Неандерталец разумный. Ученые меняют мнение о древнем человеке

24.05.2015

Текст: Юрий Медведев

19.05.2015, 21:41

Еще недавно с жившими в Европе неандертальцами было все ясно. Эти тупые дремучие варвары исчезли с лица Земли, так как безнадежно проиграли соперничество с нашими умными предками Хомо сапиенс. Такой приговор висел над неандертальцами многие десятилетия. Был почти аксиомой.

Сейчас этот тезис начал стремительно рушиться. Причем самими учеными. Самый сильный удар нанесли генетики, заявив, что мы на 2-4 процента неандертальцы. Что носим в себе их гены. Это следствие любовных интрижек наших далеких прабабушек.

Так вот откуда у современного "человека разумного" столько глупости и варварства, воскликнет кто-то. Однако ученые добрались до мозга неандертальцев, и выяснилось, что они вовсе не были такими уж дремучими. Настоящей сенсацией стала находка у них важнейшего гена, ответственного за формирование речи.

Но, конечно, есть и различия. У неандертальцев по сравнению с современным человеком меньше белого вещества, а значит, в мозге образуется меньше связей, отвечающих за способность к обучению и запоминанию слов. Меньше и площадь серого вещества, участвующего в обработке информации, меньше и некоторые другие зоны мозга. Это дало повод некоторым ученым заявить, что неандертальцы отставали от Homo sapiens в умственном развитии. Оппоненты не согласны. Они заявляют: анализ древних ДНК пока очень несовершенен, ему можно доверять с малой вероятностью. А главное, неясно, как различия в ДНК определяют различия в мышлении. И определяют ли вовсе? Может, неандертальцы просто думали иначе?

И здесь все новые сенсации. Археологами обнаружено множество находок, доказывающих, что неандертальцы отличались незаурядным умом. И все это до прихода в Европу Homo sapiens!

Например, на их стоянках найдено множество различных украшений, в частности разукрашенных бус из раковин улиток. Обработанным раковинам примерно 50 тысяч лет. Но есть и украшения "возрастом" около 90 тысяч лет. А самые древние свидетельства неандертальской эстетики обнаружены в Нидерландах, их возраст 250-200 тысяч лет. Как это связано с мышлением неандертальцев? Ученые утверждают: искусство, украшение тела, - важнейший показатель умственных способностей. Значит, "изготовитель" мог абстрактно думать и переводить информацию в символы. А раз так, то, возможно, у него был и язык.

Другой важный компонент, по которому можно судить об умственных способностях неандертальцев - орудия труда. В 2013 году на двух стоянках во Франции были найдены костяные орудия - гладилки для обработки кожи. Они сделаны из ребер оленя. В другой пещере обнаружены следы перекрученных растительных волокон. Они могли быть использованы для создания веревок, чтобы плести сети, ловушки, мешки. Получается, что поведение неандертальцев мало отличалось от Homo sapiens. Они также делали орудия, также украшали себя. Но почему они вымерли, а наши предки обрели мировое господство? Кстати, оказалось, что довольно долго - около 2,6-5,4 тысячи лет обе группы вместе сосуществовали на континенте Европа. А вымерли неандертальцы окончательно около 40 тысяч лет назад.

Мы носим в себе гены неандертальцев как следствие любовных интрижек наших далеких бабушек

Сейчас все более популярной становится точка зрения, что неандертальцы проиграли Homo sapiens не "качественно", а количественно. По мнению американского профессора Дэвида Фрейера, число прибывших в Европу из Африки "мигрантов" росло в геометрической прогрессии, а неандертальцев никогда не было много. "Эти мигранты в условиях жесткой конкуренции с сородичами в Африке оттачивали средства выживания, были вынуждены изобретать, соперничать, - считает Фрейер. - Придя в Европу, они не встретили сильного сопротивления. Ведь неандертальцев никогда не было много. Таким образом, дело не в их глупости или неспособности адаптироваться".

Тем временем

Ученым удалось извлечь ДНК из останков альтамурского человека. Он был обнаружен в 1993 году в пещере рядом с итальянским городом Альтамура. Оказалось, что скелет принадлежал неандертальцу, жившему 172-130 тысяч лет назад. Таким образом в распоряжении генетиков оказался древнейший известный науке генетический материал неандертальца.

Источник: http://www.rg.ru/2015/05/20/neandertalzy.html