Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

История театра - это история человечества

Как создавался театр?

Начало театра в Европе связано с Древней Грецией и ее религиозными ритуалами в честь Диониса, бога виноградной лозы. В его честь дважды в год отмечались праздники Дионисии: Большой (в городах) и Малый (в селах). Во время них совершались песнопения, так называемые дифирамбы. Именно они породили и трагедию, и комедию. В первоначальном варианте театральные представления проходили на открытом воздухе, в местах, способных вместить всех зрителей. Чаще всего это были горные склоны с дополнительным преимуществом в виде отличной акустики. Позже греки начали строить здесь первые амфитеатры.

Театрализованное представление изначально ограничивалось диалогом между руководителем хора - корифеем - и хором. Со временем был выбран первый актер, представленный Тесписом. Второй актер появился на сцене благодаря Эсхилу, а третий - по инициативе Софокла. Древние греки ценили трагедию намного выше комедии, считая ее носителем важнейших ценностей: религии, патриотизма, а также демократии. Ибо давайте не будем забывать, что расцвет греческого театра пришелся на V век до нашей эры, то есть на пике развития афинского демократического правления.

Такое положение вещей коренным образом повлияло на тематику отдельных пьес. Три величайших греческих трагика - Эсхил, Софокл и Еврипид - не избегали в своих произведениях военных или политических тем. Их тексты также насыщены мифологией, хотя религиозные темы были наиболее близки к древнейшей из великой троицы: Эсхилу.

Греческий театр

Греческий театр был основан на нескольких ключевых детерминантах, уважаемых всеми ведущими авторами. В частности, речь шла о применении принципа трех единств: времени, места и действия. Короче говоря, это правило гласило, что события, показанные в данной работе, должны происходить в течение одного дня, в том же месте, без побочных сюжетов. Если была необходимость упомянуть более ранние события, автор делал это посредством монологизированного рассказа об одном из персонажей.

Еще один флагманский принцип греческого театра - так называемый принцип приличия, требующий от создателя говорить о серьезных проблемах достаточно серьезным языком. Ту же цель могла сыграть и обувь на платформе, в которой выступали актеры. Они также должны носить маски на лице, представляющие эмоции: радость, страдание, страх. Сила и размах греческого театра делают его ориентиром для последующих поколений художников и по сей день. Чтобы узнать об этом, достаточно посмотреть одну из современных постановок Эсхила Орестеи - единственную трагическую трилогию, сохранившуюся до наших дней, и до сих пор видящую глубину ее восторга.

Как развивался театр?

Наследие греческого театра оказалось чрезвычайно вдохновляющим для римлян, которые адаптировали многие решения своих предшественников к своим потребностям. Однако в Древнем Риме в первую очередь прижилась комедия; такие авторы, как Плавт и Терентий, были известны этим. В средние века театральные постановки были посвящены почти исключительно религиозной тематике, что повлекло за собой развитие определенных жанров: литургической драмы или мистерии. Отдельные произведения рассказывали о различных эпизодах из жизни Святого Семейства или самых выдающихся деятелей, связанных с христианством. С другой стороны, светские тексты вращались в основном вокруг моральных вопросов, таких как хорошая смерть.

Пьесы шекспира

Прорыв в развитии театра произошел в 16 веке во времена правления королевы Тюдоров Елизаветы I в Англии. Период ее правления совпал с деятельностью писателей, таких как Томас Кид или, прежде всего, Уильям Шекспир - драматург, которого многие считают величайшим литературным творцом всех эпох. В чем было новаторство пьес Шекспира? Они полностью нарушили принцип трех единств, допустили коллективные сцены и не соблюдали стиль приличия. Если история античного театра учит нас, что судьба героя зависит от абсолютной судьбы, то произведения Шекспира в этом отношении оказываются гораздо либеральнее: ключевой персонаж всегда может создать свое будущее. Это не значит, что он может делать правильный выбор. Здесь очень показательны примеры Макбета или Гамлета.

Драма классицизма

Совершенно другие эстетические установки были приняты в драме классицизма, написанной во Франции в первой половине 17 века. Он основывался строго на принципах нормативной поэтики, сформулированной Николя Буало (1685). При таком подходе театр стал полностью элитарным развлечением, наиболее полно выражающим идеи абсолютной монархии, управляемой Людовиком XIV - знаменитым Королем-Солнцем.

Пьер Корнель и Жан Расин - одни из лучших авторов классицистской трагедии. В свою очередь, классическая комедия не могла бы существовать без Мольера, чей «Скупой» или «Мнимый Больной» до сих пор забавляет зрителей во всем мире. Французский классический театр сыграл очень важную роль в развитии польской мысли эпохи Просвещения. Это восемнадцатый век, который знаменует пышный расцвет театральной сцены (хотя сценические тексты, конечно, были написаны раньше, о чем свидетельствует, например, «Увольнение греческих послов» Яна Кохановского). Такие авторы, как Францишек Богомолец, Станислав Трембецки и Игнаций Красицки, работали в театральной сфере, которые посредством легкой комедии стремились модернизировать обычаи польского общества.

Другие театральные направления

Девятнадцатый век принес настоящий взрыв театральных тенденций и условностей. Первая его половина - время романтической драмы (в Польше доведен до совершенства Мицкевичем, а на Западе - лордом Байроном). Конец века, в свою очередь, ознаменовал развитие символизма, экспрессионизма и натурализма. В то время вся культурная Европа была наполнена пьесами Августа Стриндберга, Хенрика Ибсена и Мориса Метерлинка; Они также оказали сильное влияние на следующее поколение художников.

Одним из самых интересных театральных направлений ХХ века, несомненно, был театр абсурда, связанный в основном с именами Сэмюэля Беккета, Евгения Ионеско. Новаторский язык создателей попытался отразить природу послевоенной действительности, а гротеск и черный юмор как нельзя лучше отразили состояние человека в эпоху тоталитарных угроз. Также стоит отметить, что достижения театра абсурда до сих пор используются юными адептами мирового театра.

Что дает театр людям?

История театра показывает, сколько идей успело обосноваться на его досках за двадцать пять веков. Тогда возникает вопрос: какие преимущества храма Мельпомены делают его популярным среди следующих поколений получателей? Зрители греческой трагедии пережили катарсис, то есть очищение от сострадания к главному герою. В свою очередь, сочетание абсурда и гротеска, характерное для театра ХХ века, попыталось хотя бы частично обуздать ужас Второй мировой войны и Холокоста.

Не будем также забывать, что во все эпохи были и светлые и приятные для восприятия пьесы. Театр в этом выпуске предлагает хорошее развлечение как для взрослых, так и для детей.

Интересные факты из истории театра

На протяжении десятилетий литературоведы спорят о том, действительно ли Уильям Шекспир создал приписываемые ему драмы. Есть некоторые указания на то, что эти блестящие тексты мог написать какой-нибудь другой драматург - например, Кристофер Марлоу, который жил и работал одновременно с Шекспиром. Одним из самых необычных мест на литературной карте Парижа был театр Гран-Гиньоль, действовавший в первой половине 20 века. Он специализировался на постановке натуралистических фильмов ужасов, залитых кровью. Его название до сих пор является синонимом аморального развлечения.

Эту и много другой полезной информации вы найдете на нашем сайте.

Автор статьи Алексей Александрович Ширкин декабрь 2021г.

Все статьи

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны