Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

Некрополь православного кладбища Воля в Варшаве

Православное кладбище в Варшаве (польск. Cmentarz Prawosławny w Warszawie, Cmentarz Prawosławny na Woli) – кладбище, находящееся в Варшаве на улице Вольской 138/140, один из старейших некрополей в городе. Вольский некрополь – первое по времени возникновения, а ныне и единственное православное кладбище на территории Варшавы. Сама история этого места представляет собой интересное свидетельство о постепенных переменах, которые происходили в польско-русских отношениях в последние два века. Это кладбище в настоящее время может быть символом дружбы между живыми и уважения к памяти умерших.

До того как оно было основано, православных из сравнительно немногочисленной тогда общины хоронили на особых участках евангелических кладбищ. На данном кладбище стали хоронить с 1831 г. (русские солдаты и офицеры, погибшие в районе Воля в 1831 г.), хотя официальное открытие состоялось в 1841 г. С тех пор и вплоть до I Мировой войны кладбище обслуживало всю варшавскую православную общину. Здесь хоронили как аристократов и высших чиновников, так и бедняков. Однако с самого начала скрупулезно соблюдалось деление на участки, закреплявшее земные социальные различия. Сохранилось описание этой классификации, помещенное в изданном до революции по-польски «Путеводителе по Варшаве и ее окрестностям с картой города, картами железных дорог и гравюрами» Ф.Фризе и И.Ходоровича: «Ближайший к церкви участок предназначен для погребения тел скончавшихся генералов, их семей, а также штаб- и обер-офицеров, награжденных орденом Св. Георгия. Здесь хоронят и православное духовенство. На втором участке хоронят штаб- и обер-офицеров, а также купцов. На третьем – отставных солдат, мещан и менее зажиточных людей. На четвертом помещаются общие могилы бедняков, умерших в больницах». Потом это расположение несколько изменили, в частности, прибавив пятый участок. Таких различий, собственно по чинам, больше нигде в Варшаве не встречалось и составляло специфику этого некрополя.

На территории кладбища находятся два храма: православная церковь св. Иоанна Лествичника и католический костёл св. Лаврентия, который в XIX столетии был перестроен на церковь Владимирской иконы Божией Матери. С начала XX века кладбище стало главным местом погребения православных митрополитов Варшавских.

Стоит, отметить, что здесь после революции 1917 г. были похоронены многие потомки известных родов, сыгравших большую роль в истории России. Много могил известных деятелей культуры.

В послевоенный период некоторые советские граждане, поселившиеся в Польше, выкупили на кладбище места для могил. Здесь похоронили также строителей Дворца культуры и науки (1952–1955). Их небольшой участок возник в самой старой части кладбища, где в результате разрушений уже было много свободного места. Вблизи упокоились останки советских солдат и офицеров, погибших в ходе освобождения Варшавы в 1945 году. В послевоенное время оказалось, что варшавская православная община не в силах содержать такое большое кладбище (14 гектаров), на котором было еще очень много свободных участков. Поэтому в 1966 г. было решено уступить часть территории для погребения католиков. Этот шаг еще в те времена был поразительным, учитывая взаимную историческую неприязнь западного и восточного христианства. Сравнительно быстро католики стали выкупать места для своих могил, и тем самым православное кладбище превратилось в кладбище двух вероисповеданий, но по-прежнему под православным управлением. Другим важным фактом в послевоенной истории кладбища было перенесение сюда в 1970 г. старинных могил и надгробий с ликвидированного старообрядческого кладбища – несмотря на серьезные расхождения, до сих пор существующие между старообрядцами и официальной православной Церковью. Особо можно выделить участок украинских солдат и офицеров, в 1920 г. воевавших вместе с поляками против советской России.

По сей день варшавское православное кладбище не дождалось настоящей монографии. Не было оно никогда и предметом интереса польских и русских историков и искусствоведов. Кроме нескольких статей единственной работой, которая может претендовать на серьезность, остается изданная в Варшаве в 1992 г. по-польски книга (точнее, книжечка) Петра Пашкевича и Михала Сандовича «Православное кладбище в Варшаве». Как сообщала всеукраинская газета «День» (2003, 18 янв.), «недавно двое украинских историков из Польши, доктор Александр Колянчук, известный исследователь судьбы солдат и офицеров Симона Петлюры в эмиграции, и историк-любитель Роман Шагала» выпустили по-польски путеводитель «Православное кладбище на Воле в Варшаве. Украинские могилы»: «Авторы монографии, один житель Варшавы, другой – Перемышля, решили рассказать о тех украинцах, которые в XX ст. оказались в столице возникшей в ноябре 1918 года II Речи Посполитой, а затем упокоились в варшавской земле (...) Рассказывая о Вольском кладбище, авторы упоминают людей других национальностей – русских, белорусов, грузин».

Варшавское православное кладбище – великолепный «музей» под открытым небом, богатый замечательными образцами надгробной архитектуры от середины XIX века до начала нынешнего.

 

Надо отметить, что в последнее время изданы описания ряда известных кладбищ. Это, например, книга С. Е. Кипниса «Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища» (М., 2-е изд., 1998) и книга И. И. Грезина «Алфавитный список русских захоронений на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа» (М., 2-е изд., 2009). Вышли описания и других, менее известных кладбищ. Из дореволюционных изданий наиболее известны «Петербургский некрополь» в 4-х томах (СПб., 1912–1914) и «Московский некрополь» в 3-х томах (М., 1907–1908).

 

Планируемые мероприятия по подготовке описания кладбища в Воле

 

- Перепись сохранившихся могил, их фотографирование.

- Копирование картотеки кладбища (в картотеке есть записи о несохранившихся могилах, и, кроме того, указаны все люди, похороненные в склепах, тогда как на могильной плите может быть указан только один человек).

- Обработка полученного материала, составление комментариев.

- Подготовка книги к печати.

 

Перепись могил и картотеки, если этим будет заниматься коллектив из 2–3 человек, займет около 3 недель. Обработка полученного материала займет несколько месяцев. В марте 2010 г. А. В. Богинский и Д. П. Шпиленко побывали на кладбище и сделали фотографии ряда могил, познакомились с картотекой, также был отснят план кладбища.

 

А. В. Богинский

Дата: 29.07.2011
Рубрики: Проекты

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны