Telegram-чат

Бесплатная
консультация

Международный институт
генеалогических исследований Программа «Российские Династии»
+7 903 509-52-16
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2
Цены на услуги
Заказать исследование
г. Москва, ул. Кооперативная, 4 к.9, п.2

«Тверь – щедротами Екатерины Второй»

31.01.2014

Несколько слов о вышедшей книге «Тверь – щедротами Екатерины Второй» (Тверь, 2013). Авторы альбома – Алексей Салимов, Марина Салимова, Вячеслав Савельев, Александр Семенов, издатель – Тверское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Выход издания стал возможным благодаря победе в городском конкурсе социальных проектов «Тверь – объяснение в любви».

Альбом, как видно из названия, посвящен екатерининскому веку в Твери. Он связан с 250-летием создания генерального плана города, который был сверстан в 1763 году после уничтожения пожаром деревянной Твери. Тогда же по Указу Екатерины Великой были утверждены планы застройки 350 российских провинциальных городов.

Напомним: зодчий Петр Никитин, сын художника Романа Никитина, поставил здесь у нас небывалый градостроительный эксперимент, создав «игрушку» – «Петербурга уголок», «самый красивый после Петербурга в России город». Средневековая деревянная Тверь за десятилетие превратилась в каменный город в европейском вкусе: знаменитое трехлучие, застройка центральной улицы и набережной Степана Разина единой фасадой. Никитин был зодчий сравнительно молодой, желавший готовить зодчих на практике. Екатерина одобрила план Никитина. В это время в его команде подвизается и Матвей Казаков – будущий строитель Кремлевского дворца.

До екатерининского века в Твери доминирует скученная деревянная застройка, то и дело выгоравшая в ходе страшных пожаров. Екатерине Великой нравилось быть строительницей. Интересно прочитать и о масштабах помощи городу в екатерининские времена. За десятилетие построены десятки общественных зданий, 237 частных домов. Жаль, не сохранились с той поры гостиный двор на Миллионной, сад, подаренный Екатериной городу. Но каждый день мы можем видеть творения Никитина и Казакова.

«При построении домов должно соблюдать три правила, – учил отвечавший за строительные работы перед государыней Иван Бецкой, – твердость, способность и красивость, город в большом есть то же самое, что дом в малом. Нужно, чтобы улицы были широки и прямы, площади большие, все дома на всю улицу, одною сплошною фасадою…». Приятно, что в старом городе, где мы живем, сохранились целые кварталы домов восемнадцатого века, построенных, как и предписывалось. Есть и остатки кварталов, построенных с разрывами фасадов. Говорили, что количество окон в единой фасаде, смотрящей на набережную Волги, первоначально было равно числу букв в словах «Государыня Екатерина».

«Прокладывайте улицы» – такой совет, как мы знаем, дал Екатерине Второй великий французский философ Дени Дидро. Знаменитые три луча – улицы, запроектированные Петром Никитиным, проходящие через изящные площади, сохранились в планировке старинного города. На оси плана Никитин помещает четыре площади с собственными функциями – Соборная, Красная, Восьмиугольная, Полуциркульная. Никитин запроектировал тверские площади пустыми. Дома были двухэтажными, потому на старинных фотографиях город выглядит соразмернее.

При Екатерине создается шестнадцать центральных кварталов, где дома предписано строить исключительно из камня. Принимается решение переместить домовладельцев победнее к бывшей Ямской слободе. Тогда же создается сплошная и усадебная застройка кварталов Твери. Историкам известны гигантские средства и выданные и частично прощенные ею суммы.

Жалко, что нет в городе улиц архитекторов Никитина, Квасова, Казакова, Обухова – они, его устроители, это заслужили.

На 1776 год приходится последний год деятельности конторы по застройке Твери. Происходит отставка Никитина, и в Твери начинает свою работу Федор Штенгель. Им создан в 1777 году главный парадный фасад Затьмачья, который составила набережная Тьмаки. Троицкая улица визуально связывала соборную колокольню и башню Путевого дворца со старинным храмом Твери, церковью Белая Троица, известной еще со времен погрома Твери Грозным.

Альбом представляет очерки о кварталах старинного города и старинные фотографии и планы, но не связан исключительно с екатерининским веком. Есть в нем и немногочисленные более ранние постройки, и более поздние. А фоторяд представляет город таким, каким он вошел в двадцатый век.

В этом альбоме невозможно было бы обойти вниманием и кафедральный собор Твери, и упоминания о Тверском кремле. В 1763 году разбирают последнюю башню деревянного Тверского кремля. Построены новый архиерейский дом, который Екатерина сделала своим дворцом, дом губернатора. Преображается набережная левого берега Волги, где расположен Отроч монастырь. Трудно представить ту Тверь, выполнявшую до возникновения железнодорожного транспорта роль транзитного пути на водной артерии. Гладь трех рек, волжские пейзажи, пароходы, баржи, лодки Твери-кормилицы. Волга, как и Тверца, покрыта судами, здесь проходит до 5000 барок ежедневно.

Город с Волги выглядит по-другому, доминантой выступают храмы. Сегодня уцелел единственный – Вознесенский. Велик список утрат. Перестроены Гостиный двор и городская Дума – сегодня это величественный неоклассицистский областной драматический театр. Надстроены дома в центре – а в альбоме видим еще двухэтажный кинотеатр «Вулкан». На фотографии из альбома «Виды местности на реке Волге от Твери до Казани» 1867 года дома от Ильинского (Тверского проспекта) до Трехсвятской одноэтажные, от Владимирского переулка (Студенческого) до Скорбященской улицы (улицы Володарского) – уже двухэтажные. Владельцы домов на Волжской набережной – Куровы, Волковы, Головинский, Коняев, Былинкин, Бакунин, Аваевы, Нечаевы, Шлыгины, Светогоровы. Старинные тверские фамилии, их потомки живут в городе и поныне.

В издании отражена история Спасо-Преображенского собора. Как известно, первое каменное здание тверского Спаса возведено в 1234–1285 годах русскими мастерами. В семнадцатом веке древний собор разобрали, построили заново, ориентируясь на московский Успенский собор. Уже в девятнадцатом веке рядом с тверским собором Святого Спаса планируется постройка нового собора. Новой вехой стал 1935 год, когда собор был разрушен. Рядом с Императорским дворцом встали памятники новой эпохи – Ленин, Сталин, Калинин…

Презентуемая работа заслуживает высокой оценки. И все же хочется подискутировать с позицией ряда авторов, ратующих за старину. Восторгаясь дореволюционными видами центра Твери, многие историки и краеведы не хотят признать, что это был совсем другой, маленький город. При этом показательно умаление или умолчание градостроительных решений двадцатого века, когда в Твери возникают прекрасные здания театра, филармонии, библиотек, Домов культуры, кинотеатров, школ, детских садов, мостов, заводов, ТЭЦ, жилых кварталов. В сегодняшнем городе живет народу в десять раз больше, чем в екатерининском, и в шесть больше, чем в начале двадцатого века. Сложные социальные процессы двадцатого века не могли не отразиться на облике города. Позволим привести мнение авторитетного исследователя тверской культуры Галины Лебедевской. Это в доме ее прадеда на Новоторжской, построенном по проекту Росси, находится сегодня бюро технической инвентаризации, с фасадами, увы, плачевного состояния. Галина Лебедевская, сокрушаясь об утратах, правильно писала, что того города нет и уже не будет. Надо очень поддаваться конъюнктуре момента, чтобы утверждать, что в двадцатом веке все в городе стало хуже. Двадцатый век много и хорошо строил. Любой город развивается. Есть утраты, но есть и обретения. Модерн и эклектика, осужденные сначала за дурновкусие, а потом понятые как универсальная игра со стилями, конструктивизм, неоклассицизм, современный хай-тек – все они оставили след на облике города. Утратам не суждено возродиться в полноте, сегодня важнее бережно сохранять то, что есть. На эти мысли наводит отличная работа авторов альбома о красоте Твери изначальной и вечной.

Продолжение разговора о Твери, ее культуре и архитектуре – 11 февраля в 16 часов на открытии Недели тверской книги. В 17.30 в зале искусств будет презентован обсуждаемый в этой статье альбом. А 13 февраля в 16 часов – встреча с книгой Маргариты Железновой «Если бы картины заговорили...», она о коллекции картин Тверской картинной галереи.

Александр БУШЕВ,

доктор филологических наук, профессор ТвГУ

Источник: http://www.tverlife.ru/news/74167.html
Все новости

Наши услуги, которые могут быть Вам интересны