Международный институт генеалогических исследований
Карта сайта Записывайтесь на курсы по генеалогии
Программа «Российские Династии»

Душою – русский

24.03.2014

У-За-Тун-Гуа-Ха – Николай обрёл в Ульяновске второй дом и профессию

Однажды в Ульяновский архив службы управления делами Куйбышевской дороги пришёл необычный посетитель. Его просьба показалась странной – найти сведения об его прадедушке – китайце по происхождению, который в середине прошлого века работал машинистом в паровозном депо Ульяновск.

Сами служителей архива были немало удивлены, когда узнали что под простой русской фамилией – Иванов (фамилия изменена - авт.) – скрывалась судьба человека, родившегося и прожившего юность в Китае. Оказалось, что «обрусевший» житель Поднебесной, действительно, последние годы своей жизни работал в паровозном депо Ульяновск.

Необычный посетитель приехал из Москвы, выглядел респектабельно и имел внешность европейца. Он объяснил, что собирает генеалогическое дерево своей родословной и узнал, что его прадедушка жил в Ульяновске. Работники архива до сих пор помнят, с каким трепетом столичный гость рассматривал пожелтевшие документы своего родственника. Он держал их в руках со слезами на глазах, потом аккуратно переснял каждую бумажку на профессиональную камеру. Очень расстроился, что не сохранилось ни одной фотографии. С этой трогательной истории и началось моё знакомство с уникальным документом.

Теперь уже я держу в руках ту самую папку, которая была бесценна для необычного посетителя из Москвы. Потрёпанный скоросшиватель под фондом №4 и личным делом №77. На обложке – фамилия, имя, отчество: Иванов Николай Владимирович. В папке находятся трудовая книжка работника железнодорожного транспорта и много различных мелких документов, написанных на обрывках бумаг. В архиве сохранилось немало: здесь и приказы о приёме на работу, и суточные талоны на сдачу изготовленных изделий по депо Ульяновск, и заявление о приёме на работу.

Но больше всего мое внимание привлекла автобиография владельца, она была написана по-русски немного корявым почерком на обыкновенном тетрадном листке в линейку. Информация лаконичная, но все же способна впечатлить.

Настоящая фамилия Иванова – У-За-Тун-Гуа-Ха. Родился он в 1890 году в Харбине, в многодетной семье, которая жила крайне бедно, впроголодь.

В 1905 году, в период Русско-Японской войны, 14-летнего китайца-подростка забрал с собой полковник русской армии. Стоит предположить, что многодетная китайская семья отдала мальчика, чтобы он не умер от голода.

Так У-За-Тун-Гуа-Ха приехал в Минск, поселился также в многодетной семье полковника, где его нарекли Николаем, помогли получить Российское гражданство. Казалось, что всё наладилось, но буквально через год после этого случилось несчастье, полковника убили. Китаец до 1914 года продолжал проживать в семье погибшего и исполнял обязанности прислуги, после чего решил начать самостоятельную жизнь. Оставив свой первый на чужбине приют, Николай подался в город Екатеринослав (ныне – Днепропетровск - авт.) и устроился там работать на Металлургический завод. Проработав год, уехал в Ленинград, где трудился в трамвайном парке слесарем.

Тем временем в России наступали времена больших политических и социальных перемен, и Николай Иванов оказался в водовороте этих исторических событий. Во время революции 1917 года, которая, главным образом, произошла как раз в Петрограде, Иванов в составе добровольцев принял участие в свержении царизма, а в период Гражданской войны сражался на стороне Красной Армии рядовым пехоты.

«Разбив Колчаковскую банду, я в 1922 году приехал в Симбирск и устроился работать в паровозное депо, вступил в партию», - такими простыми словами описывает он начало нового, уже железнодорожного, периода в своей жизни.

В депо он начинал работать слесарем, затем помощником машиниста и, наконец, машинистом. Сохранилось заявление Николая Иванова о приёме на работу от 9 ноября 1922 года, резолюции ТЧ-6, участок тяги, печать депо Симбирск, принятие на должность рабочего, потом были курсы машинистов.

Архивные документы позволяют заглянуть не только в профессиональную, но и личную жизнь. Передо мной анкета, написанная Николаем собственноручно. Женился он на русской крестьянке – Марье Никитичне, 1896 года рождения, с которой воспитал четверых детей. Стоит отметить, что в графе «родной язык» указал – «русский», а в графе « иностранный язык» – «китайский, знаю слабо». Вот такие метаморфозы произошли в его судьбе.

Николай Владимирович проработал в паровозном депо Ульяновск до 1944 года, а дальше сведения о нём обрываются. Листая пожелтевшие страницы, мне хотелось надеяться, что его жизнь и история не закончились этим годом.

Однако одна запись в трудовой книжке, датируемая последней, заставила содрогнуться: «уволен по ст.47 КЗОТ п.1 от 1 апреля 1944 года». Это означало, что трудовой договор нанимателем был расторгнут. Что случилось? Не было ни одной бумаги, раскрывающей причину увольнения необычного машиниста.

Свет на подробности судьбы У-За-Тун-Гуа-Ха пролил его правнук, который в своём расследовании продвинулся значительно дальше. Как оказалось, его прадед попал в жернова репрессии, был арестован по доносу якобы «за саботаж». Как это было, мы уже хорошо знаем по книгам и фильмам о том времени.

Теперь стало понятно, почему были изъяты все фотографии из личного дела Иванова. Также было вырвано фото и из его трудовой книжки – на её месте остались лишь следы засохшего клея. Вот так и закончилась история одного маленького человека, китайца по происхождению, но русского по убеждениям, посвятившего более 20 лет своей жизни работе на железной дороге. 
Александр Савенков

Источник: http://www.gudok.ru/zdr/177/?ID=1040925&archive=32077