Ученые открыли ген, без которого жизнь не продвинулась дальше бактерий

06.03.2016

Канадские микробиологи обнаружили гены, общие для всех многоклеточных веществ, появление которых позволило примитивнейшим клеткам примерно миллиард лет назад начать расти в размерах и обособлять свои отдельные части в особые внутренние "органы".

МОСКВА, 3 мар – РИА Новости. Генетики выяснили, что мутации в генах, отвечающих за производство особых ферментов-киназ, позволили примитивнейшим клеткам примерно миллиард лет назад начать расти в размерах, что позволило появиться многоклеточной жизни, говорится в статье, опубликованной в Journal of Biological Chemistry.

"Если бы этот ген не дублировался и не мутировал во время эволюции наших предков, то тогда жизнь на Земле была бы совершенно иной сегодня. Скорее всего, ее самые продвинутые формы до сих пор представляли бы собой бактериальную слизь", — заявил Стивен Пелех (Steven Pelech) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада).

Пелех и его коллеги выяснили, что секрет эволюции многоклеточной жизни заключается в особом наборе генов из числа так называемых протеин-киназ, которые необходимы для сборки молекул, составляющих основу клеточных мембран всех животных, растений и грибов. Они пришли к такому выводу, сравнив и сопоставив структуру генов, содержащих в себе "инструкции" по сборке этих киназ, у человека и ряда других многоклеточных.

Данные ферменты, как объясняют ученые, играют роль внутренних переносчиков информации в клетке, меняя структуру ее белков таким образом, что они начинают передавать важные сигналы из одной органеллы клетки в другую ее часть.

Ученые нашли возможное "потерянное звено" между микробами и животными

Структура генов, кодирующих эти протеин-киназы, очень похожа друг на друга у почти всех живых организмов, что натолкнула Пелеха и его коллег на мысль, что данные ферменты могли быть "изобретены" еще первыми предками многоклеточных существ. Они проверили эти подозрения, попытавшись найти общий "корень" в генах киназ у человека, мушек-дрозофил, растений и червей, и найти его аналог в ДНК микробов.

Результатом этих поисков стало открытие того, что белок под названием глутаминил-тРНК синтаза и связанный с ним ген QARS являются прародителями всех протеин-киназ. Данный фермент и ген некоторые микробы-археи используют для сборки молекул так называемой транспортной РНК, управляющей процессом сборки белков в огранизме. По всей видимости, в ходе эволюции этот ген был несколько раз продублирован, и часть его копий мутировала в первые протеин-киназы, давшие начало многоклеточной жизни.

Источник: http://ria.ru/science/20160303/1383720234.html