Родословная иконника Дионисия

О «родословии» и жизни иконника Дионисия известно немного, но все же больше, чем о его великих предшественниках – Феофане Греке и Андрее Рублеве. Жития святых, церковные своды и летописи позволили историкам и искусствоведам буквально по крупицам собрать эти бесценные сведения о жизненном пути Дионисия и этапах его творчества.
Даты рождения и смерти Дионисия восстановлены приблизительно (родился около 1450 года – умер около 1520 года), а имя его впервые упоминается в «Житии Пафнутия Боровского», составленном архиепископом Вассианом. «Живописцами... пресловущими тогда паче всех в таковем деле» называются в этом житии двое – Митрофан и Дионисий, поставленные во главе артели художников и расписавшие соборную церковь Рождества Богородицы в Пафнутьевом монастыре.
Позже в это житие были включены эпизоды, связанные с чудесным исцелением Дионисия от недугов. Расписывая церковь Рождества, Дионисий «разболелся ногами» так, что не мог работать, а вылечился беседой с игуменом. Второй эпизод, включенный в житие, – рассказ о Дионисии, позволившем себе принести в монастырь «мирское ястие» (какую-то скоромную пищу, по преданию, баранье мясо) и наказанном за это «недугом лютым».
Дважды исцеленный и вразумленный аскетом Пафнутием, Дионисий получил очищение и божественное благословение, столь необходимые для исполнения сложной духовной работы иконописца. Некоторые исследователи предполагают, что незадолго перед кончиной Дионисий принял монашеский постриг.
Что же нам известно о «родословии» великого мастера? То, что Дионисий принадлежал к сословию «боярских детей» и занимал в обществе достаточно высокое положение. Вышел он из знатной фамилии Квашниных, которые началом своего рода считали «выезд из Киева в Москву к великому князю Ивану Даниловичу Родиона Несторовича «да с ним двора ево тысяча семьсот человек».
Фактическим родоначальником явился Иван Родионович Квашня, боярин Дмитрия Донского, умерший в 1390 году. Родовое прозвище «Чермные» Дионисий и его сыновья получили, по всей видимости, по материнской линии. Поминальные записи в Ферапонтовом синодике, определенные как поминание Дионисия по жене и ее родителях, позволяют предположить, что жена Дионисия, Мария, происходила из рода дьяка Елиазара Цыплетева, «потомка княжеского по происхождению рода белозерских вотчинников Монастыревых». Также достоверно известно,
что «чады» Дионисия входили в состав его артели и участвовали в росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре в 1502 году. В интереснейшей исследовательской статье В.В.Дергачева «Родословие Дионисия Иконника» составлено родовое древо художника на основании сопоставительного изучения «помянников» Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей, Успенского синодика 1479 года, а также земельных актов Симонова монастыря, где Дионисий обучался в мастерской у старца Митрофания.
Как справедливо замечает В.В.Дергачев, «генеалогия выдющегося русского живописца XV столетия дает исключительно богатый материал, позволяющий не только определить социальное положение «началохудожника», но и воссоздать документальную основу для творческой биографии великого мастера – Дионисия Иконника». Написание такой биографии – дело будущего.

Источник: http://www.dionisy.com/additional/65/
Дата: 11.09.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ