Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Крик Шотландии о свободе. Декларация Арброта.

     «До тех пор, пока 100 из нас остаются в живых, мы никогда не дадим согласия подчинить себя владычеству англичан. Ибо не за славу, не за богатство, не за почести мы боремся и сражаемся, а за единственную свободу, которую ни один честный человек не потеряет иначе, как ценой своей жизни».

Эти слова были написаны 700 лет назад в апреле 1320 года, но они говорят на языке свободы, который резонирует сегодня. Они представляют собой кульминацию письма, наиболее известного как Декларация Арброта. Она была написана от имени баронов и общины Шотландии Папе Иоанну XXII во время длительного конфликта, чтобы обеспечить суверенитет и права их королевства, известного как Шотландские войны за независимость. Спустя шесть лет после его триумфа в Бэннокберне письмо поддержало усилия шотландского короля Роберта Брюса, чтобы добиться признания в его продолжающейся борьбе с английской короной, теперь представленной Эдуардом II.

В декларации чуть более чем в тысяче слов излагалось дело Шотландии, ее древняя родословная как европейской нации и христианской страны, а также ее стойкость в условиях «бесчисленных притеснений» и «варварства», причиненных английским королем Эдуардом I (отцом Эдуарда II). Он настаивал на том, что шотландцы не просто сражаются как подданные монарха. Хотя декларация провозглашала короля Роберта вождем, который освободил свой народ «от вражеской руки», в ней утверждалось, что, если он «согласится подчинить нас королю или народу Англии, мы... изгоним его как нашего врага… и сделай другого короля, который будет защищать наши свободы». В этих выражениях борьба Шотландии велась за «единственную свободу», и она будет поддержана даже в зубах их собственного правителя.

Сила этих слов и идеи, стоящие за ними, лежат в основе современного очарования декларацией Арброта. Были проведены сравнения между декларацией и Великой Хартией Вольностей, принятой в Англии столетием ранее в ходе борьбы между королем Иоанном и его английскими подданными. Оба текста были написаны во время конфликтов, в ходе которых свободы и статус общин находились под угрозой со стороны тиранических правителей, внутренних или внешних. Оба они утверждали право подданных сопротивляться дурному правлению и даже сдерживать или свергать королей, которые не смогли сохранить свои свободы. Однако декларация сильно отличалась от Великой хартии вольностей. Это было не подробное изложение юридических прав, а просто риторика. Вместо того чтобы заставить короля согласиться на ряд конкретных ограничений его власти, декларация была призвана убедить внешнюю фигуру, Папу Римского, в справедливости шотландского дела. Более того, в то время как Великая хартия вольностей в сокращенном виде быстро стала рассматриваться как пробный камень хорошего закона в английской политике, декларация Арброта не имела параллельного значения для последующих поколений шотландцев. Сохранился современный экземпляр, но декларация была известна прежде всего по включению ее, наряду с другими дипломатическими материалами о борьбе с Англией, в позднесредневековые шотландские хроники. Только в 1680 году, через 360 лет после его составления, декларация была снята с них и напечатана, что привлекло к ней более широкое внимание. Его язык и идеи возбуждали теоретиков и памфлетистов, искавших исторические свидетельства древних конституций. Декларация была использована для оправдания низложения Якова VII шотландского (II Английского) в 1688-89 годах и в течение следующего столетия была поглощена спорами о британских свободах и Конституции, развившихся из традиции сопротивления тираническим монархам.

Символ шотландской идентичности

     И все же, отвергая английское правление, деклассирование никогда не было комфортно в этих британских рамках. По мере того как в XX веке развивались движения за обеспечение самоуправления или независимости Шотландии, она все больше отождествлялась с текстом, провозглашающим право страны на самоопределение. Название, данное тексту, отражало это. Часто описываемые как «письмо» или «манифест» до 1900 года, с 1920-х годов названия «декларация Арброта» или даже «Шотландская Декларация независимости» были предпочтительными, отражая ее важность для современной политики. К 1960-м годам, когда мысли обратились к 650-летию, декларация стала рассматриваться как мощный и широко признанный символ исторической независимости Шотландии. Вопросы, связанные с празднованием годовщины, были политической горячей картофелиной. Официальные лица советовали, что «ввиду больших усилий, которые националисты приложат, чтобы сделать празднование объединяющим моментом, мы должны стремиться, возможно, сделать наши предложения адекватными, но не чрезмерными». Выпуск памятной марки, которая представляла собой главный официальный ответ на это событие, по-видимому, избежал обвинений в излишестве.

Даже за 50 лет, прошедших с 1970 года, значение декларации изменилось. Хотя Шотландская политика перешла на более современную почву, декларация Арброта сохранила свое значение в народном сознании как символ шотландской идентичности и как утверждение народных прав. 6 апреля, дата принятия Декларации, была принята Сенатом США в 1998 году в качестве Дня шотландского тартана в качестве средства празднования вклада Шотландии в Северную Америку. Кроме того, в 2016 году Декларация Арброта была добавлена в регистр ЮНЕСКО «Память мира», в котором упоминается «универсальная ценность» текста.

Как средневековый документ, способный вдохновить современных читателей, декларация Арброта замечательна. Однако это не была Декларация независимости. Это не было уникальным, самостоятельным заявлением о правах шотландского народа. Это было искусно составленное и нацеленное дипломатическое оружие, созданное для конкретной цели в очень специфических обстоятельствах. Понять текст - значит понять эти обстоятельства.

Сраженный король

     Весной 1320 года Роберт Брюс был королем Шотландии в течение 14 лет. Все это время он сражался, чтобы защитить свой королевский титул от многочисленных врагов. Этими врагами руководили короли Англии, чьи усилия по присоединению Шотландии к своему королевству уже начали войны 25 лет назад. Однако они также включали многих шотландских лордов, которые видели в Роберте предателя и преступника (см. вставку справа). В конце июня 1314 года Брюс одержал свою великую победу при Баннокберне. Его армия перехитрила и перехитрила войско короля Англии Эдуарда II. Эта победа принесла Роберту контроль над Шотландией и была воспринята многими как доказательство Божьей поддержки его притязаний на трон. Однако Бэннокберн не выиграл войну. Эдуард II не признает Роберта Брюса королем Шотландии. Чтобы заставить его действовать, армии Роберта вторглись в Северную Англию, а также в Ирландское владычество Эдуарда. Несмотря на успехи, Роберт не приблизился к тому, чтобы заставить англичан заключить мир, и в октябре 1318 года шотландская армия в Ирландии была уничтожена при Фогарте близ Дандолка.

В этой катастрофе погиб последний оставшийся в живых брат Роберта, Эдуард Брюс, король Ирландии. Эдуард был назначен наследником Шотландии. Его смерть означала, что следующим в очереди будет малолетний внук Роберта, Роберт Стюарт. Шаткость династии и продолжение изнурительной войны оставили короля Роберта все еще неуверенным в себе и сражавшимся почти шесть лет после Баннокберна. Его уязвимость усугублялась растущей враждебностью папства. Хотя шотландские церковники были сильными защитниками суверенитета Шотландии, а предыдущие папы критиковали действия Англии, отношения Брюса с папством были напряженными, и с 1317 года Роберт столкнулся с растущим антагонизмом Папы Иоанна XXII.

Целью папы было положить конец войнам между христианскими правителями и объединить их в общем деле восстановления Святой Земли, которая была утрачена три десятилетия назад. Чтобы добиться этого, Иоанн послал кардиналов провозгласить перемирие между Англией и Шотландией. В то время как Эдуард II принял его, Роберт - нет. Поскольку папские письма не обращались к нему как к королю, Роберт отказался их вскрывать. Намереваясь захватить Бервик на английской границе, он не позволил англичанам сорваться с крючка, и 1 апреля 1318 года его люди тайком взяли город. Командир Брюса, мрачный юморист Джеймс Дуглас, шутил, что он вошел в Бервик так же счастливо, как если бы попал в рай. Два месяца спустя его шансы попасть в рай уменьшились, когда Дуглас и его учитель были отлучены от церкви Папой Иоанном. Иоанн разорвал связи между королем и другими христианами, а также приостановил исполнение обязанностей духовенства в Шотландии посредством интердикта. Эти шаги были угрозой для правителя, который, несмотря на свои военные успехи, не мог быть уверен в лояльности своих подданных.

Маленькая страна, большие идеи

     Необходимость умерить враждебность папы вызвала согласованный ответ. Окончательно договорившись о перемирии с Англией, весной 1320 года Роберт направил миссию к папскому двору. Его посланцы несли письма, вероятно, от короля и духовенства, а также от баронов и общин королевства. Это последнее письмо было декларацией Арброта. (Хотя в письме упоминался Арброат как место, откуда оно было выпущено, оно, вероятно, было изготовлено где-то в королевской канцелярии.) Это был текст с очень определенной целью. В нем излагалась справедливость шотландского дела перед враждебно настроенной аудиторией. Она также продемонстрировала, что за этой борьбой стоят не личные амбиции Роберта, а воля шотландского народа, который будет продолжать бороться за свои свободы, даже если Роберт откажется от них. Эта цель лежала в основе отрывка, который привлек внимание современных читателей, но не был кульминацией письма.

Несмотря на свои цели, этот текст не был ни оборонительным, ни апологетическим. Провозгласив свое собственное дело, авторы приступили к обсуждению позиции папы римского. Почему он наказал шотландцев за то, что они защищают свои свободы, вместо того чтобы «увещевать и увещевать короля Англии, который должен быть доволен тем, что у него есть, и оставить нас в покое?». Если упорное отношение Папы Иоанна к Шотландии сохранится, то христианский мир подвергнется ежедневным нападкам и «запятнает память Вашего Святейшества». Достигла ли декларация своей цели? Папская политика не была изменена, но приговоры Брюсу и его королевству были приостановлены, а королевский титул Роберта использовался в папской переписке. Как дипломатический прием, написанный Бернардом, аббатом Арброта, и группой клерков в королевской канцелярии – и опирающийся на классические тексты и исторические прецеденты – декларация может показаться приземленной. Однако этот контекст не должен умалять значение письма. Произведенный в момент реального кризиса, он содержит смелый аргумент, сформулированный с помощью мощного языка. И аргумент, и язык говорят за пределами событий 1320 года. Даже если он не был задуман как образец народного суверенитета, когда он был написан, он выражал идею о том, что дело не просто в притязаниях и амбициях соперничающих правителей. Авторы рассматривали борьбу как нечто большее и более универсальное. Хотя они говорили в декларации об угрозе «бедной маленькой Шотландии», они были уверены, что из маленькой страны могут возникнуть большие идеи.

Эту и другие интересные статьи вы можете прочитать на нашем сайте

Автор статьи Круглов Евгений Алексеевич октябрь 2021г.

 

Все статьи

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны