Международный институт генеалогических исследований
Записывайтесь на курсы по генеалогии Заказать исследование | Задать вопрос
Программа «Российские Династии»

У Деда Мороза есть родственники за границей

27.12.2014

Поиски происхождения Деда Мороза начались не сегодня и не завтра кончатся.

Обычно его предком считают Морозко из русских сказок. Однако существо, насмерть морозившее заплутавших путников, плохо гармонирует с атмосферой праздника.

Этнограф и антрополог Светлана Адоньева с полным основанием назвала Деда Мороза и Снегурочку «демонами советского новолетия».

В дореволюционной России, как и во всём христианском мире, праздновали не столько Новый год, сколько Рождество Христово. Наряжали ёлки, клеили игрушки, дарили подарки. И всё это делали своими силами, без помощи сказочных героев.

В СССР в 1929 году празднование Рождества запретили как «поповский предрассудок». Но через несколько лет советские руководители поняли, что разумнее не запрещать старые обычаи, а влить в них новое содержание, очищенное от «религиозного дурмана». И вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда», органе Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков), появилась статья секретаря ЦК ВКП (б), кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Партийный руководитель высказался в том смысле, что «неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец».

В СССР всё, включая праздники, было делом государственным. Из празднования Нового года (но ни в коем случае не поповского Рождества!) устроили коллективное советское мероприятие. И как любое мероприятие, его должен был проводить представитель власти – ответственное лицо, задающее правильный тон. Слава Богу, хватило ума сделать таким ответственным не очередного докладчика, а условный персонаж.

Прототип нашли на буржуазном Западе, где Рождество Христово ассоциировалось с бородатым Санта-Клаусом – святым Николаем, раздававшим детям подарки. В 1931 году американский художник Хэддон Сандблом, рисовавший рекламу для «Кока-Колы», изобразил Санта-Клауса добродушным толстяком в красном кафтане и красном колпаке, с белоснежной бородой. Образ быстро приобрёл широкую популярность. А большевистские креативщики его позаимствовали, превратив рождественского святого в новогоднего Деда Мороза.

Первая общесоюзная новогодняя ёлка состоялась в Колонном Зале Дома Союзов 1 января 1937 года. Роль Деда Мороза исполнил знаменитейший конферансье Михаил Наумович Гаркави – полный сорокалетний мужчина в полном расцвете сил. Вот только Снегурочки у него не было. Её придумали позже, уже после Великой Отечественной войны, детские писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков (отец двух знаменитых кинорежиссёров). С их лёгких рук печальная героиня пьесы-сказки А. Н. Островского преобразилась в бодрую жизнерадостную девицу наподобие передовых работниц из советских кинофильмов.

И если Санта-Клаус рекламировал «Кока-Колу», то Дед Мороз со Снегурочкой прославляли родную власть.

Родина Деда Мороза долгое время оставалась неизвестной. В христианском мире любой ребёнок знает, что Санта-Клаус прилетает на оленях из Лапландии. Эта заполярная территория наряду с финскими, норвежскими и шведскими землями включает и российскую Мурманскую область. Однако инициативный московский мэр Юрий Лужков объявил резиденцией Деда Мороза Великий Устюг, лежащий намного южнее. Название этого старинного городка звучит вполне сказочно. Правда, получилось, что Деду Морозу не по душе Заполярье, зато глобалистской Лапландии нос утёрли.

Источник: http://geno.ru/news/tags/46/