Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Календари

от 30 декабря 2002 года

Половина путаницы с календарями возникла оттого, что наши способы измерения времени, не соответствуют астрономии.  Тропический год - это время от одного зимнего солнцестояния до другого, сейчас это 365.242190 дней.  Один период обращения Солнца по небесной сфере относительно неподвижных звезд составляет 365,2563 дней. Промежуток времени между последовательными прохождениями центра Солнца через перигей его геоцентрической орбиты - 365,596 дней. Период между двумя новолуниями - 29.5305889 дней, соответственно лунный год - 12 месяцев - составляет в среднем 354,376 дней. То есть, что ни выбери, все равно цифра неточная, тем не менее, календари могут быть лунными, солнечными и смешанными (лунно-солнечными), то есть основываться на любой из этих нелепых цифр. 
      В лунных календарях согласование годов с движением Земли вокруг Солнца не производится. В солнечных, наоборот, месяцы никак не согласованы с движением Луны. Смешанные календари учитывают движение как Луны, так и Земли. Все лунные календари основаны либо на 8-летней периодичности ("турецкий цикл"), либо на 30-летней периодичности ("арабский цикл"). В некоторых странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) одновременно применяются календари, построенные как на одном, так и на другом цикле. 
      А вторая половина путаницы возникла от того, с чего начинать летоисчисление. Для разных календарей точка отсчета разная, исторически менялась и определялась религиозными либо политическими мотивами. 
      Основная разница между юлианским календарем ('старый стиль') и григорианским ('новый стиль') состоит в том, что они по-разному приспосабливаются к движению солнца, от какого момента считать, это совершенно другой вопрос.

Сколько дней в году

Юлианский календарь  - летоисчисление, введенное при Юлии Цезаре (46 г. до н.э.), когда Христос еще не родился. Это летоисчисление состоит из трех годов по 365 суток ("обыкновенных") и четвертого (номер которого для н.э. делится на 4, "високосного") в 366 суток. От этого календаря перешли к григорианскому по религиозным причинам, а именно из-за праздника Пасхи. 
      Сначала все праздновали Пасху в разное время. Малоазиатские христиане праздновали ее вместе с евреями 15 нисана независимо от того, на какой день недели приходилось это число. Римская и Александрийская церкви считали, что христианская пасха должна праздноваться только в воскресенье, но расхождение между ними в определении точной даты доходило до нескольких недель. Римский император Константин I Великий собрал первый Вселенский собор, который обязал всех христиан отмечать пасху только в воскресенье и по правилам александрийской церкви - в первое воскресенье после пасхального полнолуния. За официальный день весеннего равноденствия было принято 21 марта, но все равно римляне праздновали пасху не в один день с александрийцами. Это противоречие было снято в 525 г. н.э. Монах Дионисий Малый, приглашенный папой Иоанном I, вычислил даты пасхи, которые устроили обе церкви, и с того времени до 1582 г. (года введения григорианского календаря) западная и восточные церкви праздновали пасху в одно и то же время. Некоторые страны использовали для вычисления Пасхи астрономическое полнолуние вместо официального (21 марта). Это было, например, в Германских протестантских государствах в 1700-1776, в Швеции в 1740-1844 и в Дании в 17 веке. Если бы так делали все, скорее всего, к григорианскому календарю никто бы и не перешел. 
      Отставание юлианского календаря от солнечного составляет 1 сутки за 128 лет. Поэтому каждые 128 лет дата равноденствия сдвигается на день назад по календарю. Кроме того, действительные фазы Луны по отношению календарным отставали на сутки каждые 310 лет. В результате Пасха со временем все больше отдалялась от истинного (астрономического) полнолуния. Григорианский календарь появился именно для того, чтобы 'согласовать календарь с астрономией'. 
      Григорианский календарь был введен буллой папы Григория XIII от 24 февраля 1582 года (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как 'Среди важнейших задач:'). Счет был передвинут на 10 суток вперед. Годы, числа которых оканчиваются на 00, стали считать високосными только в том случае, если число из первых двух цифр делится на 4. (1600 - високосный, 1900 - простой, в отличие от старого стиля). Григорианский отстает от истинного солнечного на 1 сутки только за 3300 лет. 
      Реформа была почти сразу принята в Италии, Польше, Португалии, и Испании. Другие католические страны последовали позднее. 
      Швеция решила делать постепенный переход от Юлианского к Григорианскому календарю. Чтобы пропустить 11 лишних дней решили просто не учитывать високосные годы с 1700 до 1740. 1 марта 1740 была бы синхронизировано с Григорианским календарем. 1700 (который должен быть високосным по Юлианскому календарю) не был високосным в Швеции. Однако по ошибке 1704 и 1708 стали високосными годами, поэтому они решили вернуться к юлианскому стилю. Чтобы сделать это, был введен дополнительный день в 1712 г, приведя к двойному високосному году с февралем в 30 дней. 
      Позднее, в 1753 г Швеция перешла к григорианскому календарю, пропустив 11 дней, как и остальные страны. 
      В истории известны 'календарные беспорядки', в 1584-1859 в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря в Польше и Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. 
      Православные же страны не меняли календарь до начала двадцатого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира. 
      Православие продолжает использовать календарь Дионисия Малого. Праздник пасхи, если вычислять его по григорианскому календарю, иногда может совпасть с еврейской пасхой, а у православных нет. Предполагается, что (это цитата) 'стремление к математической точности ничего не дает с точки зрения празднования пасхи и других христианских праздников - здесь важны не точные даты, а сам порядок следования библейских событий. Переход же на григорианский стиль прерывает связь с первохристианской традицией и умаляет авторитет соборной церкви'.

Даты по старому и новому стилю

Чтобы пересчитать даты со старого стиля на новый, надо учесть разницу между Юлианским и Григорианским календарем (по старому стилю все наступает позже). Даты 16 и 17 века отличаются от григорианских на 10 дней, 18 - на 11, в 19 - на 12 и в 20 - на 13. Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней. В следующий раз величина поправки изменится в 2100 году. То есть 'старый' новый год у нас так и отличается от 'нового' нового года на 13 дней и приходит ночью с 13 на 14 января. Я родилась 24 декабря в 20 веке по григорианскому календарю, это было бы 11 по юлианскому. А если бы я родилась 11 декабря по юлианскому в 17 веке, то это было бы 21 декабря по григорианскому. 
      Можно пересчитывать на григорианский календарь и даты, относящиеся ко времени, когда григорианского календаря не существовало, поправка при этом тоже меняется. Расхождение календарей началось с 400 года. С 400 до 500 поправка 1 сутки, 500-600 - 2 суток, 600-700 - 3, 700 -900 - 4, 900-1000 - 5 суток, 1000-1100 - 6, 1100-1300 - 7, 1300-1400 - 8, 1400-1500 - 9, 1500-1700 - 10 суток. Но если ваш предок родился до 1700 в России, вам эти цифры сразу и не помогут, потому что календарь у нас тогда был другой и год носил совершенно другой номер. Заказать фамильный диплом можно в нашей компании МИГИ.

Начало летоисчисления

Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, а не от сотворения мира, и установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. В современном календаре (григорианском) летоисчисление ведется в годах нашей эры. Нулевой год отсутствует. То есть после первого года до нашей эры сразу идет первый год нашей эры. 
      Со времен Владимира вплоть до реформы Петра I. Русь использовала византийскую эру от сотворения Адама, которое начала использоваться в VI веке в Византии. Ее начало - 1 марта 5508 года до н.э. Адама, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась 
      Древнерусские названия месяцев сохранились в украинском языке. 
      До 1492 гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный с 1-го сентября. 1492 был 7000 годом от сотворения мира. В этом году царь Иван III перенес начало нового года на 1 сентября. 
      Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. 
      Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с европейским, и предписал вместо 1 января 7208 г. "oт сотворения мира" считать 1 января 1700 г. "от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа". Так же был перенесен гражданский новый год на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. То есть, чтобы перевести календарь с древнерусского на европейский, надо из даты вычесть 5508. А наш, наступающий 2003 год был бы по древнерусскому календарю 7511.

Исламский календарь

Исламский календарь - чисто лунный. Год содержит 12 месяцев, основан на Коране (сура IX, 36-37) и его соблюдение - священная обязанность мусульман. 
      Это официальный календарь Саудовской Аравии и стран персидского залива. Остальные мусульманские страны используют его только для религиозных целей и григорианский в качестве официального. 
      Месяцы исламского календаря:  Мухаррам (Muharram), Сафар (Safar), Раби I (Rabi' al-awwal), Раби II (Rabi' al-thani), Джумада I (Jumada al-awwal), Джумада II (Jumada al-thani), Раджаб (Rajab), Шаабан (Sha'ban), Рамазан (Ramadan), Шаввал (Shawwal), Зу-л-каада (Dhu al-Qi'dah), Зу-л-хиджа (Dhu al-Hijjah). 
      Начало месяца приходится на день, когда серп луны становится видимым после новолуния. Хотя новолуние можно предсказать вполне точно, но видимость луны зависит от погоды и расположения наблюдателя, поэтому точное начало месяца предсказать сложно. 
      Неделя семидневная, день отдыха - пятница. 
      Мусульманская эра называется хиджрой ( Хиджра - арабское слово, переводится как "откочевка", переселение) и связана с переселением пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, происходившим в сентябре 622 года по юлианскому календарю. Исходным моментом этого летосчисления является 1 мухаррама, т. е. первый день первого месяца мусульманского года. В пересчете на наше летосчисление этот исходный момент соответствует пятнице 16 июля 622 г. по юлианскому календарю (Точнее, ночи с 15 на 16 июля - с четверга на пятницу, так как у мусульман сутки начинались с момента захода Солнца). 
      Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой, на 11 суток, если оба года високосные, и даже на 12 дней, если мусульманский простой, а солнечный високосный. Поэтому начало года все время передвигается по временам года, нет месяцев летних и зимних, весенних и осенних - они кочуют по всем временам года. 
      Точно перевести дату с мусульманского календаря на григорианский сложно, для этого существуют специальные таблицы. Но приблизительно (с возможным отклонением в 1 год) это можно. 
      Год по григорианскому календарю = год хиджры + 622 - (год хиджры / 33) 
      Год хиджры = год по григорианскому календарю - 622 + (1/32 от разницы между годом по григорианскому календарю и 622). 
      Посчитаем для 2003 года. 2003-622= 1381. 1381/32=43,5625. 1381+43,5625=1424,15625. То есть, наступающий 2003 год будет примерно так 1424 или 1425 годом хиджры. 
      В Иране, Афганистане, Пакистане, Турции и в некоторых других странах кроме лунной хиджры имеет широкое распространение хиджра солнечная. Это такая календарная система, в которой за начало года принимается дата весеннего равноденствия - 20 или 21 марта. Однако счет в ней ведется так же, как и в лунной хиджре, т. е. с 622 г. н. э, а продолжительность года та же, что и в Григорианском календаре. Таким образом для пересчета дат из одного стиля в другой достаточно из значения года, соответственно, прибавить, либо вычесть, число 622. То есть, по солнечной хиджре у нас наступает 1381 год. 
      Так как год лунной хиджры имеет 354 или 355 дней, а солнечной хиджры - 365 или 366 дней, то со временем накопилась разница между этими двумя календарями. Она увеличивалась на один год каждые 33 года и сейчас, как видите, составляет где-то примерно 43-44 года.

Иудейский календарь

Иудейский календарь является иудейским религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь, в котором год совпадает с тропическим, а месяцы с синодическими. 
      Обычный год состоит из 353, 354 или 355 дней - 12 месяцев, високосный из 383, 384 или 385 дней - 13 месяцев. Они соответственно именуются, "неполный", "правильный" и "полный". 
      Каждый месяц начинается приблизительно в новолуние. Названия месяцев: Tishri, Heshvan, Kislev, Tevet, Shevat, Adar I, Adar II, Nisan, Iyar, Sivan, Tammuz, Av, Elul, все они бывают разной длины. В невисокосный год Adar II называется просто "Adar". В високосный добавляется дополнительный месяц Adar I. 
      Во времена Синедриона (верховный иудейский релизиозный орган управления) начало месяца определялось прямыми астрономическими наблюдениями. При заходе солнца на исходе 29-го дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна. Как только они видели новолуние, они шли в Синедрион, где следующий день объявлялся первым днем нового месяца - "Рош Ходеш". Такое решение мог вынести только Синедрион. Если же на тридцатый день новая луна не появлялась, это означало, что месяц полный и состоит из 30 дней, так как на 31 день новая луна обязательно должна появиться, даже если этого никто и не видел. 
      Решение вопроса о том, состоит ли год из 12 или из 13 месяцев, возлагалась на нескольких членов Синедриона, которые руководствовались положением солнца и другими соображениями (сдвиг на месяц достаточно легко можно определить, например, по всходам злаков или созреванию урожая). Вопрос о дополнительном месяце решался в последнем месяце года (Адар). Если признавалось, что год состоит из 13 месяцев, это объявлялось до конца Адара, и следующий месяц назывался вторым Адаром. 
      Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака. С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий: Весы (Тишрей), Скорпион (Мархешван), Стрелец (Кислев), Козерог (Тевет), Водолей (Шват), Рыбы (Адар), Овен (Нисан), Телец (Ияр), Близнецы (Сиван), Рак (Тамуз), Лев (Ав), Дева (Элул). 
      Двенадцать зодиакальных знаков были и эмблемами 12 колен Израилевых, которые, согласно Библии, происходили от 12 сыновей Иакова. 
      Новым годом (Рош ха-Шана) считается начало месяца Тишрей осенью, хотя счет месяцев ведется с весны, от Нисана, и Тишрей является соответственно седьмым месяцем. Празднование нового года всегда происходит два дня. 
      Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло 7 октября 3761 г. до н.э. по юлианскому календарю в 5 часов 204 хелека пополудни (сутки у иудеев делятся на 24 часа, а каждый час - на 1080 хелеков) - в этот момент было новолуние 1 тишри. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 2002 год соответствует иудейскому 5763 году.

Восточный календарь

Восточный календарь, действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена полулегендарного императора Хуан-ди в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему. 
      Она основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы. Наиболее важным для жизни кочевников, а в те времена основными народами Востока были кочевые племена, считался 12-летний период Юпитера. Древние китайцы и японцы верили, что нормальное движение Юпитера приносит блага и добродетели. 
      Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл. Легенда гласит, что все животные были приглашены Буддой на празднование первого Нового года. Поскольку прибыло только двенадцать, Будда решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие. Животные такие:  крыса, бык, тигр, заяц (кролик), дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья. 
      За шестьдесят лет Юпитер совершает пять оборотов. Это число соответствовало мировоззрению китайской натурфилософии. Цифра пять являлась символом пяти элементов природы - дерева, огня, металла (золото), воды, земли, которым соответствуют цветовые обозначения (синий, красный, желтый, белый, черный). 
      Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла ("земные ветви"), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла "стихий" ("небесные ветви"): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии). 
      Каждая из двух компонент используется последовательно. Т.е., для следующего года нужно взять следующий знак зодиака и следующую стихию. 
      Такая цикличность кратная 60-ти в древнем Китае была распространена на счет времени суток, недель и месяцев. Сутки делились на 12 двойных часов, каждому из которых соответствует животное китайского зодиака (так же определялись и месяцы).
      Китайский календарь, как и иудейский, - комбинированный солнечно-лунный, поэтому у них много общего: 
      - Обычный год имеет 12 месяцев, високосный 13. 
      - Обычный год имеет 353, 354 или 355 дней, високосный 383, 384 или 385 дней. 
      Новолуние - первый день месяца. В китайском календаре новолуние определяется полным соединением с солнцем, а не когда появляется видимый серп луны, как в исламском и иудейском. 
      В лунно-солнечно-юпитерном календаре Вьетнама, Китая, Японии Новый год всегда в промежутке между 21 января и 20 февраля. 
      Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет. 
      Японский календарь основан на традиционном китайском календаре. Счет ведется по 12 зодиакальным животным или "12 небесным ветвям" (дзюниси). Параллельно им счет идет также и по "10 земным побегам" (дзиккан) - старшим и младшим символам природных элементов (Дерево, Огонь, Земля, Золото, Вода) 
      Животные такие: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака, кабан, крыса.

Буддистский календарь

Буддистский календарь принят в государствах, официальной религией которых является буддизм. Основан на солнечном (тропическом) годе. Продолжительность года та же, что и в григорианском календаре. Точка начала отсчета в разных странах различается. Так в Таиланде она соответстует 543 г. до н.э, а в Бирме отсчет дат ведется с 638 г. н.э. Таким образом для пересчета дат из одного стиля в другой достаточно из значения года соответстевнно прибавить, либо вычесть, соответствующую разницу. То есть, в Таиланде скоро наступит 2546 год, а в Бирме - 1365.

Людмила Бирюкова

Дата: 13.09.2013

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны