Место генеалогии в индивидуальном и общественном сознании

Общественное сознание - это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Это духовная культура общества и человечества. Общественное сознание пребывает в системе человек - деятельность - общение - общество - история - язык - культура. Механизмом, с помощью которого индивидуальное сознание превращается в общественное и наоборот, является процесс общения. Общественное
сознание не может витать независимо от сознания отдельных людей (эта независимость относительна).
Заметим, что между индивидуальным и общественным сознанием нет твёрдых границ. Между ними происходит постоянное взаимодействие.
В области генеалогии это происходит особенно наглядно. Родовая память даёт каждому из нас возможность узнавать себя и делать себя, помнить и меняться. В создании родословия заключено чудо воссоздания себя заново, чудо реставрации утраченного. Индивидуальное сознание стимулирует личность к обретению знаний о поведенческих нормативах предков, о жизненной и личностной их динамике. Уважение к памяти предков диктует формирование семейных архивов и технологий сохранения родовой памяти. В научной литературе этот аспект
формирования индивидуального сознания личности получил образную оценку «овладение родословными осадками».
Реальный мир состоит из бытия и ценностей, а объединяются они лишь в мировоззрении, придавая тем самым смысл человеческой жизни.
Генеалогия позволяет человеку выявить отношение к миру и самому себе. Генеалогия - это часть нашего сознания, формируемого деятельностью. Когда мы позиционируем место генеалогии в сознании, мы учитываем сознание как индивидуальное, так и общественное. Через призму генеалогии мы чётко видим соотношение индивидуального и общественного сознания как соотношение биографии и истории. Недаром же о феномене генеалогической культуры говорят как о «диалоге поколений во весь голос».
Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы личного существования, становятся общим правилом и убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в нормы поведения, в право.
Генеалогические идеи сегодня активно завоёвывают арену социальной реальности и работают не только на индивидуальную биографию, на реальную эмпирическую историю человека. Генеалогические идеи вступают в диалог с общественным сознанием, помогают заглянуть в будущее через знание прошлого. Семейная генеалогия (часть нашего индивидуального сознания) аккумулирует опыт истории и внедряется в сознание общественное.
При этом следует заметить, что общественное сознание не есть количественная сумма индивидуальных сознаний. По Спиркину, это качественно новая ипостась, по-особому организованная идеально-объективная действительность. И носителями общественного сознания являются не только индивиды, но и социальные группы, общество в целом. Ошибочно считать, будто общественное сознание по сравнению с индивидуальным является чем-то усреднённо-типическим. Власть общественного целого над индивидом в сознании выражается в обязательном
принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, способов и средств производства духовных ценностей.
Индивидуальное сознание подсказало личности (ещё в средние века) необходимость маркирования себя и окружающих самобытными ценностно-символическими формами (древа, схемы, росписи), которые с течением времени стали управляющим параметром порядка в генеалогии (термин из синергетики).
Семейная генеалогия помогала личности ощутить себя звеном в межпоколенческой цепочке. Индивидуальное сознание личности через генеалогию выводило на формирование самоидентичности.
По мере развития генеалогической культуры в обществе личность переживала осознание себя членом общесоциального, группового и индивидуального «я». Генеалогические (родоведческие) идеи постепенно внедрялись в массовое сознание. Современная генеалогия призвана найти пути использования генеалогической информации в нормах социального наследования семьи. В современное общественное сознание уже внедрилась идея комплексного изучения наук о человеке.
В проблеме «генеалогия и сознание» есть очень ёмкий аспект их взаимоотношений: взаимодополняемость, взаимообогащение. Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Вот так же и генеалогия: она и питает человеческое сознание, и обретает в этом процессе взаимодействия новые пути своего взросления и комплексного обогащения.
Одна из болевых точек современной науки - это слабая разработка подходов, позволяющих включать генеалогический ресурс в демографическую и тендерную политику. Последний термин так и не прижился, нам ближе и понятней термин «семейная политика», восстановление престижа семьи, престижа «малого государства».
…В общем пространстве культур генеалогическая культура настолько древняя, насколько человек впервые ощутил себя общественной единицей и стал соотносить себя со своим родом и с соседними этносами.
Разработка проблем генеалогической культуры, выявление, изучение и использование семейно-родового опыта, поиски духовного смысла поколенческого измерения социальной жизни - это составная часть механизма духовно-нравственной профилактики современного общества. Позиционирование генеалогии в индивидуальном и общественном сознании осуществляется через соотношение биографии и истории, генеалогической традиции и генеалогической культуры. Эти «логические пары» помогают индивиду конкретизировать осмысление своей самоценности,
выявление «шифра человеческой души» (уровень индивидуального сознания), а также способствует «человеческому измерению жизни», формированию философии человеческой судьбы, поколенческого измерения социума, формированию поколенческого образа мысли, образа жизни (уровень общественного сознания). Соотношение индивидуального и общественного через призму генеалогии и её масштаб ценностей позволяет взращивать культуру диалога в обществе. То есть, генеалогия (генеалогическая культура) - это активный механизм, воздействующий
на систему мировосприятия происходящих событий во всём множестве их граней.
В начале нового века в научной литературе, отражающей результаты исследования родовой памяти, появилось обоснование последней как промежуточного основополагающего параметра генеалогической культуры. Стоит добавить, что родовая память — это генеалогический мостик между индивидуальным и общественным сознанием.
Как же обозначить место генеалогии в общественном сознании? Это глубокий пласт общечеловеческой культуры. Это нравственный багаж общества, это многовековой духовный ресурс человечества. Это межпоколенческий энергетический заряд. Это нравственный симптом, семейно-родовой опыт. Это культура памяти.
Учитывая столь высокую миссию генеалогии, генеалогическое сообщество должно позаботиться о внедрении массовой генеалогической грамотности, о создании специальных генеалогических служб. Именно в генеалогических службах граждане должны иметь возможность получать консультацию (как у психоаналитика) по конфигурации семейно-родовой памяти, по навыкам расчёта баланса травматических и поддерживающих элементов. Здесь нужен тандем генеалога и психолога, чтобы сообща обучать «сличению» воспоминаний с действительностью,
социально-эмоциональному усвоению опыта предыдущих поколений.
Вместе с социологами генеалогам предстоит разработать алгоритм возрождения генеалогической культуры (макрозадача) и генеалогической традиции (микрозадача), который можно считать прогнозной моделью этого процесса на ближайшие годы.

Автор: А.Баикина
Источник: Генеалогический вестник. Выпуск 27. Санкт-Петербург, 2006
Дата: 21.02.2007
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ