Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

История цирка

Филип Астлей — отец современного цирка

    Объединив конные представления с акробатами и комиками, Филип Астлей создал первый в мире современный цирк. Шоу и развлечения видоизменялись на протяжении тысячелетий. От популярных ярмарок до полетов на воздушном шаре, которыми наслаждалась аристократия, прохождения первых футбольных матчей и современных квестов, человеческое общество всегда создавало мероприятия, призванные удивлять и развлекать.

Первые прообразы цирковых представлений

    Когда возникли цирковые представления? Ответ сложный. До прихода разноцветных палаток и трибун шуты, скоморохи и канатоходцы забавляли своими представлениями как королей, так и простое население. В римских цирках гонки на колесницах вызывали аплодисменты посетителей, а дрессированных животных выставляли как в месопотамских дворах, так и в залах Габсбургов. Однако цирк, каким его знают сегодня, был создан Филиппом Астлеем (1741-1814). Этот англичанин со страстью к верховой езде проявил замечательную способность приручать и дрессировать лошадей. Когда он поступил в армию кавалеристом, эта способность сделала его популярным и позволила накопить опыт, который пригодился в его предприятиях.

Когда он был демобилизован из армии, сражавшейся в Семилетней войне на стороне короля Пруссии Фридриха II, Астлею предложили возможность стать инструктором по верховой езде. Это была обычная профессия среди бывших кавалеристов, которые могли воспользоваться своим опытом, обучая других секретам верховой езды. В 1768 году он создал небольшую школу верховой езды, где устраивал представления вместе с некоторыми из своих лучших учеников. В Англии во второй половине 18 века были популярны конные шоу, в которых пируэты и другие трюки исполнялись верхом на лошади. Круговая дорожка использовалась как пространство, которое облегчало зрителям просмотр шоу, а также позволяло им использовать центробежную силу аттракциона, чтобы сохранять равновесие на монтировке. В этом круглом пространстве зародилась цирковая арена.

Театр и цирк

    18 век Астлея — это также время, когда театры потеряли большую часть субсидий, которыми они до этого платили за свои представления. Теперь им приходилось финансировать себя за счет продажи билетов, они создавали шоу и пропагандистские программы, рассчитанные на привлечение массовой аудитории. Поэтому наряду с театральными представлениями выставлялись акробаты, музыканты, танцоры и артисты всех мастей, от танцующих собак до канатоходцев. Вдохновленный этим, Астлей составил для своей школы шоу-программу, в которой конные пируэты сочетались с пантомимой, клоунадой и акробатикой. Именно здесь, в этом сочетании представлений, выставленных на круглой арене, выковалась концепция современного цирка. Когда руководители театров решили убрать из своих представлений пантомиму и акробатов, профессионалы в этих областях сочли цирк Астлея прибыльным карьерным путем.

Его бизнес-модель приобрела большую известность внутри и за пределами Великобритании. Достигнутые успехи побудили Филипа Астлея совершить поездку по Британским островам и построить амфитеатры для своих представлений. В 1870-х годах Астлей гастролировал по всему миру, даже выступая в Париже для короля Людовика XV. В 1779 году он вновь открыл свой конный театр под названием «Амфитеатральный манеж Астлея». В качестве новинки вместо участия в шоу он взял на себя роль церемониймейстера или начальника манежа, создателем которой он был. Филипу Астлею приходилось иметь дело с другими предпринимателями, которые, понимая экономическую выгоду этого вида развлечений, основывали площадки для подобных шоу. Одним из них был Чарльз Хьюз, бывший ученик самого Астлея, который в 1782 году основал Королевский цирк, первое сооружение, названное прямо словом «цирк». В своем заведении Хьюз устраивал драматические представления, конные шоу и пантомимы, но, хотя Королевский цирк исчез через два десятилетия, Астли удалось сохранить свою развлекательную компанию на плаву. Он даже зарезервировал за собой часть парижской развлекательной сцены, основав свой Manège Anglois в столице Франции.

Автор статьи Ермолаева Людмила Евгеньевна май 2022г.

 

Все статьи

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны