«Святые могилы и кладбища у астраханских татар».

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

В родословных исследованиях часто помогают сведения, которые сохранили памятные надписи на могилах предков. Описания кладбищ, в том числе сохранившиеся описания уже исчезнувших захоронений, являются столь же ценным, сколь и редким материалом для генеалогов и всех, кто прибегает к их услугам.

«Святые могилы и кладбища у астраханских татар»

Сельские кладбища (зиэрат) юртовских (астраханских) татар располагаются, как правило, на расстоянии 4-5 километров от села, на возвышенностях, в закрытых степных местах, чаще – за рекой. Вход на кладбище осуществляется через большие ворота. Могилы родственники стараются огородить сразу после похорон. На вопрос о том, почему ставят не железную, а деревянную ограду, говорят: «Железные для покоящегося под ними будут слишком тяжелые, а деревянные намного мягче и легче». В некоторых юртовских селах принято указывать на дощечке дату рождения человека с момента его зачатия, то есть на 9 месяцев раньше фактического момента рождения (например, если человек родился в 1930 году, то год рождения датируется 1929 годом). Объясняют это тем, что «жизнь человека начинается в утробе матери». На сороковой день или несколько раньше, в соответствии с мусульманской традицией, на могилу ставят постоянный камень или плиту. Это связано не только с представлениями о 40-дневном пребывании души умершего человека в мире живых, но и с мнением о том, что земля на могиле успевает затвердеть в эти сроки, и потому надмогильный камень или плита уже не осядут. На надмогильном камне вырезаются изречения из Корана, иногда – помещается фотография умершего. Однако мулла нередко отказывается от молитвы у той могилы, где есть фотоизображение покойного. Состоятельные люди ставят на могилах умерших мраморные памятники с изображениями мусульманского символа – полумесяца. В случае смерти одиноких или несостоятельных людей, на могиле размещается деревянный столб.
У юртовских татар верхняя оконечность таких деревянных столбов (баш казык) имеет стесанную по кругу заостренную форму. На конце этого столба вбивается гвоздь «для отпугивания злых духов». Установка подобных деревянных столбов преследуют собой цель соединения душ умерших с небом, являясь для них своеобразным указателем направления пути к Богу. Такие столбы могут также пониматься в качества определителей пола умерших: один столб означает мужчину, два – женщину. На местах заброшенных могил простых людей, выровненных через 40-50 лет, появляются новые.
Фиксируемым в современное время у юртовских татар пережитком доисламских верований остается культ «святых мест» (аулия). Этот культ сформировался в исламе под воздействием политеистических традиций, предполагавших существование значительного количества мелких божеств, имеющих узкий круг почитаний. Практически на каждом юртовском кладбище находятся так называемые могилы святых. Такие могилы характерны не только для разных групп астраханских татар, но и для других мусульманских народов, проживающих в Астраханской области: туркмен, казахов, переселенцев с Северного Кавказа и Закавказья (Азербайджана). В ней насчитывается свыше тридцати святых могил. У юртовских татар к таким почитаемым могилам святых относятся «Тукли-Баба» (легендарный прадед основателя Ногайской орды бия Едигея) на кладбище села Мошаик, «Джигит-адже» - села Килинчи, «Кара-Дауд» - на территории Кремля в городе Астрахани. В прошлом таких могил насчитывалось много больше. Юртовцам известны также могилы святых, расположенные на территории проживания их соседей, в частности, карагашей, это - «Сеит-баба», а также казахов - «Букей-хан» (казахский предводитель). Очевидно, в прошлом, они почитались и предками юртовских татар, и являлись, таким образом, местами общего поклонения для разных тюркских народов.
Святые могилы (аулия) имеют оформление, обусловленное, как правило, окружающими природным ландшафтом и местной традицией. Обычно они выглядят как беседка либо мавзолей. По мнению юртовских татар, на местах расположения святых могил желательно, чтобы произрастали деревья, способные, по их представлениям, выполнять охранительные функции. Однако в действительности на кладбищах юртовских татар деревьев почти нет.
В основе культа святых лежит представление о том, что «святой» - это мусульманин, верный раб Аллаха, как правило, доказавший окружающим, что может творить чудеса еще при своей жизни, так как сверхъестественные способности даны ему Аллахом. Святые могилы наиболее часто посещаются людьми, которые верят в их «целительную силу». Святые, которым посвящены могилы, понимаются, таким образом, юртовцами как посредниками между Аллахом и людьми. Верующие просят святых о помощи в целом, о заступничестве перед Богом и передаче последнему их просьб. Возле святых могил нередко производят моления, устраивают дароприношения, в том числе, деньгами, платками, ленточками, а также – ночные бдения. За святыми могилами следит сторож местного кладбища или кто-либо из добровольно взявших на себя эту обязанность.

Автор – Азизова Наиля Руслановна, к.и.н., сотрудник программы «Российские Династии»
Дата: 16.04.2006
Семейные сайты на заказ
НОВОСТИ