Эволюция хотела как лучше…

30.11.2023

В ходе эволюции современному человеку наряду с полезными качествами досталось множество наследственных болезней.

Родина всех людей – Восточная Африка: оттуда волнами выходили всё более совершенные представители рода «Хомо», разбредавшиеся по всему свету. Люди современного анатомического облика (Хомо сапиенс сапиенс) вышли с африканского континента около 60 000 лет назад и на просторах Евразии скрещивались со своими предшественниками, в том числе с денисовцами (названы по Денисовой пещере на Алтае). Следы жтой гибридизации присутствуют в геномах современных людей: от 4% до 6% ДНК аборигенов Новой Гвинеи и Соломоновых островов составляет ДНК денисовцев, у уроженцев материковой Азии и индейцев Америки доля такой ДНК оценивается в среднем в 0,2%.

В исследовании, опубликованном генетиками из Pompeu Fabra University (Барселона, автономное сообщество Каталония, Испания) в журнале PLOS Genetics, анализируется унаследованный от денисовцев вариант гена SLC30A9, который авторы обнаружили при сопоставлении генетических данных 26 человеческих популяций,  каталогизированных в международном проекте 2008-2012 годов «1000 геномов» (1000 Genomes Project), с геномами одного денисовца и трёх неандертальцев.

Ген SLC30A9 кодирует белок под названием ZnT9, совмещающий две очень разные функции: он регулирует клеточный метаболизм, а также транспорт цинка в человеческом организме.

Поскольку во время метаболических процессов выделяется тепло, ученые предположили, что денисовский вариант гена SLC30A9 мог быть «отобран» эволюцией, чтобы выходцы из Африки не замёрзли в более холодном климате. Но этот вариант гена мог повлиять и на регуляцию транспорта цинка, а нарушение этой регуляции связано с психоневрологическими расстройствами, в частности, с депрессией и шизофренией. Известно, что избыток цинка может препятствовать передаче сигналов между определенным нейронами, а устойчивость к повышенному его содержанию, по мнению авторов, может влиять на возбудимость и функцию нервной системы. Между тем, по словам Рубена Висенте (Rubén Vicente), эксперименты с культурами клеток людей и мышей показали, что наличие варианта SLC30A9 «каким-то образом смягчает эффект высокой концентрации цинка».

См.: https://poisknews.ru/themes/arheologiya/paleontologiya/privet-ot-predkov-geneticheskoe-nasledie-denisovczev-povyshaet-risk-depressii-i-shizofrenii/