувядающая Шанель сделала брюки предметом женской повседневности. Благодаря Коко, мир понял, что мужская одежда на женщине – это элегантно, чарующе и сексуально. Хотя лишь в 1970-х широкая общественность полностью привыкла к этому явлению.