«Есенин».

Диплом языкового происхождения фамилии, выполненный специалистами Программы «Российские династии», – хороший подарок ко дню рождения Ваших близких! http://geno.ru/family

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ОНОМАСТИКА – «ЕСЕНИН»

В многочисленных книгах и статьях о Сергее Есенине нередко утверждается, что в его фамилии звучат языческие корни – овсень, таусень или что она происходит от слова «осень», по-церковнославянски «есень». А один из зарубежных исследователей-литературоведов, профессор Ренато Поджиоли в книге «Поэты России. 1890-1930 годы», опубликованной в США в 1960 году, заявляет, что мотивы тоски, увядания, осени, дескать, не случайны в творчестве Есенина, что они предопределены его фамилией, образованной от славянского корня,
означающего «осень». Между тем утверждение, что фамилия поэта происходит то ли от языческого, то ли от церковнославянского корня, не более чем миф, возникший в начале 20-х годов и никакими документами не подтвержденный, один из многих мифов, выпавший на долю поэта.

В 1895 году, 21 сентября по старому стилю, 3 октября по новому по новому в селе Константиново у Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын, который был назван Сергеем. Он был третьим ребенком в семье. Первенцы Есениных – мальчик и девочка – умерли в грудном возрасте. Дом Есениных в то время был выше теперешнего дома-музея, построенного в 1924 году на месте очередного пепелища. Тот, в котором родился Есенин, был построен дедом его Никитой Осиповичем Есениным. Маленький приусадебный участок,
меньший, чем у соседей, вынудил деда Никиту поставить высокий дом, с виду двухэтажный, с амбарным помещением на первом этаже. «Есениным» дед Никита стал со времени реформ 60-х годов прошлого века, до этого писался как Никита Осипов, так и был и записан в метрической книге при рождении. «Осипов» было его фамилией по имени отца.

Отчества в современном его понимании в те годы, до отмены крепостного права крестьянам положено не было. В первой половине прошлого века, вплоть до 1864 года, как об этом свидетельствуют старые константиновские метрические книги, хранящиеся ныне в Государственном архиве Рязанской области, у константиновских крестьян родовых, постоянных или наследственных фамилий не было вовсе. Родится в семье Ивана сын Прокопий, и в дальнейшем во всех обстоятельствах своей жизни, всякого рода метрических записях именуется он
Прокопием Ивановым. Когда же, в свою очередь, родится у Прокопия сын, например Василий, то становится этот Василий Василием Прокопьевым, а отнюдь не Ивановым. Крестьянская фамилия, другими словами, жила лишь в продолжение одной жизни. Умирал человек – исчезала фамилия. Зачем крестьянину постоянная, родовая фамилия, размышляли власть имущие. Помещику такая фамилия нужна, городскому жителю нужна; чиновнику, священнику и офицеру не помеха, а крестьянину ни к чему, обойдется…И обходились. Сотни лет обходились…

Фамилия другого деда Есенина, по матери, - Федора Андреевича Титова, - как раз этого деда Есенин упоминает в своих автобиографиях – была до 1864 года «Андреев». 7 апреля 1863 года он женился, и Павел Миртов в отделе втором метрической книги «Бракосочетавшиеся» записал в отношении жениха: «Г-на Олсуфьева временнообязанный крестьянин Федор Андреев, православного вероисповедания, первым браком». В графе «Лета жениха» он поставил: «18 лет». В отношении невесты Павел Миртов записал: «Того же г-на временнообязанная
крестьянка Наталья Евтихиева, православная, первым браком». В графе «Лета невесты» появилась запись: «16 лет». Эту бабушку Есенина называли по отчеству «Евтеевной», упрощенно и благозвучнее от трудно произносимого «Евтихиевна».

После отмены крепостного права все крестьяне были поставлены перед необходимостью в обзаведении постоянными фамилиями. У константиновских крестьян такие фамилии стали писаться в метрических книгах с 1864 года. 18 марта 1865 года Никита Осипов был впервые записан под новой фамилией. В этот день у «г-на Олсуфьева временнообязанного крестьянина Карпа Никитина Горохова и законной жены Марфы Федотовой» родилась дочь Дарья. По этому случаю в графе «Звание, имя, отчество и фамилии восприемников» Павел Миртов записал:
«Того же г-на временнообязанные крестьянин Никита Осипов Есенькин и крестьянка Феодосия Никитина Титова». Не из седых древних времен, не от язычества пришла фамилия великого русского советского поэта; ее непривычная для нашего уха основа, первоначальный вариант явился с марта 1865 года. Вновь введенные фамилии у крестьян постоянно путались и искажались в метрических книгах – новое это дело было так необычно для крестьян, а может быть, и для притча. Никиту Осиповича и двух его братьев – Григория и Якова – записывают
то как «Есенькиных», то как «Есинькиных». «Есенькиными», впрочем, они пишутся гораздо чаще. В 1866-1870 годах в различных отделах метрических книг встречаются и другие Есенькины: Федор Сергеев Есенькин, Стефан Максимов Есенькин, Назар Стефанов Есенькин, Андрей Назаров Есенькин, Димитрий Назаров Есенькин, Мария Назарова Есенькина. Ни одного Есенина, или Ясинина, или Ясенина нет ни в эти годы, ни ранее в метрических книгах.

Однако то ли по многочисленности Есенькиных в Константинове, то ли по какой иной причине три брата отказываются от прежней фамилии и изменяют ее. С 1870 года они Есенины или Есинины. Берут фамилию «Есенины» и ряд других Есенькиных. Другие константиновские Есенькины фамилию не меняют. Так, в числе присутствующих на сельской сходке 12 октября 1914 года наряду с матерью Сергея Есенина – она была записана как Татьяна Ясинина – отмечен некий Аким Есинкин.

Впервые фамилия «Есенин» записывается 26 октября 1870 года в отделе втором метрической книги «О бракосочетающихся». В графе «Звание, имя, отчество и вероисповедание жениха и которым браком» проставляется: «Г. Олсуфьева временнообязанный крестьянин Никита Осипов Есенин, православного вероисповедания, первым браком». В графе «Лета жениха» - 27. В графе «Звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание невесты и которым браком» записано: «Того же г. временнообязанная крестьянка Агриппина Панкратова, православного
вероисповедания, первым браком». «Лета невесты» - 16. Невесте не нравится имя «Агриппина», и она называет себя в течение всей жизни «Грушей» или «Аграфеной». Она-то, Аграфена Панкратьевна, и стала через 25 лет бабушкой Сергея Есенина.

Образование фамилий в Константинове, судя по метрическим книгам, шло тремя основными путями. Путь первый, преимущественный – образование фамилий от временной фамилии отца, то есть от имени деда. Таким образом пошли фамилии Титовых, Никитиных, Данилиных, Власовых, Евстратовых, Сафроновых, Ефремовых, Исаевых, Поликарповых и других. Путь второй. Некоторые, более известные в селе по прозвищам и свыкшиеся с ними, брали эти прозвища в качестве своих постоянных фамилий. Отсюда в Константинове Цыгановы, Гороховы, Морозовы,
Баланцовы, Заминовы, Солякины, Хрековы, Коноваловы, Вракины, Ежовы, Медведевы, Рыбкины, Комаровы, Силькины, Дорожкины, Кочетковы, Русаковы, Конькины, Хоботовы… Широкое распространение прозвищ издавна было особенностью Константинова, как, пожалуй, и всех других сел и деревень. Хлесткими прозвищами наделяют в Константинове до сих пор.

Никита Осипович Есенин слыл в Константинове человеком обстоятельным, спокойным и уравновешенным, как, впрочем, и его братья. А поскольку к тому же был Никита Осипович человеком грамотным, умел толково разные бумаги да прошения властям писать – качество в то время крайне редкое, - он в течение нескольких лет был сельским старостой. Правда, в молодости отмаялся он блажью. Вздумалось ему уйти в монастырь в монахи и, хотя свое намерение он вскоре забыл и в 27 лет, как мы видели, женился на шестнадцатилетней, его
все же прозвали в селе «монахом», а молодую его жену – «монашкой».

Существует и другое толкование прозвища Есениных. По широко распространенному в селе мнению, «монахами» Есениных стали называть из-за того, что Аграфена Панкратьевна из года в год пускала на постой монахов из монастыря Иоанна Богослова в Пощипове, что поблизости от Константинова. Собирая деньги на монастырские нужды, ходили они с иконой по окрестным деревням и селам. Аграфена Панкратьевна отводила им место внизу, в нижнем этаже дома, где сначала был амбар, а одно время и лавка, которая была прикрыты после того,
как Никите Осиповичу стало очевидно, что дела идут не так, как ему хотелось бы. … Монахи, которых пускала в нижнее помещение Аграфена Панкратьева, за неимением там окон, открывали на улицу ворота. Попивали за столом чаек из самовара и рассуждали, сколь раньше, когда не так была перенаселена деревня, жилось легче, сколь вольготнее, сколь щедрее были пожертвования…

Ну и, наконец, третий способ возникновения постоянных фамилий в Константинове в 1864-1870 годах. По нему были образованы константиновские фамилии: Федины, Тимохины, Ерошины. В их основе не полное имя – «Федор», «Тимофей», «Ерофей», а употребляемое в повседневном обиходе «Федя» или прозвище – «Тимоха», «Ероха». Сюда же можно отнести константиновские фамилии «Меркушкины», «Поликушкины», образованные от прозвищ – «Меркушка», «Поликушка». По-видимому, следуя именно этому пути, была образована фамилия «Есенькины»,
и как производная от нее и более благозвучная – «Есенины».

С фамилией «Есенины», как и с предшествующей ей «Есенькины», - постоянные метаморфозы. Трех родных братьев – не последних людей в селе, - их детей и жен в метрических книгах пишут то «Есениными», то «Есиниными», то «Ясениными», то «Ясиниными». В годы детства Сергей Есенина Григорий Осипович был известен и подписывался как «Ясинин», другой двоюродный дед, Яков Осипович, слыл и подписывался «Ясениным», неграмотных Аграфену Панкратьевну и Татьяну Федоровну писали на сельских сходках то как «Ясениных», то как «Ясининых»,
отца Сергея - то «Ясениным», то - «Есениным». В целом же в Константинове в повседневном обиходе знали друг друга – и соответственно обращались – не столько по фамилиям, сколько по прозвищам. «Я до школы даже не слышала, что мы Есенины, - вспоминает Екатерина Александровна Есенина, - Сергей прозывался Монах, я и Шура – Монашки». Сам Сергей Есенин в начале своей литературной деятельности называл себя нередко «Ясениным». В.С. Чернявский в своих воспоминаниях о Сергее Есенине «Первые шаги» рассказывает о знакомстве
с ним 28 марта 1915 года: «Нам послышалось не «Есенин», а «Ясенин», и мы невольно произвели эту фамилию не то от «ясности», не то от «ясеня»…»

И.Н. Розанов вспоминает, что Есенина он увидел впервые на литературном вечере 21 января 1916 года: «Распорядитель объявил, что стихи будет читать сначала Клюев, потом… последовала незнакомая фамилия. «Ясенин», послышалось мне. Это легко осмысливалось: «Ясень». И когда через полгода я купил только что вышедшую «Радуницу», я не без удивления увидал, что фамилия автора начинается с «Е» и что происходит она не от «ясень», а от «осень» - по-церковнославянски «есень».

Как в действительности образовалась фамилия, мы знаем. Услышав первый раз фамилию, Чернявский и Розанов, а за ними потом и А.Н. Толстой – авторы весьма уважаемые, тут же начали искать ее корень по созвучию, забыв, как сложны, многообразны и неизведанны были пути образования фамилий. Так в связи с фамилией Есенина возник миф. Первое появившееся в печати в январе 1914 года в журнале «Мирок» стихотворение Есенина «Береза» было под псевдонимом «Аристон». «Вначале он хотел было писать под псевдонимом «Аристон» (так
назывался начинавший получать распространение в то время музыкальный ящик), - вспоминает друг детства и отрочества Сергея Есенина Николай Сардановский. – Своими глубокомысленными экскурсами в смутную для меня область греческого языка я всячески стремился выяснить ему неудачность его псевдонима. Его собственная фамилия казалась довольно звучной, но все-таки ему хотелось изменить свою фамилию, и он был намерен своей литературной фамилией избрать Ясенин, имея в виду большую эффективность этой фамилии, тем более,
что по его словам, эта фамилия в их роду является более правильной и его дяди пишутся этой фамилией». Он выбрал для себя, в конце концов, фамилию «Есенин». Именно она, а не «Ясенин», как мы видели, наиболее «правильная» со времени ее образования в 1865-1870 годах. Есенин поднялся к высотам поэтического мастерства и мирового признания из недр народных. Таким происхождением от народа, от бесфамильных в течение веков крепостных … с полным правом можно гордиться.

Источник: А.Д. Панфилов Есенькины – Ясенины – Сергей Есенин//Советская библиография. Научно-практический журнал №1 (239). М., январь-февраль 1990. С.108-113.
Дата: 24.09.2006
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ